Сатира
- 1 year ago
- 0
- 0
Демократическая сатира , народная сатира — русские юмористически-смеховые , как правило, анонимные произведения XVII века. Существенная часть демократической литературы своего времени. Сатирическая литература XVII века разнообразна в жанровом отношении . Предметом сатиры были общественные отношения, социальные пороки и несправедливость, для чего сатирическая литература использовала как произведения народного устного творчества, так и литературные и документальные тексты, пародируя их. Это направление сформировалось под влиянием народной сатиры и оказало влияние на русскую сатирическую литературу последующих периодов .
Элементы сатиры в памятниках древнерусской литературы , начиная с ранних летописных , связаны с «сатирической стихией» народной поэзии . В XVII веке наблюдается расцвет народной смеховой культуры, отразивший отход от прежней книжной культуры и «душеполезного чтения» и меткую народную речь .
В русской литературе сатира впервые отчётливо оформилась в сатирической повести XVII века . В XVII века процесс формирования сатиры как особого вида художественной литературы происходит рядом с активным развитием народной сатиры. Литературная сатира создавалась в среде, которая ещё находилась под влиянием наследия устной поэзии. Художественный метод и выразительные средства стиля сатиры XVII века были основаны на сформировавшемся сатирическом стиле народных поэтов. Как литературная сатира, так и народная использовали гротеск, преувеличение, пародирование , разнообразные оттенки. Демократическая сатира, как народная, была жанрово неоднородной. Использовались сатирическая сказка, пословица, прибаутка, небылица с их методом построения сатирических характеристик и обобщений. В повестях о Шемякином суде, о куре и лисице, о крестьянском сыне, о Фоме и Ерёме использованы приёмы сатирической бытовой сказки, частично — сказки о животных. Однако в «Азбуке о голом и небогатом человеке», « Службе кабаку », « Калязинской челобитной » сатирическая пословица и прибаутка составляют только одним из элементов. Народная небылица стала определяющей для формы изложения таких различных в жанровом плане произведений, как « Лечебник на иноземцев », «Роспись приданого» и «Сказание о роскошном житии и веселии». В народной сатире присутствовали разнообразные способы пародирования традиционных устнопоэтических жанров (пародии на былины, календарные обряды, церковные обряды и церковный язык и др.). Метод пародирования был заимствован при использовании образцов литературных и документальных жанров .
Демократическая сатира является одной из форм преобразования деловых жанров в литературные , часто прибегая к такому способу выражения сатирического замысла, как использование готовых литературных и документальных форм, которые применялись пародийно с целью заострения темы . Пародийно переиначивались такие типы деловых документов, как челобитная (« Калязинская челобитная »), судное дело (« Повесть о Ерше Ершовиче »), опись («Роспись о приданом») и др. Пародировались «толковая азбука» и рецепты лечебников .
К числу источников демократической сатиры принадлежат также некоторые западные сюжеты. В жанре «священной пародии» была написана « Служба кабаку », которая восходит к латинской « » XIII века. В «Повести о Куре и Лисице» был использован западноевропейский бродячий сюжет , который «выворачивает наизнанку» церковную исповедь. «Сказание о роскошном житии и веселии», представляющее псевдоутопию в виде сказочного рая обжор и пьяниц, имеет польский прототип .
Основными темами сатирических повестей этого времени стали общественные отношения и судопроизводство (« Повесть о Ерше Ершовиче ») , социальная несправедливость и бедность («Азбука о голом и небогатом человеке») , государственная организация пьянства (« Служба кабаку ») , несправедливый суд, продажность и взяточничество судей (« Повесть о Шемякином суде », которая развивала плутовскую линию в русской литературе, « Повесть о Ерше Ершовиче ») , формальное благочестие церковников («Повесть о куре и лисице», «Притча о бражнике»), неподобающее поведение среди представителей духовенства и монашества («Повесть о попе Савве», « Калязинская челобитная ») , шутовские персонажи («Повесть о Фоме и Ерёме») .
Наиболее известны « Повесть о Ерше Ершовиче » и « Шемякин суд », высмеивающие русскую судебную систему . В первом памятнике описывается суд над ершом с участием разных рыб, представляющих разные социальные слои. Во второй речь идёт о неправедном судье Шемяке, которого часто связывают с великим князем Дмитрием Шемякой . Популярностью пользовалась (« Служба кабаку »), включавшая пародии на религиозные тексты. М. М. Бахтин и Д. С. Лихачёв считали, что многие из этих сочинений были созданы простым духовенством, высмеивавшим форму, а не содержание .
В памятниках народной смеховой культуры читается сочувственное изображение ума, ловкости и находчивости простого человека (« Повесть о Шемякином суде », «Сказание о крестьянском сыне», «Повесть о бражнике») .
Сатире XVII века удалось художественно развить сформулированную публицистикой XVI века тему «убого селянина», «безщадно», «безмилостивно», «несытно» «истязаемого», «изгоняемого» и «порабощаемого». Этот образ «стражущих тружающихся» был распространён сатирой на различные слои трудового населения города- посада .
Новым явлением в русской литературе стала « плутовского жанра , который был популярен в Западной Европе XVI—XVII веков. «Повесть о Карпе Сутулове» конца XVII — начала XVIII века прославляет находчивый женский ум и высмеивает незадачливые любовные похождения купца, попа и архиерея. Эта повесть близка к народной смеховой культуре ,
» конца XVII — начала XVIII века, представляющая собой развлекательную новеллуДемократическая сатира XVII века и народная сатира составили основу сатирического направления русской литературы, которое развивалось писателями-сатириками XVIII века ( Денис Фонвизин , Николай Новиков , Иван Крылов ) и классиками русской сатиры XIX века. По выражению Николая Добролюбова , «литература наша началась сатирою», в котором имеется в виду собственно художественная литература. Демократическая литература XVIII века и отчасти XIX века связана с сатирой XVII века идейной направленностью, конкретностью общественно значимых тем, преимущественным тяготением к определённым способам художественного воплощения. Как и в предшествующем столетии сатирическая литература XVIII века и более позднего периода использовала готовые литературные и документальные тексты, однако пародийно звучат в ней только адаптированные церковные и документальные жанры. Такое пародирование бытовало длительное время, в особенности в рамках безымянной сатирической литературы XVIII и начала XIX века . Демократическая литература XVIII века связана с сатирой XVII века, в частности, образом «стражущих тружающихся» .
Изучение древнерусской литературной сатиры и особенно сатиры XVII века, открывает возможность для понимания истории русской литературной сатиры XVIII—XIX веков, её художественного метода и связи этого метода с «сатирической стихией» народной поэзии .
По мотивам « Повести о Ерше Ершовиче » и сказки Бориса Шергина «Судное дело Ерша с Лещом» в 1979 году на студии « Союзмультфильм » был снят короткометражный мультфильм « Про Ерша Ершовича », созданный режиссёром Станиславом Соколовым .