Interested Article - Дилецкий, Николай Павлович

Никола́й Па́влович Диле́цкий (около 1630 , Киев — не ранее 1681 , Москва ) — русский музыкальный теоретик, композитор . Автор музыкально-теоретического трактата «Мусикийская грамматика», оказавшего большое влияние на развитие музыкальной науки в России.

Биография

Николай Дилецкий родился около 1630 года в Киеве. В 1675 году окончил Виленскую иезуитскую академию (ныне Вильнюсский университет ), где, вероятно, учился на факультете свободных искусств. В том же году преподнёс магистрату панегирическое сочинение «Золотая тога» ( польск. Toga złota ) и создал первую редакцию «Мусикийской грамматики» . Придерживался православного вероисповедания .

После 1675 года Дилецкий, очевидно, приезжал в Москву . В 1677 году в Смоленске работал над второй редакцией «Мусикийской грамматики», сочинял хоровую музыку, а также, вероятно, обучал певцов ( освобождённый от поляков Смоленск нуждался в хоровой культуре ).

С 1678 года Дилецкий жил в Москве, в доме диакона Иоанникия Коренева . В московский период он продолжал перерабатывать «Мусикийскую грамматику», занимался исправлением голосоведения в бытовых кантах (на это указывает пометка «справлено Дилецким», встречающаяся в отдельных сборниках нот), принимал участие в редактировании «Ключа разумения» (о чём сохранилось упоминание в одном из вариантов «Грамматики»), сочинял церковную музыку (одна из служб носит название «Московская»). Существовало мнение, что Дилецкий также служил регентом хора Строганова , однако убедительных доказательств этого не обнаружено .

После 1681 года судьба Дилецкого неизвестна .

Композиторское творчество

Дилецкий — автор музыкальных сочинений в партесном стиле на литургические (церковнославянские) тексты, среди которых Воскресный канон (на Пасху), три цикла Служб Божиих (один для четырёхголосного хора и два для восьмиголосного), партесные концерты «Вошел еси во церковь», «Иже образу Твоему» и др., Херувимская песнь .

Теоретические взгляды

Страница рукописи «Мусикийской грамматики» (редакция 1679 г.) с примерами «весёлой», «жалостной» и «смешенной мусикии» (НИОР РГБ. Ф. 173.I. № 107. Л. 16).

«Мусикийская грамматика» Дилецкого — выдающийся музыкально-теоретический трактат XVII века. В. В. Протопопов выделял три редакции этого сочинения :

  • первая , написанная в Вильне в 1675 году на польском языке; рукопись утеряна;
  • вторая , выполненная в Смоленске в 1677 году по заказу думного дьяка Тимофея Литвинова. Носит название « Грамматика мусикийского пения, или Известные правила в слозе мусикийском ». Представляет собой русский перевод первой (польской) редакции; состоит из двух разделов: в первом даются простейшие сведения для певцов, второй содержит изложение теории композиции.
  • третья , созданная в Москве. Представляет собой адаптацию второй редакции трактата к нуждам и условиям московской музыкальной жизни. Сохранилась в двух версиях — 1679 и 1681 годов.
    • В версии 1679 года (НИОР РГБ . Ф. 173.I. № 107) трактат носит название « Идея граматикии мусикийской, составленая прежде Николаем Дилецким в Вилне, послежде же им же преведена на славенский диалект в царьствующем граде Москве ». Рукопись обязана своим появлением «тщанию и радению имянитого человека Григория Димитриевича Строганова » . Критическое издание редакции 1679 года (факсимиле и расшифровка), подготовленное В. В. Протопоповым , опубликовано в 1979 году в фундаментальной серии « Памятники русского музыкального искусства ».
    • В версии 1681 года труд Дилецкого названия не имеет. Представляет собой сокращённую редакцию версии 1679 года. Этот текст (без перевода на русский язык и без транскрипций старинной нотации в современную) был подготовлен к печати С. В. Смоленским и издан (посмертно) в 1910 году; изданию предшествует небольшое предисловие редактора.

Редакция трактата 1681 года иногда рассматривается как самостоятельная (четвёртая) его редакция. Так в начале XX века полагал С. В. Смоленский , в начале XXI века подобная же интерпретация зафиксирована в редакционной статье « Большой российской энциклопедии » .

В редакции 1681 года семь разделов:

  1. О мусикии
  2. О писмах основателных
  3. О конкорданциах, сиречь о согласующихся нотах. О диспозиции
  4. О творении
  5. О контрапункте
  6. О способствующих
  7. О вещах забвенных. О инвенции. О диспозиции. О ирмологиону известие. О ексордии. О амплификации. О тонах. О тонах бемолярных. К читателю. Образ поучения майстром к пению детищ. О творении падежь . Образы хоралныя

Каждый из разделов заканчивается виршами . Стремясь к максимальной доступности, автор иллюстрирует свои постулаты многочисленными примерами из собственной музыки, а также из сочинений московских (Тихон Макарьевский, Иван Календа, Николай Замаревич) и польских ( Марцин Мельчевский , ) композиторов XVII века .

Центральное место в книге занимает инструктивное изложение приёмов концертного сочинения. Автор «Грамматики» рекомендует композиторам исходить из текста, который предполагается положить на музыку; именно текст помогает «вылепить» форму произведения . Поскольку в основе композиции лежит принцип контрастных сопоставлений мощного звучания хора и «концерта» — отдельной группы солистов (как правило — трёхголосной), то текст следует заранее разделить на фрагменты и распределить их между хором и солистами. В качестве примера автор берёт слова гимна « Единородный Сыне »: « Единородный Сын — буди концерт, изволивый — вси, воплотитися — концерт, и Приснодевы — вси, распятся — концерт, спрославляемый — вси, купно » .

Подробное освещение нашла в «Грамматике» теория мажора и минора. Дилецкий различает три ладовых наклонения : «весёлое», «жалостное» и «смешенное» , что идентично мажору , минору и переменному ладу . Поскольку к моменту появления трактата эти наименования ещё не утвердились в теории, объяснения Дилецкого носят описательный характер: музыка в мажорном ладу «возбуждает до увеселения», в минорном — «до жалости», «смешенная» — то к тому, то к другому, «яко же пение ирмолойное, кое возбуждает богодухновенно веселитися» .

Страница рукописи «Мусикийской грамматики» (редакция 1679 г.) с изображением квинтового круга (НИОР РГБ. Ф. 173.I. № 107. Л. 134).

Другим, не менее важным достижением Дилецкого является установление мелодического начала в композиции. Трактаты и руководства западноевропейских теоретиков исходили из теории контрапункта , предписывавшей изобретение второго (третьего и т. д.) голоса на данный cantus firmus . Дилецкий же сразу предлагает свободное ритмическое движение голосов: он начинает мелодическими ходами на секунду, терцию, кварту и квинту, постепенно расширяя первоначальный интервал. Этот методический приём автор изобрёл самостоятельно, не прибегая к рекомендациям книжных руководств. Кроме того, Дилецкий дал первое в истории описание квинтового круга , рекомендуемого им в качестве средства тонального развития композиции . В редакции трактата 1679 года квинтовый круг обозначен как «колесо» (см. иллюстрацию), в редакции 1681 года — как « коло мусикийское» .

О широком общественном резонансе трактата Дилецкого свидетельствует значительное количество списков на русском и украинском языках (всего известно 26) .

Примечания

  1. Jensen C. R., Yevgeny Vorob’yov — 2001. —
  2. .
  3. .
  4. .
  5. , с. 327.
  6. , с. 227—228.
  7. НИОР РГБ. Ф. 173.I. № 107. Л. 1.
  8. , с. VIII.
  9. Имеются в виду мелодические интервалы.
  10. Т.е. каденций .
  11. .
  12. , с. 229.
  13. , с. 92.
  14. , с. 60.
  15. , с. 60—61.
  16. , с. 1737—1738.
  17. , с. 406.
  18. , с. 3, 159, 161.
  19. , с. 227.

Рукописи трудов и издания

Литература

Источник —

Same as Дилецкий, Николай Павлович