Interested Article - Цапф, Герман

Герман Цапф ( нем. Hermann Zapf ; 8 ноября 1918 , Нюрнберг 4 июня 2015 , Дармштадт) — немецкий типограф , каллиграф , автор и преподаватель. Проживал в Дармштадте , с 1951 года женат на (нем.) .

Биография

В детстве хотел стать инженером-электриком. Покинул школу в 1933 году будучи сыном гонимого , по приходе к власти нацистов, профсоюзного деятеля крупного автомобильного завода. Ему было запрещено обучение в Нюрнбергском политехническом институте им. Георга Ома, куда он стремился поступить. По совету учителей неплохо рисовавший Цапф пытался устроиться на работу литографом ; работу он нашёл только через десять месяцев, в 1934 году, став ретушёром фотографий в типографии Karl Ulrich & Co. В середине 1930-х годов, познакомившись на выставке-памяти с творчеством , (нем.) занялся каллиграфией, изучая её дома, самостоятельно, по книгам Коха и Эдварда Джонстона . В 1938 году Цапф стал сотрудником мастерской Поля Коха, сына Рудольфа Коха, во Франкфурте-на-Майне. В том же году он создал для словолитни «Штемпель» (D. Stempel AG) и предприятия Линотайп (Linotype GmbH) свой первый шрифт — фрактуру Gilgengar, в двух начертаниях. Одновременно он работал над гарнитурой для набора музыкальных произведений — Alkor, уже по заказу кассельского издательства Baerenreiter. 1 апреля 1939 года был призван для работ по усилению Линии Зигфрида на границе с Францией. Из-за болезни сердца, вызванной непривычными физическими перегрузками, был переведён в канцелярию писарем, а в сентябре того же года уволен со службы. В апреле 1940 г. был призван на службу в артиллерии прусской армии . Затем Цапф был переведён сначала на учёбу, а впоследствии и на работу, в подразделение военной картографии в занятой немецкими войсками части Франции, где трудился над военными картами железных дорог Испании, вплоть до пленения войсками союзников в конце войны.

С 1947 по 1956 год Герман Цапф был художественным руководителем франкфуртской словолитни «Штемпель», куда он был принят без рекомендательных писем, диплома и прочих подтверждений пригодности — достаточно было показать три записные книжки рисунков и каллиграфических набросков времён войны. В то же время, между 1948 и 50-ми, Цапф преподавал в Школе дизайна в городе Оффенбахе , а также делал рисунки почтовых марок для немецкой Федеральной почты .

В этот промежуток жизни он занят и как художник-график, дизайнер и художник книги, сотрудничая с немецкими издательствами «Зуркамп», «Инзель», книжным товариществом Гутенберга и др. Другим важным направлением его творческой деятельности стала разработка шрифтовых гарнитур. В 1948 году он приступает к созданию гарнитуры Palatino , а в 1952-53 гг. как более светлую, мелкокегельную разновидность создаёт Aldus. Тогда же начинается работа над гарнитурой Melior, и в промежутке между 1948 и 1954 выходят многие другие гарнитуры. В конце 50-х появляется на свет один из самых известных и используемых по сию пору шрифтов Цапфа — Optima.

В 1956 году во Франкфурте-на-Майне он снова возвращается к свободному сотрудничеству с заказчиками в качестве шрифтового художника и каллиграфа . Одной из работ этого времени стало каллиграфическое исполнение Введения к Уставу ООН на четырёх, основных языках Содружества Наций, включая, естественно, русский для научной библиотеки Моргана в Нью-Йорке . Цапф проработал в таком качестве по середину 1960-х годов. Попутно в 1957-74 годах он был советником американского предприятия «Мергенталер Лайнотайп» в Нью-Йорке.

В 1971 году началось его сотрудничество с Дональдом Кнутом приведшее как к разработке шрифтов для приложения по компьютерной вёрстке TeX , так и, среди прочего, созданию прямой курсивной гарнитуры Euler, для Американского математического общества , предназначенной для набора математических выражений. В то же время, Цапф принимает участие, вместе с доктором (нем.) гамбургским предприятием URW Software, а также в сотрудничестве с Type GmbH, в создании компьютерной (англ.) включённой в состав расширения TeX — H&J. Впоследствии их разработки по компьютерной микротипографике будут использованы Adobe при создании верстального приложения InDesign .

С 1972 по 1981 год преподаёт в Техническом университете Дармштадта, в 1976 году становится профессором компьтерной типографики, на только что созданной кафедре Рочестерского технологического института (RIT). И ведёт свою преподавательскую деятельность вплоть до 1985 года сразу в трёх местах.

Похоронен на Старом кладбище в Дармштадте.

Шрифтовые работы

Германом Цапфом создано более 200 шрифтов . Самыми известными являются: Palatino, Aldus, Optima, Zapfino, Zapf Book, Zapf Dingbats и Zapf Chancery. Кроме того, им созданы несколько шрифтов готического письма Gilgengart (1938) и Hallmark Textura (1969), а также общенигерийский алфавит , оконченный в 1985 году. Список некоторых шрифтов:

  • Gilgengart (1938)
  • Palatino (1948)
    • Palatino Arabic (2005), совместно с Надин Шахин
    • Palatino nova (2005), совместно с Акирой Кабаяши
    • Palatino Sans (2007), совместно с Акирой Кабаяши
    • Palatino Sans Arabic (2010), совместно с Надин Шахин
  • Sistina (1950)
  • Michelangelo (1950)
  • Melior (1952)
  • Saphir (1953)
  • Virtuosa (1953)
  • Aldus (1954)
    • Aldus nova (2005), совместно с Акирой Кабаяши
  • Kompakt (1954)
  • Optima (1958)
    • Optima nova (2002), совместно с Акирой Кабаяши
  • Jeanette (1967)
  • Hallmark Textura (1969)
  • Medici (1969)
  • Venture (1969)
  • Medici Script (1971)
  • Orion (1974)
  • Marconi (1976)
  • Noris Script (1976)
  • ITC Zapf International (1976)
  • ITC Zapf Book (1976)
  • Comenius (1976)
  • Edison (1978)
  • ITC Zapf Dingbats (1978)
  • ITC Zapf Chancery (1979)
  • AMS Euler (1981)
  • Vario (1982)
  • Aurelia (1983)
  • Euler (1983)
  • Zapf Renaissance Antiqua (1984—1987)
  • Zapfino (1998)
  • Linotype Zapf Essentials (2002)
  • Zapfino Extra (2003)
  • Virtuosa Classic (2009).

Награды и премии

  • 1967 медаль Type Directors Club (TDC)
  • 1974 присуждена премия Гутенберга (нем.)
  • 1996 на 3-й московской Международной биеннале графического дизайна удостоен Диплома Вадима Лазурского Академией графического дизайна.
  • 2000 избран почетным членом немецкого сообщества пользователей ТеХ (DANTE).
  • 2003 присуждена типографская премия SoTA Typography Award.
  • 2003 избран член-корреспондентом закрытого клуба-общества библиофилов Grolier Club (Нью-Йорк)
  • 2007 награждён (нем.) Министерства науки и искусства земли Гессен, ФРГ
  • 2010 награждён федеральным Орденом «За заслуги»

Фильмография

  • Американский фильм о Германе Цапфе A film on the purpose and techniques of calligraphy. Производство «Холлмарк продакшн», Канзас-Сити, Миссури, 1966—1968.
  • Alphabet fur heute und morgen. Die Welt cler Buchstaben von Hermann Zapf. Производство и дубляж Хейнца Бюргера, Майнц , 1970.
  • Seven instruction films about the techniques of lettering: The use of broad-edged pens, brushes, ball-point pens etc. «Холлмарк кардз», Канзас-Сити, Миссури, 1971
  • В 2007 году участвует в документальном фильме Гельветика, посвященном пятидесятилетию одноименного шрифта М. Мидингера.

Интересные факты

  • Первые наброски знаков шрифта Optima первоначально были сделаны на банкнотах в 1000 итальянских лир, во флорентийской церкви Санта Кроче. Вдохновленный надписями XV века на мозаичном полу церкви, Цапф зарисовал их, решив создать шрифт сходного вида. Банкноты с рисунками выставлены в постоянном собрании Германа Цапфа в библиотеке герцога Августа в городе Вольфенбюттель .
  • Известный итальянский каллиграф Лука Барселона вспоминает о своей встрече с Цапфом в 2012 году: «Цапф показывал мне оригиналы своих работ и я был поражен какие там маленькие буквы, а он глядя на мои работы, спрашивал: как ты делаешь такие большие буквы?».
  • Название одного из эпизодов Zapp Dingbat мультсериала «Футурама», является намёком на шрифт Германа Цапфа Zapf Dingbats.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Hermann Zapf // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Серьезность гонений на отца можно понять из слов Цапфа: «В марте того же года его отправили в Дахау, ненадолго.»
  4. В настоящее время Цапф является почетным руководителем Фонда наследия Эдварда Джонстона от 28 февраля 2014 на Wayback Machine (англ.)
  5. Сам Цапф так вспоминает этот случай: «Правда, 1 апреля меня призвали в прусскую армию. Я был приписан к авиации, но послали меня в артиллерийские войска в Веймар. В армии всегда так. На тренировках я часто путал правую и левую стороны, я и сейчас их путаю. Кроме того, я был крайне осторожен и неуклюж с оружием, быстро надоел начальству и был досрочно уволен из рядов артиллеристов». Цапф Г. от 18 апреля 2012 на Wayback Machine [автобиография, пер. Тимофея Березина]
  6. Впоследствии Palatino, во многом благодаря включению шрифтового семейства в состав от 29 января 2014 на Wayback Machine , приобрел общемировую известность и породил множество подражаний и производных.
  7. Его известность и значение позволяет выбирать область приложения творческих усилий, не поступаясь мировоззренческими установками: «на рекламные агентства я принципиально не работаю.» Цапф Г. от 18 апреля 2012 на Wayback Machine [автобиография, пер. Тимофея Березина]
  8. Preamble of the charter of the United Nations. от 6 января 2014 на Wayback Machine и от 6 января 2014 на Wayback Machine
  9. Каров П. Шрифтовые технологии. Описание и инструментарий. / Пер. с англ. — М.: Мир, 2001. ISBN 5-03-003360-2 . С. 249, и далее.
  10. Hermann Zapf , от 26 сентября 2007 на Wayback Machine (англ.) // The Journal of Electronic Publishing, Vol. 6(3), 283—288 (September, 1993).
  11. от 24 декабря 2012 на Wayback Machine (англ.)
  12. от 6 января 2014 на Wayback Machine (англ.)
  13. Существует кириллический извод (Optima Cyrillic) созданный в 1998 году в словолитне Linotype нашим дизайнером Алексеем Чекулаевым. Ефимов Владимир. от 6 января 2014 на Wayback Machine «Publish» — 1998. — № 5—6.
  14. от 4 марта 2016 на Wayback Machine 2003. Jan.—Feb.. p. 108—111 (англ.)
  15. Имеется кириллический выпуск, в одном начертании, разработанный в 1993 и доработанный в 2012 году, в российской словолитне ПараТайп , дизайнерами Владимиром Ефимовым и Геннадием Барышниковым от 6 января 2014 на Wayback Machine
  16. Совместная, с Акирой Кабаяши переработка шрифта Zapfino
  17. Дата обращения: 8 января 2014. 8 января 2014 года.
  18. от 6 января 2014 на Wayback Machine . Сен. 2013.

Литература

  • Лазурский В. В. Художник книги и шрифта Герман Цапф. // Искусство книги: 1961—1962. Вып. 4. М.: «Книга», 1967. С. 138—152.
  • Лебедев В. А. // Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 800 с.: илл. ISBN 5-85270-312-5
  • Цапф Г. [автобиография пер. Тимофея Березина]
  • Цапф Г. Философия дизайна Германа Цапфа. Избранные статьи и лекции о каллиграфии, шрифтовом дизайне и типографике. — М., 2013. 260 с. ISBN 978-5-98062-067-7

Ссылки

  • Евстафьева В., Фришт Ш.
  • Шишкин В.
  • Шрифты Германа Цапфа на
  • (нем.)
Источник —

Same as Цапф, Герман