Interested Article - Алябьев, Александр Александрович

Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев ( 4 [15] августа 1787 , Тобольск 22 февраля [ 6 марта ] 1851 , Москва ) — русский композитор, пианист, дирижёр.

В XIX веке пользовался большим успехом, написал около 200 романсов , 6 опер , 20 музыкальных комедий , множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева — романсы « Соловей » (1826) на слова А. А. Дельвига , «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина , « Вечерний звон » на слова И. Козлова , «Нищая» на стихи П. Беранже в переводе Дмитрия Ленского .

Биография

Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье гражданского губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1822).

В 1796 году семья переехала в Петербург, где отец получил должность в Берг-коллегии — Горном ведомстве, а Александр Алябьев брал уроки музыки у Иоганна Генриха Миллера. В 1801 году начал службу унтер- шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге , затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения — романс и вальсы

Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии в 1813—1814 годов (3-й Украинский казачий полк — 1812 год, Иркутский и Ахтырский гусарский полк — 1813—1814 годы). Участвовал во взятии Дрездена , организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым . При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом , в боях на Рейне и взятии Парижа . Награждён орденом св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени и медалью «В память войны 1812 года». Окончил войну в чине ротмистра . Продолжил военную службу в Петербурге, где в 1815 году сочинил одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк» .

В 1823 году Алябьев в чине подполковника вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным , композитором Алексеем Верстовским .

В начале 1825 года Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Тимофея М. Времева на почтовой станции в деревне Чертаново Московской губернии. Это происшествие описано А. Ф. Писемским в романе «Масоны» (1880—1881). Несмотря на недоказанность обвинения, был приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.

В 1828 году, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск . Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.

В 1832—1833 годах Алябьев жил на Кавказе , нёс послушание регента Свято-Троицкого собора г. Ставрополя. В 1833—1834 годах жил в Оренбурге, затем — в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с историком-фольклористом М. А. Максимовичем ) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан в 1834). Лишь в 1843 году Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 году завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским .

Алябьев — автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова , «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева .

Алябьев был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Офросимовой , урожд. Римской-Корсаковой (15.08.1800 —1854), с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека , историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 года. Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года , похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.

В 1920—1930-е годы некрополь Симонова монастыря был разрушен. 24 февраля 2009 года состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове .

Память

А. А. Алябьев. Почтовая марка СССР 1951 года

Имя А. А. Алябьева было присвоено творческим учебным заведениям:

Конкурсы и значимые мероприятия:

  • Ежегодный творческий вечер, посвящённый Александру Алябьеву (Тобольск, хор «Полемика», проводится более 14 лет)
  • Фестиваль «Алябьевская осень в Тобольске» (Тобольск, проводится более 10 лет)
  • Фестиваль «Алябьевская музыкальная осень» (Тюмень, проводится с 1986 года)
  • Всероссийский конкурс старинного русского романса им. А. А. Алябьева (Санкт-Петербург, проводится с 2017 года)
  • К 230-летию композитора во многих городах России и зарубежья были проведены крупные концерты. В том числе композитора почтили на его родине — в Тобольске.
  • Концерт «Алябьевские вечера» к 230-летию композитора (Тобольск, 2017; хор «Полемика», хор «Бах»)

Книги, фильмы:

  • Антология 12 авторов «Браво, Алябьев», составитель Л. И. Шмаль (М.: Университетская книга, 2017)

Памятники и прочее:

  • Памятник А. А. Алябьеву в архитектурно-ландшафтном парке « ». Скульптор Сергей Мильченко (Тобольск, 2017)
  • В честь известного романса Алябьева « Соловей » названа часть архитектурно-ландшафтного парка «Ермаково поле» — «Алябьевская соловьинная поляна»
  • Первый, долгое время единственный памятник А. А. Алябьеву. Скульптор Н. Ф. Венгрин (1998, с. Рязанцы , Московская область)

Известные сочинения

Алябьев А. (?) на портрете работы Тропинина
  • романсы :
  • оперы
    • Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр в Петербурге )
    • Буря (1830-е гг.)
    • Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
    • Волшебная ночь (1838—1839, не окончена)
    • Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841—1843)
    • Аммалат-Бек (1842—1847)
  • оперы-водевили
    • Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером , 1822 г., Большой театр, Санкт-Петербург)
    • Деревенский философ (1823 г., театр на Моховой, Москва)
    • Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824 г., Малый театр , Москва)
    • Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем , 1824 г., театр на Моховой , Москва)
    • Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825 г., Большой театр , Москва)
    • Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825 г., там же)
    • Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825 г., там же)
    • Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
  • балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
  • пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
  • мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
  • для оркестра
    • Симфония e-moll (1850)
    • Увертюра f-moll
    • Танцевальная сюита
  • инстр. ансамбли
    • 3 струн. квартета (No 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
    • 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
    • фп. квинтет (1815?)
    • соната для скр. и фп. (1834)
    • квартет для 4 флейт
    • квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
  • пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
  • фп. пьесы, в том числе соната, танцы
  • хоры и хор. обработки собств. соч.
  • романсы для голоса с фп. (св. 150)
  • вок. ансамбли
  • обр. нар. песен , в том числе
    • Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
    • Азиатские песни (1833—1835?)
    • и др.
  • музыка к драм. спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827 г.), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы ( Шекспира , 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Примечания

  1. Риман Г. Алябьев // : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель , пер. Б. П. Юргенсон М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. — Т. 3. — С. 1500.
  2. Алябьев Александр Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. Э. // : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель , пер. Б. П. Юргенсон М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. — Т. 1. — С. 32—33.
  4. (недоступная ссылка) .
  5. Грачёва О. А. Соловей русского романса. // Военно-исторический журнал . — 2011. — № 12. — С.71-72.
  6. Коробко М. Ю. // Южные горизонты. 2001. № 31. С. 11.
  7. от 25 июня 2009 на Wayback Machine .
  8. Первый муж, полковник Андрей Павлович Офросимов (1788—1839), считается одним из прототипов Фамусова. Он был сыном знаменитой московской барыни Настасьи Дмитриевны Офросимовой .
  9. Дата обращения: 17 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  10. от 8 сентября 2017 на Wayback Machine / Православие.Ru.
  11. . Дата обращения: 29 мая 2022. 6 мая 2022 года.
  12. . Дата обращения: 20 мая 2018. 21 мая 2018 года.
  13. . Дата обращения: 20 мая 2018. 21 мая 2018 года.
  14. . wikimapia.org. Дата обращения: 3 мая 2019. 3 мая 2019 года.

Литература

  • Тимофеев Г. Н. А. А. Алябьев: Очерки жизни и творчества. — М.: П. Юргенсон, 1912. — 92 с.
  • Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни Алябьева. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. — 404 с.
  • Штейнпресс Б. С. А. А. Алябьев в изгнании. — М. : Музгиз, 1959. — 148 с.
  • Доброхотов Б. В. Александр Алябьев : творческий путь. — Москва : Музыка, 1966. — 317 с.
  • Каширников В. П. . — М., 2010.
  • Баринов Е. Х. «Игрецкое дело» Александра Алябьева: (грустная история) — Москва: Проспект, 2017. — 64 с.: портр.
Источник —

Same as Алябьев, Александр Александрович