Interested Article - Верховские княжества

Верховские княжества ( Карачевское , Новосильское и Тарусское ) в XIV веке

Верхо́вские или Верхнео́кские княжества русские удельные княжества в верховьях реки Оки , которые возникли в XII XIII веках как уделы Черниговского княжества .

Согласно традиционной версии, восходящей к родословным XVI века — с 1246 года под властью младших сыновей Михаила Всеволодовича и их потомков. Согласно современным исследованиям, в Козельске могла оставаться линия Мстислава Святославича , дяди Михаила, в Карачеве и Козельске могли править родственники вщижских и брянских князей, а в Новосиле и Тарусе — потомки курских и трубчевских.

Ранняя история (до XIII века)

Восточнославянский племенной союз вятичи был подчинён киевскими князьями позже всех других (во 2-й пол. XI века) и упоминается в летописях дольше всех других (вплоть до 1197 года). Земли на верхней Оке находились под властью черниговских князей. Многие города региона впервые упоминаются в середине XII века в связи с борьбой Святослава Ольговича против Изяслава Мстиславича и двоюродных братьев Давыдовичей черниговских.

Черниговские князья, переходя на киевское княжение (1139, 1157, 1176, 1206), стремились сохранить за собой либо сам Чернигов , либо восточные земли Черниговского княжества через своих младших родственников. Сыновья Святослава и Ярослава Всеволодовичей локализуются летописями и историками следующим образом: Олег Святославич Стародуб (с 1204/1246 года также Новгород-Северский ), Владимир Святославич Вщиж , Глеб Святославич в разное время владел киевскими «пригородами» ( Каневом , Белгородом ), Мстислав Святославич Козельск , Ярославичи — Сновск . Хронологически первым относящимся к верхнеокскому региону уделом был козельский. Он упомянут в связи с битвой на Калке (1223), но мог быть получен Мстиславом ещё при жизни отца. Другие княжеские центры на верхней Оке впервые упоминаются намного позже 1246 года: Карачев в 1310 и затем в 1377 годах, Новосиль — в 1326, Оболенск — в 1368, Одоев — 1376, Таруса — 1392.

Происхождение верховских князей

Согласно традиционной версии, у Михаила Всеволодовича было 5 сыновей, однако лишь один из них — Ростислав — упоминается в летописях, но при этом не упоминается в родословных верховских князей, составленных в XVI веке. При этом Роман Старый не мог быть сыном Михаила по династическим и церковным канонам. Также из родословцев известны Мстислав Карачевский , Семён Глуховский и Юрий Тарусский , сыновья которых согласно родословцам действовали во 2-й половине XIV века, тогда как в среднем за этот промежуток должно было смениться 4-5 поколений.

В связи с отсутствием (либо утратой) летописания в уделах бывшего Черниговского княжества, сведения о них крайне обрывочны и происходят из летописей крупных соседних государств (Московского и Литовского). Существование и названия ряда верхнеокских уделов (мышецкого, волконского и т. п.) восстанавливаются исключительно по фамилиям княжеских родов, которые в конце XVI либо в XVII веке заявили о принадлежности к числу потомков святого Михаила Черниговского. При этом удельные князья, показанные в составленных ими тогда родословных росписях, зачастую больше не фигурируют ни в каких исторических источниках. Уже Николай Баумгартен высказал сомнение в достоверности родословных справок, предположив, что часть верхнеокских князей могла происходить не от Михаила (в силу канонизации единственного черниговского правителя, чьё имя было известно книжникам XVII века), а от других Ольговичей (его кузенов), которые в изобилии упоминаются летописями . Исходя из родословцев все эти многочисленные княжичи (включая внуков Игоря Святославича ) не оставили потомства, а все последующие Ольговичи происходят исключительно от Михаила. Тем не менее в силу «престижа» происхождения от святого Михаила родословные XVII века принято некритически воспроизводить и в современных изданиях, когда достраиваются несколько поколений между Михаилом и его предполагаемыми потомками . Современные исследователи сдвигают годы жизни родоначальников упомянутых княжеских ветвей вперёд, тем самым отделяя их от Михаила Всеволодовича, при этом допуская, что среди их возможных отцов мог быть какой-то другой Михаил .

Карачевское и Козельское княжества

Мстислав Карачевский упомянут во Введенском синодике рядом с новгород-северскими князьями Давыдовичами. Карачев как княжеский центр впервые упомянут в поздней Никоновской летописи под 1310 годом (убийство князя Святослава Мстиславича Василием Брянским ).

Однако, историки обратили внимание, что в более надёжных источниках Карачев как княжеский центр впервые упомянут лишь в 1383 году, а Козельск стал таковым между 1167 и 1201 годами. Кроме того, козельские князья были наделены титулом карачевских только в поздних родословных. С нашествием козельская ветвь князей не пресеклась: к ней, вероятнее всего, относился и черниговский князь рубежа XIII/XIV веков Михаил Дмитриевич . И не Козельск относился к Карачевскому княжеству, а, напротив, Карачев стал владением козельских князей . Потомками данной ветви стали Мосальские , Болховские , Хотетовские , Елецкие , Пузына , Огинские (?).

Звенигородское княжество

Летописи знают козельского князя Андрея Мстиславича , убитого в 1339 своим племянником, и Адриана Титовича, сына действовавшего в 1365 году Тита , отчество которого в летописях не упомянуто. Историки отождествляют Адриана с Андреем. Только позже, в родословных, Андрей был наделён титулом звенигородского и карачевского князя (а Тит — карачевского).

Относительно Звенигорода (2-я пол. XIV века), считающегося уделом Карачевского княжества, историки разошлись во мнениях , идёт ли речь о верхнеокском (традиционная версия), северском или подмосковном городе. В частности, Зотов Р. В. указывает на владение звенигородскими князьями под Звенигородом-Московским сёлами как на признак их местного (но тем не менее чернигово-северского) происхождения; владения черниговских князей доходили до этих пределов: в частности, Семён (князь новосильский) в середине XIV века продал Москве волость Заберег в верховьях Протвы . Версия о расположении Звенигорода в бассейне Десны сочетается с версией происхождения звенигородских князей не от козельских или карачевских, а от новосильских . Спасское городище, обычно ассоциируемое со Звенигородом, могло соответствовать городу Спашь (см. ниже).

Новосильское княжество

Что касается новосильских князей, то историки, привлекая Любецкий синодик , реконструировали два поколения князей между Семёном глуховским (гипотетическим сыном Михаила черниговского из родословий) и Иваном и Романом новосильскими конца XIV века: либо через убитого в 1326 году в Орде Александра новосильского и его сына Семёна, либо через упомянутого перед ним в синодике Михаила глуховского и его сына Семёна. Однако территориально Глуховское княжество никогда не имело сообщения с Новосильским: до середины XIII века оно относилось в Новгород-Северскому княжеству, затем к Брянскому, и историки уже с середины XIV века говорят о его распаде на две части. В 1376 году Роман новосильский после очередного набега Мамая перенёс столицу княжества севернее, в Одоев .

Потомками этой ветви были Белёвские , Воротынские , Одоевские (от трёх сыновей Романа Семёновича).

Тарусское и Оболенское княжества

Что касается Тарусского княжества, то историки говорят о распаде к середине XIV века и его на две части либо о переходе главенствующего положения от Тарусы к Оболенску . В 1368 году погиб при противодействии походу Ольгерда на Москву Константин Оболенский . Таруса впервые упомянута лишь в связи с куплей Василием Дмитриевичем московским ярлыка на неё у Тохтамыша в 1392 году. В летописной повести о Куликовской битве (1380) под Фёдором тарусским может подразумеваться его потомок, погибший в сражении с татарами под Белёвым в 1437 , а на Куликовом поле погиб, согласно Елецкому и Северскому синодикам, Фёдор Андреевич звенигородский, литовский вассал, до этого известный победой над татарами в 1377 году. Впоследствии Оболенские резко критиковали родословную Волконских , выводящих себя от сомнительного тарусского князя Ивана Толстой Головы , считающегося Волконским несмотря на то, что его предположительные потомки (сыновья участника Куликовской битвы Фёдора тарусского) пришли на Волкону только в 1-й половине XV века. Они же считаются Конинскими князьями, а потомки Ивана-Мстислава Спажскими , но после того, как в обоих уделах «захудали и извелись от войн татарских» потомки Семёна Юрьевича . Безносюк С. Н. считает Фёдора и Ивана-Мстислава Семёновичами, Зотов Р. В. — родными братьями Константина (Ивановичами), а составители БРЭ — также родными братьями Константина (Юрьевичами).

Генетические исследования потомков Юрия (князей Оболенских , Волконских , Долгоруковых и Барятинских ), проведённые в XXI веке, показали, что у них по крайней мере действительно был общий предок, который принадлежал к гаплогруппе R-L260. При этом они по мужской линии не происходят от того же предка, что и протестированные Мономашичи , а также Пузына и Мосальские , у которых скандинавский гаплотип гаплогруппы N-L550 .

Между Москвой и Литвой

Верховские княжества в московско-литовском приграничье

С распространением власти Великого княжества Литовского (ВКЛ) на Брянское княжество ( 1357 ), князья которого обычно владели и титулом великих князей черниговских, верховские княжества стали испытывать на себе влияние Москвы и Литвы, а к концу XIV века и Рязани . В 1375 1380 годах действовали в союзе с Московским княжеством в походе на Тверь и в Куликовской битве . Но уже в начале XV века также попали в зависимость от Великого княжества Литовского, которому выплачивали так называемое «полетнее» (то есть ежегодную дань ).

Часть этих княжеств полностью попала под власть Великого княжества Литовского и потеряла независимость, но некоторые полностью сохранили внутреннюю автономию и свои правящие династии даже после вхождения в его состав. Так во второй половине XV века Воротынское , Одоевское и Белёвское княжества хотя и находились под литовской юрисдикцией, но великий князь Литовский Казимир не вмешивался в их внутренние дела и только иногда требовал участия в военных действиях.

Каждое княжество делилось между наследниками-братьями на части («дольницы»). Успехи великого князя Московского Ивана III в борьбе с Ордой способствовали «отъездам» верховских князей на московскую службу, что привело к Пограничной войне 1487—1494 . В результате по ВКЛ было вынуждено признать включение этих земель (кроме Карачева) в состав Русского государства .

Название «Верховские княжества» в исторической литературе прилагается ко всем бывшим черниговским уделам на верхней Оке, однако в источниках XV века верховскими называются только уделы распавшегося Новосильского княжества . Некоторые из их числа ( Воротынское , Одоевское ) сохранялись как уделы даже после включения в состав Русского царства вплоть до 1573 года .

Список княжеств

Примечания

  1. Baumgarten N. Généalogies et mariages occidentaux des Rurikides… — P. 54—56, 86—94.
  2. Зотов Р. В . . — СПб. : Типография братьев Пантелеевых, 1892. — 327 (+47) с.
  3. Войтович Л. В. // (укр.) . — Львів: Інститут українознавства ім. І. Крип’якевича, 2000. — 649 с. — ISBN 966-02-1683-1 .
  4. БРЭ « от 1 февраля 2023 на Wayback Machine »
  5. Беспалов Р. А. «Новое потомство» князя Михаила Черниговского....
  6. Безносюк С. Н. от 6 декабря 2022 на Wayback Machine , от 12 сентября 2022 на Wayback Machine
  7. Беспалов Р. А. «Новое потомство» князя Михаила Черниговского»
  8. . Дата обращения: 17 декабря 2022. 11 декабря 2022 года.
  9. Кузь­мин А. Г. Рязан­ское лето­пи­са­ние. С. 217
  10. Безносюк С. Н. от 11 декабря 2022 на Wayback Machine
  11. Никольская Т.Н «Земля Вятичей», М. Наука-1981
  12. Родъ Конинскихъ и Спашскихъ // Бархатная книга. Часть I. — С. 115.
  13. (англ.) . Дата обращения: 19 января 2013. Архивировано из 1 сентября 2013 года.
  14. Кром, Михаил Маркович, «Меж Русью и Литвой», М.: «Археографический центр», 1995—292 с ISBN 5-86169-011-1 (Т.4), ISBN 5-86169-013-8
  15. / М-во общ. и проф. образования РФ. Воронеж. гос. пед. ун-т. — Воронеж, 1998. — 62, [1] с. — ISBN 5-88519-147-6 . 4 августа 2022 года.
  16. Шеков А. В. Верховские княжества. — С. 154—156.

Литература

  • Любавский М. К. Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства. — М. , 1892.
  • Базилевич К. В. Внешняя политика Русского централизованного государства: Вторая половина XV века. — М. : Изд-во МГУ, 1952.
  • Беспалов Р. А. от 22 июля 2020 на Wayback Machine // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . М.: «Индрик», 2017. № 4(70). С. 42-52.
  • Беспалов Р. А. от 14 апреля 2019 на Wayback Machine // Проблемы славяноведения. Сб. научных статей и материалов. Брянск: РИО БГУ, 2010. Вып. 12. С. 15-61.
  • Беспалов Р. А. от 19 апреля 2019 на Wayback Machine // Проблемы славяноведения. Сб. научных статей и материалов. Брянск: РИО БГУ, 2011. Вып. 13. С. 63-97.
  • Шеков А. В. Верховские княжества. Середина XIII — середина XVI в. — М. : Квадрига; Русская панорама, 2012. — 364 с. — (Историко-географические исследования). — 1000 экз. ISBN 978-5-91791-016-1 .
  • Политическая история и география Верховских княжеств: Середина XIII – середина XVI в. / Науч. ред. . — М. : Квадрига, 2018. — 522 с. — (Исторические исследования). — 500 экз. ISBN 978-5-91791-301-8 .
  • , // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2018. — № 3(73) . — С. 34—41 .
Источник —

Same as Верховские княжества