Валаамская икона Божией Матери
- 1 year ago
- 0
- 0
« Сказание о Владимирской иконе Божией Матери » — монументальное русское произведение второй половины XVI века, обширный компилятивный памятник московской литературы, повествующий о чудесах Владимирской иконы Божией Матери , святыни Русского государства, защитницы русского народа и «заступления державы Русския». Произведение приурочено к празднику сретения (торжественной встречи) иконы Божией Матери в Москве и чудесного избавления Русской земли от нашествия Тамерлана ( 26 августа ( 8 сентября ) 1395 года) .
Известно более 50 списков XVI—XIX веков, в том числе в составе двух рукописных сборников, датируемых по филиграням 50-ми годами XVI века , а также Сказание в многочисленных списках Степенной книги (создана в 1560—1563 годах), Лицевом летописном своде (составлен в 1553, 1554—1560 годах) и в некоторых других летописях.
О времени создания Повести исследователи высказывали различные мнения. С. К. Шамбинаго указал на сходство произведения с литературой XIV века и предполагал, что его автор был также автором « Повести о Темир-Аксаке ». Н. И. Тотубалин, напротив, указывал на поздний характер Сказания по сравнению с Повестью. В. П. Гребенюк пришёл к выводу, что Сказание было написано непосредственно для Лицевого свода Ивана Грозного , составленного в 1553, 1554—1560 годах .
Произведение характеризуется обширным кругом использованных источников, мастерством их обработки, торжественностью и эмоциональностью стиля. Эти особенности, а также общегосударственное значение выдвинутых идей, по мнению И. Л. Жучковой, указывают на образованность и высокий уровень литературных способностей автора. Исследовательница предполагает, что создателем Сказания мог быть митрополит Макарий или составитель Степенной книги царский духовник , протопоп Благовещенского собора (с 1564 года митрополит) Афанасий .
Л. М. Панченко разделяет мнение о создании Сказания для Степенной книги, созданной в 60-е годы XVI века трудами митрополита Афанасия, и предполагает авторство последнего. Несмотря на это, разнообразие и количество списков говорит о том, что Сказание бытовало и как самостоятельное произведение. В 80-х годах XVI века Сказание было включено в Лицевой свод .
Для своего пространного компилятивного произведения автор Сказания использовал большое количество источников. Основные из них включают: памятник владимирской литературы XII века « Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери », « Повесть о Темир-Аксаке » в редакции Никоновской летописи и рассказ о завоеваниях Тимура до похода на Русь, вероятно, также из Никоновской летописи . Так, Сказание XII века стало источником рассказа о чудесах иконы в Вышгороде и по пути во Владимир. В расказе о главном событии Сказания, перенесении в 1395 году иконы из Владимира в Москву и о чудесном избавлении Руси от нашествия Тимура, произведение следует тексту «Повести о Темир-Аксаке» в редакции Никоновской летописи . Вносились дополнения и уточнения из «Повести о Темир-Аксаке» редакций А (типа Софийской второй летописи ) и Б из Московского великокняжеского летописного свода конца XV века. Из летописных источников, подобных известиям Никоновской летописи и статьям, предшествующим Комиссионному списку Новгородской первой летописи младшего извода, заимствованы сведения, отсутствующие в главных источниках: о смерти Юрия Долгорукого , чуде и строительстве церквей в Боголюбове , подробностях строительства Успенского собора во Владимире и явлении Владимирской иконы великому князю Всеволоду за Суздалем . Из нелетописных источников, «Сказания о чудесах иконы Римляныни» и «Сказания о иконе Богоматери Тихвинской», был составлен рассказ о чудесах и явлении на Тихвине Лидской иконы Богоматери. Упоминается также о создании Успенского собора Киево-Печерского монастыря и о покровительстве Богородицы митрополиту Петру и Сергию Радонежскому .
В Сказании в качестве источника использовано ещё одно произведение владимирской литературы конца XII века, « Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года ». Оно почти целиком вошло в текст Сказания о иконе как одна из его глав лишь с небольшими изменениями .
В Степенной книге (13-я степень, княжение великого князя Василия Дмитриевича , гл. 24) Сказание разделено на 11 титлов, в которые вошли наиболее значительные чудеса Владимирской иконы, имеющие в основном церковно-политический характер и заимствованные из сказаний XII и XV веков, а также сведения из летописных источников о событиях русской и мировой истории, духовно связанные с чудотворным образом. Большинство списков произведения без изменений передают текст Сказания Степенной книги. В рукописных сборниках встречается также его расширенный вариант, в котором основной текст дополняется рассказом о «частных» чудесах Владимирской иконы, почерпнутым из Сказания XII века .
Сказание имеет пространное торжественное название, в котором кратко пересказываются основные события, сказанные с иконой: «Месяца августа в 26 день. Повесть на сретение чюдотворного образа Пречистыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа, его же написа богогласный евангелист Лука, самовидно зря на истинную Богородицю при животе ея; и како божественная та икона бысть в Рустей земли: первое во граде Киеве и в Вышеграде, преславно в церкви на воздусе являяся, и како преиде во град Владимерь, и отнеле же нарецашеся икона Владимерьская, и ея же ради вины прииде в боголюбивый царствующий град Москву и паче надежда сугубо чюдесно избавление нам содеа от нахождениа безбожнаго и зловернаго царя Темирь-Аксака; и о составлении монастыря, иде же сретоша той Пречистый Богоматери образ» .
В начале Сказания излагается история иконы. Следуя возникшей в XV веке традиции, Сказание утверждает, что именно эта икона является подлинным образом Богородицы письма евангелиста Луки , написанным при Её жизни, через который Богоматерь покровительствует «русскому роду». Увидев икону, принесенную к ней Лукой, Богородица сказала: « Благодать Моя с тобою. Отныне ублажат Меня все роды». И с тех пор благодать всегда пребывает с этой иконой.
Во второй главе кратко сообщается о принесении иконы из Палестины в Царьград , где она находилась до второй четверти XII века. В княжение великого киевского князя Юрия Долгорукого она была привезена купцом из Царьграда в Киев на одном корабле вместе с другой чтимой иконой Богородицы, именуемой Пирогощей. В этом рассказе подчёркивается идея Сказания XII века: Богоматерь, подобно солнцу, обходит все страны мира.
Затем повторяются статьи, изложенные в 6-й степени Степенной книги. В последующих трёх главах повествуется о знамениях, совершавшихся от Владимирской иконы в Девичьем монастыре Вышгороде , в который она была доставлена из Киева, и о том, как сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский , задумав уйти на великое княжение в Ростовскую землю, со слезами молил Богоматерь стать ему заступницей в его путешествии. Ряд чудес связан с судьбой самого великого князя: по его молитвам Богородица спасает княжеского проводника, тонущего в разлившейся реке, воскрешает затоптанную конем беременную жену попа Николы, спасает людей, придавленных упавшими владимирским Золотыми воротами , посылает больной жене князя здоровое чадо. Князь Андрей достойно почтил и украсил икону драгоценным окладом, поместил её в соборной церкви во Владимире. С тех пор она получила название Владимирской .
В заимствованном «Сказании о победе над болгарами» повествуется об успешном походе Андрея Боголюбского на волжских булгар и о том, как от иконы Спаса и Пречистой Его Матери просияли лучи божественного света, покрыв собою всё войско великого князя. По преданию, такое же видение было явлено в тот день греческому царю Мануилу , одержавшему победу над сарацинами. В память об этом событии царь Мануил и князь Андрей Боголюбский установили празднество Всемилостивому Спасу ( 1 (14) августа ) .
Далее повествуется о нашествиях Батыя и Темир-Аксака (Тамерлан). В рассказе о нашествии Батыя и разорении им Владимира отмечается, что Владимирская икона уцелела, чтобы сохранять Русскую землю благодатью, проистекающею от неё по древнему обетованию: «Благодать Моя с тобою». Главным событием Сказания является перенесение в 1395 году иконы из Владимира в Москву и о чудесном избавлении Руси от нашествия Тимура .
В статье «О всенародном благонадежном молении пред образом Богоматери» вновь рассказывается о написании Владимирской иконы апостолом Лукой и обещании благодати новопросвещенной Русской земле. Вспоминаются явления Богоматери на Руси в других чудотворных иконах .
Рассказы о чудесах Богородичных икон имели большое культурное значение. Автор Сказания стремился показать общегосударственную значимость почитания Владимирской иконы, покровительствовавшей ещё в XII веке Киеву и Владимиру, а с конца XIV века столице Русского государства — Москве. Доминирующей в Сказании является идея об особом покровительстве Богородицы русской столице, об избранности Москвы среди других русских городов. Сообщая о перенесении Владимирской иконы Богоматери из Царьграда в Киев и сравнивая её историю с историей «хождения» из Византии в Рим византийской святыни, Лидской иконы Богоматери, впоследствии перенесённой на Русь, в район Тихвина, автор Сказания развивает идею о византийском наследии.
Идейная направленность Сказания оказала существенное влияние на его жанр. П. Г. Васенко отмечает, что произведение представляет собой торжественное слово , читаемое в особо торжественные дни . Однако уже в XVI веке Сказание переписывается в сборники для ежедневных чтений.
История Владимирской иконы была перерабатывалась для статей кратких летописцев и пересказывалась в известиях о чудесах Богородичных икон. Миниатюры Лицевого свода впоследствии стали иконографическими образцами для росписей ярославских церквей и клейм икон Владимирской Богоматери .