Interested Article - Птушко, Александр Лукич

Алекса́ндр Луки́ч Птушко́ (настоящая фамилия Пту́шкин ; 19 апреля 1900 , Луганск , Российская империя 6 марта 1973 , Москва , СССР ) — советский кинорежиссёр, сценарист, режиссёр-мультипликатор, художник-мультипликатор и педагог; народный артист СССР (1969), лауреат Сталинской премии первой степени (1947). Мастер сказочного жанра в кино. Изобретатель в области комбинированных и трюковых съёмок, создатель первого в мире полнометражного кукольного мультфильма , первого советского цветного игрового фильма на многослойной цветной плёнке, первого советского звукового мультфильма и первого широкоэкранного фильма со стереозвуком .

Биография

Родился в Луганске Екатеринославской губернии (ныне Украина / ЛНР ) , в семье крестьян Луки Артемьевича и Натальи Семёновны Птушкиных. С детства хорошо рисовал . С 1919 года работал заведующим семилетней школой в селе Камышеваха близ Донецка , затем инструктором культотдела Донецкого райкома металлистов в Бахмуте .

В 1923—1926 годах учился в Московском институте народного хозяйства , работал секретарём орготдела Союза строителей Москвы . Сменил несколько профессий (корреспондент в газете, актёр, художник-декоратор), пока в 1927 году не нашёл своё призвание в кино .

Начинал на « Москинокомбинате » как художник-мультипликатор и конструктор кукол. В 1928 году дебютировал в качестве режиссёра-мультипликатора, продолжив начатую Юрием Меркуловым серию фильмов с участием кукольного персонажа Братишкина . В 1932 году снял первый советский звуковой мультфильм « Властелин быта » .

Значительной работой Птушко стала полнометражная картина « Новый Гулливер » (1935) по мотивам романа Джонатана Свифта , в которой наряду с разными по масштабу и возможностям куклами (свыше 1,5 тысяч классических, анимационных, шарнирных, механических и заводных) играл живой актёр. Новаторские методы комбинированных съёмок , конструкции и приспособления на протяжении многих лет применялись советскими кинематографистами, а открытые приёмы и способы работы с куклами получили всеобщее распространение . В частности, фильм оказал влияние на становление чешской школы мультипликации .
Песня «Моя лилипуточка», стилизованная под творчество Александра Вертинского , мгновенно стала хитом . Наталия Птушко, дочь режиссёра, впоследствии вспоминала:

Тогда, в 35-м, когда «Новый Гулливер» вышел на экраны, все вдруг заговорили об актуальности и злободневности. Марширующих лилипутов сравнивали с фашистами, а когда фашист пошёл по Европе, фильм обрёл второе дыхание; люди отказывались видеть в этом просто сказку. Но были и другие аналогии, они пугали. В нашей стране был один Гулливер, ему фильм понравился. Отец недоумевал: «Неужели никто не видит главного в моём фильме: человек и кукла — равные партнёры? Я создал новый мир, а они тянут его в свой… Я создал сказку, а вы ищете в ней обычную жизнь. Поймите, что заставить маршировать тысячу кукол сложнее, чем пройтись парадом по Красной площади целой армией». Отцу не верили. Тогда многие искали фигу в кармане .

Успех этого фильма, высоко оценённого как в СССР, так и за рубежом, позволил Птушко в 1935 году организовать на студии художественно-производственное объединение объёмной мультипликации (с 1936 года — мастерская объёмной мультипликации и комбинированных фильмов « Мосфильма »). Он организовал при мастерской курсы мультипликаторов-кукловодов и скульпторов-фазировщиков, сам на них преподавал . Под его руководством творческая команда мастерской успела поставить около дюжины кукольных фильмов. Часть из них были цветными и снимались по способу Павла Мершина (метод трёхцветной гидротипии) . К работе также привлекались Павел Баженов и другие мастера палехской миниатюры . Но из-за возникших на рубеже 1940-х годов споров о целесообразности существования объёмной мультипликации, просто «копирующей актёра», мастерская на «Мосфильме» была упразднена .

В 1939 году Птушко поставил ещё один полнометражный мультипликационно-игровой фильм — « Золотой ключик » по сказке Алексея Толстого , который не только выступил автором сценария, но и принимал активное участие в съёмках . В этой работе режиссёр отдал предпочтение комбинированным съёмкам, когда большую часть кукольных персонажей исполняли актёры и для изменения масштабов в кадре последних располагали на разном расстоянии от камеры (метод перспективного совмещения) .

С 1932 по 1949 год исполнял обязанности профессора ВГИКа и заведующего кафедрой художественного факультета .

Во время Великой Отечественной войны был признан негодным к строевой службе по близорукости и вместе с семьёй эвакуирован в Алма-Ату , где работал на Центральной объединённой киностудии художественных фильмов . Руководил трюковыми и комбинированными съёмками. Чтобы прокормить семью, научился шить обувь, вышивал знамёна. Все его ученики погибли на войне, и восстановить свою мастерскую он не смог .

В 1944—1946 годах был директором киностудии « Союзмультфильм » . В эти же годы написал ряд научно-популярных книг на тему мультипликации, трюковых и комбинированных съёмок .

Птушко был автором и соавтором сценариев, режиссёром комбинированных съёмок к ряду фильмов (не только своих), например, таких как « Дети капитана Гранта », « Парень из нашего города ». Он не только конструировал, но и собственноручно собирал куклы и всевозможные механизмы . По его инициативе заработали цеха по производству бутафории , термостат для вулканизации латексной пены в крупных размерах в Химках . С 1960 по 1963 год Птушко был художественным руководителем Творческого объединения «Юность» детских и юношеских фильмов при киностудии «Мосфильм» .

« Сказка о царе Салтане »
Афиша « Садко » в Аллентауне , США, 1962

После войны Птушко отошёл от мультипликации и начал снимать игровые фильмы, экранизируя былины , народные сказки, произведения русской литературы. Его фильмы пользовались большим успехом не только в СССР, но и на Западе: в Великобритании « Илья Муромец » (первый советский широкоэкранный фильм со стереозвуком , 1956) вышел под названием «Былинный герой и чудище» (The Epic Hero and the Beast) , в США — «Меч и дракон» (The Sword and the Dragon) ; американский вариант был перемонтирован на студии Роджера Кормана , как и ряд других сказок Александра Птушко и Александра Роу . Совместный советско- финский фильм « Сампо » (1958) шёл в американском прокате под названием «День, когда замерзла Земля» (The Day the Earth Froze), « Сказка о царе Салтане » прошла по экранам Европы, Центральной и Южной Америки, а « Садко », выпущенный в 1953 году, вновь прошёл на экранах Америки в 1962-м как «Волшебное путешествие Синдбада» (The Magic Voyage of Sinbad) .

На Западе Птушко называют «советским Уолтом Диснеем » . После появления «Сказки о царе Салтане» в 1967 году Уолт Дисней попросил передать Александру Птушко следующее: «Приезжайте, я вам предоставлю любую студию!» На что Птушко ответил: «Благодарствую, но вынужден отказаться. Моя съёмочная площадка — Россия» . Ряд критиков сравнивали его с итальянским режиссёром Марио Бавой , также известным своими работами в кинофантастике, в том числе вольной экранизацией « Вия » .

Могила А. Л. Птушко на Новодевичьем кладбище

Александр Птушко мечтал экранизировать « Тараса Бульбу » и « Слово о полку Игореве », по которому даже написал сценарий, но из-за тяжёлой болезни почек не успел довести замысел до конца .

Скончался 6 марта 1973 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7) .

Семья

Александр Птушко был несколько раз женат [ источник не указан 646 дней ] .

Дочь от первого брака — (1926—2008), работала ассистентом и вторым режиссёром на киностудии « Мосфильм », в том числе и на картинах отца; похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с отцом .

Фильмография

Год Фильм
Режиссёр Сценарист Худ. рук. Другое
1927 Пропавшая грамота (м/ф) конструктор кукол и декораций
1928 Шифрованный документ (м/ф)
Случай на стадионе (м/ф)
зелёная ✓ Y
зелёная ✓ Y
художник, мультипликатор
1929 Сто приключений (м/ф)
зелёная ✓ Y
зелёная ✓ Y
художник, мультипликатор
1930 Кино в деревню (м/ф)
(совм. с И. Никитченко )
зелёная ✓ Y
зелёная ✓ Y
художник, мультипликатор
Крепи оборону! (м/ф)
зелёная ✓ Y
зелёная ✓ Y
1932 Властелин быта (м/ф)
зелёная ✓ Y
зелёная ✓ Y
художник
1935 Новый Гулливер
зелёная ✓ Y
зелёная ✓ Y
1936 Дети капитана Гранта режиссёр комбинированных съёмок
Репка (м/ф)
зелёная ✓ Y
зелёная ✓ Y
Лиса и волк (м/ф)
зелёная ✓ Y
зелёная ✓ Y
(м/ф) зелёная ✓ Y
Волк и журавль (м/ф) зелёная ✓ Y
1937 Сказка о рыбаке и рыбке (м/ф)
зелёная ✓ Y
зелёная ✓ Y
Завещание (м/ф)
зелёная ✓ Y
1938 Весёлые музыканты (м/ф)
зелёная ✓ Y
зелёная ✓ Y
Пёс и кот (м/ф)
зелёная ✓ Y
Маленький-удаленький (м/ф)
зелёная ✓ Y
1939 Золотой ключик
зелёная ✓ Y
1942 Славный малый режиссёр комбинированных съёмок
Парень из нашего города режиссёр комбинированных съёмок
Секретарь райкома режиссёр комбинированных съёмок
Батыры степей / Песнь о великане (к/м) режиссёр комбинированных съёмок, оператор
1943 Во имя Родины режиссёр комбинированных съёмок
1944 Небо Москвы режиссёр комбинированных съёмок
Зоя режиссёр батальных сцен
Телефон (м/ф) зелёная ✓ Y
1945 Пропавшая грамота (м/ф) зелёная ✓ Y
Теремок (м/ф) зелёная ✓ Y
1946 Каменный цветок
зелёная ✓ Y
1948 Три встречи
зелёная ✓ Y
совместно с В. Пудовкиным и С. Юткевичем
1952 Садко
зелёная ✓ Y
1956 Илья Муромец
зелёная ✓ Y
1958 Сампо
зелёная ✓ Y
1961 Алые паруса
зелёная ✓ Y
Друг мой, Колька! зелёная ✓ Y
1962 Фитиль (сюжет № 3 «Накрыли»)
зелёная ✓ Y
Бей, барабан! зелёная ✓ Y
1964 Сказка о потерянном времени
зелёная ✓ Y
1966 Сказка о царе Салтане
зелёная ✓ Y
зелёная ✓ Y
1967 Вий
зелёная ✓ Y
зелёная ✓ Y постановщик трюков
1972 Руслан и Людмила
зелёная ✓ Y
зелёная ✓ Y

В 1988 году вышел научно-популярный фильм «Сказочный мир Александра Птушко» , снятый Александром Захаровым , который работал с Птушко вторым режиссёром.

В 2009 году кадры кинорежиссёра вошли в документальный телефильм «Великие комбинаторы».

Библиография

  • Мультипликация фильмы. — М. Л.: Художественная литература, 1931. — 64 с. — 15 000 экз.
  • в соавт. с Ренков Н. Комбинированные и трюковые киносъёмки / Н. Марковин. — М. : Госкиноиздат, 1941. — 135 с. — 2000 экз.
  • в соавт. с Ренков Н. Комбинированные и трюковые киносъёмки / Н. Гарвей, З. Матиссен. — М. : Госкиноиздат, 1948. — 256 с. — 4500 экз.
  • «Чудеса» кино // Наши достижения в области трюковых и комбинированных киносъёмок / Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории Общества в Москве / В. И. Володин. — Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. — М. : Правда, 1949. — 24 с. — 110 000 экз.
  • Творчество и техника // Мудрость вымысла // Мастера мультипликации о себе и своем искусстве / Сост. и авт. вступ. ст. С. В. Асенин. — М. : Искусство, 1983. — 207 с. — 25 000 экз.

Награды и звания

Примечания

  1. Шпагин А. В. . Большая российская энциклопедия . Федеральный портал «История.рф». Дата обращения: 5 октября 2016. 6 октября 2016 года.
  2. . Культура (2010). Дата обращения: 13 апреля 2019. Архивировано из 2 мая 2020 года.
  3. , с. 108.
  4. , с. 537.
  5. Масуренков Дмитрий. // MediaVision : журнал. — 2016. — Апрель ( № 3 (63) ). — С. 49—51 . — ISSN . 16 октября 2020 года.
  6. Иванов-Вано И. П. Кадр за кадром. — М. : Искусство, 1980. — С. 93—94. — 240 с.
  7. , с. 91.
  8. Спутницкая Нина. // Искусство кино : журнал. — 2015. — Май ( № 5 ). — ISSN . 20 апреля 2019 года.
  9. Майоров Николай. // Киноведческие записки : журнал. — 2011. — № 98 . — ISSN . 4 марта 2016 года.
  10. Птушко А., Ренков Н. Комбинированные и трюковые киносъёмки / Н. Марковин. — М. : Госкиноиздат, 1941. — 135 с. — 2000 экз.
  11. Птушко А., Ренков Н. Комбинированные и трюковые киносъёмки / Н. Гарвей. — М. : Госкиноиздат, 1948. — 256 с. — 4500 экз.
  12. Птушко А. «Чудеса» кино. — Наши достижения в области трюковых и комбинированных киносъёмок. — М. : Правда, 1949. — 24 с.
  13. . Дата обращения: 26 декабря 2017. 27 декабря 2017 года.
  14. Ramsey Nancy. (англ.) // The New York Times : newspaper. — 2001. — 30 December. — ISSN . 3 августа 2017 года.
  15. Сомов Л. А. // Слава Севастополя : газета. — 2015. — 15 августа. 9 июня 2020 года.
  16. Alan Upchurch. Russkaya Fantastika: The Fairytale Landscapes of Aleksandr Ptushko — Part One (англ.) // Video Watchdog : журнал. — 1991. — Декабрь. — С. 24—37 . — ISSN .
  17. Alan Upchurch. Russkaya Fantastika: The Fairytale Landscapes of Aleksandr Ptushko — Part Two (англ.) // Video Watchdog : журнал. — 1992. — Февраль. — С. 32—46 . — ISSN .
  18. . Эхо Москвы (23 апреля 2001). Дата обращения: 5 октября 2016. 6 октября 2016 года.
  19. , с. 338.
  20. . Новодевичье кладбище . Дата обращения: 13 мая 2020. 9 мая 2020 года.
  21. Двамал. . Новодевичье кладбище. Виртуальный некрополь (14 мая 2015). Дата обращения: 9 августа 2022. 6 октября 2016 года.
  22. . Дата обращения: 13 апреля 2019. 25 ноября 2020 года.
  23. Шмелёва Ольга. . Мосфильм (17 апреля 2020). Дата обращения: 9 июня 2020. 9 июня 2020 года.
  24. Майоров Николай. . Первые в кино (5 апреля 2017). Дата обращения: 18 октября 2023. 27 октября 2023 года.
  25. // Правда : газета. — 1935. — 12 января ( № 12 (6258) ). — С. 1 . 5 ноября 2019 года.
  26. // Комсомольская правда : газета. — 1940. — 24 мая ( № 118 (4600) ). — С. 1 . 20 сентября 2021 года.
  27. // Литература и искусство : газета. — 1944. — 15 апреля ( № 16 (120) ). — С. 1 . 6 июня 2021 года.
  28. , с. 338—339.
  29. , с. 339.
  30. Майоров Николай. . Первые в кино (6 ноября 2016). Дата обращения: 18 октября 2023. 4 февраля 2023 года.

Литература

  • Режиссёры советского художественного кино // Биофильмографический справочник в 4-х томах / Авт.-сост: В. П. Боровков, Т. В. Сергеева, С. В. Сковородникова, Г. А. Сухин, Н. М. Чемоданова. — М. : ВНИИ киноискусства, Госфильмофонд СССР, 1985. — Т. 3. — 184 с.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Энциклопедия отечественной мультипликации / Сост. С. В. Капков. — М. : Алгоритм, 2006. — 816 с. — 3000 экз. ISBN 5-9265-0319-4 .
  • Спутницкая Н. Ю. // Птушко. Роу: Мастер-класс российского кинофэнтези . — М., Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 371 с. — ISBN 978-5-4475-9618-7 .

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
  • Селиверстов Егор. // Первое сентября : газета. — 2003. — 18 ноября ( № 81 (1248) ).
  • . Артефакт — гид по музеям России . Дата обращения: 9 августа 2022.
Источник —

Same as Птушко, Александр Лукич