Interested Article - Русская земля (летописный термин)

«Русская земля» (« рускаꙗ ꙁємлѧ ») из первых строк « Повести временных лет », список Лаврентьевской летописи , 1377

Русская земля , или Русь , иногда Русская страна — термин, употреблявшийся в русских летописях и памятниках литературы в различных значениях. Характер его употребления в источниках отражал преобладавшую на тот момент (само-)идентификацию населения тех или иных восточнославянских земель. В отличие от широкого значения термина Русь в историографии , его древнерусское употребление могло иметь не только широкое, но и узкое значение. Вопрос о том, какое из значений является первоначальным, дискуссионен. Широкое значение ( Киевская Русь в целом), преобладавшее до первой трети XII века , сменилось вплоть до XIII века преимущественно узким значением данного термина, подразумевавшим лишь Среднее Поднепровье . Монгольское нашествие , следствием которого стало запустение Среднего Поднепровья и отток его населения в другие княжества, привело к исчезновению представления о Руси как о территории Среднего Поднепровья и ко всё большему осмыслению себя Русской землёй другими русскими княжествами . К концу XIII — началу XIV веков самоидентификация населения с Русью прочно утвердилась во всех частях восточнославянского мира .

Первые упоминания

Рассказ о призвании варягов в « Повести временных лет », список Лаврентьевской летописи , 1377

« Повесть временных лет » (начало XII века) относит первое появление термина к 852 году, под которым Русь упоминается в доступной русским летописцам византийской хронике:

В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом .

О происхождении термина «Русь, Русская земля» в «Повести временных лет» сказано, что он пришёл от варягов, призванных на княжение в 862 году:

В год 6370 [862]… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью , как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля .

В списке «Повести временных лет» в составе Лаврентьевской летописи (1377) в том же известии термин «Русская земля» применяется в широком смысле, включая Новгород:

И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне .

В Среднее Поднепровье имя «Русь, Русская земля» было принесено пришедшими с севера варягами и словенами князя Олега , после захвата Киева в 882 году :

И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским ». И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью .

После завоеваний Олега формируется единое торговое пространство и начинается фиксируемое в археологии интенсивное развитие городской сети Киевской Руси. В дальнейшем в Среднем Поднепровье, включая полянский Киев и северянский Чернигов, формируется «домен» киевского князя, ядро Русской земли в широком смысле, с которым были тесно связаны окраины. В конце Х века к этим двум центрам добавился возведённый при Владимире Святославиче Переяславль . Вышгород и Угорское оставались оплотами княжеской власти в киевской округе до XII века (в некрополе Вышгорода найдены скандинавские древности ) . Княгине Ольге принадлежало село Ольжичи на Десне, в земле северян. Предположительно, княжеские домениальные владения в киевской округе формируются уже с середины Х века .

Первыми известными письменными источниками, упоминающим термин «Русская земля», являются договоры Руси с Византией , тексты которых сохранились в составе «Повести временных лет». Русско-византийский договор 911 года : « Ти аще ключится близъ земли Грѣцькы, аще ли ключится такоже проказа лодьи рустѣй, да проводимъ ю в Рускую земьлю, и да продають рухло тоя лодья, и аще что можеть продати от лодья, воволочимъ имъ мы, русь ». Русско-византийский договор 944 года : « послании от Игоря , великаго князя рускаго, и от всея княжья и от всѣх людий Руское земли » .

Историк Б. Н. Флоря отмечает, что на раннем этапе употребление расширительного значения преобладало в южнорусских источниках и в меньшей степени — в летописании других восточнославянских земель. Также оно встречается преимущественно в контекстах противостояния с иноэтничными соседями, когда было важно подчеркнуть общность земель и жителей Древнерусского государства .

Узкое значение

Некоторые варианты интерпретации Русской земли в узком значении

Согласно трактату « Об управлении империей » около 950 года византийского императора Константина Багрянородного , росы (русь) выходили из Киева в полюдье для сбора дани во «внешнюю Россию» ( греч. Ρωσία ), где проживали их данники-славяне. Внутренняя территория, из которой росы ходили в полюдье, может рассматриваться как Русь в узком смысле .

Княжеский домен (название условно, поскольку на его территории с определённого времени кроме княжеских существовали боярские и монастырские земельные владения) концентрировал масштабные ресурсы. В домениальный город Вышгород шла треть древлянской дани, от которой кормились также дружины Святослава Игоревича и воеводы Свенельда , а две трети шли в столицу, и киевляне участвовали в перераспределении княжеской дани. Около 1014 года Ярослав Мудрый платил тысячу гривен своим гридям в Новгороде, а две тысячи — отправлял отцу в Киев, как делали «вси посадници новъгородьстии» . Среднее Поднепровье было одним из основных центров феодализации, оседания дружинников на землях, где они могли получать «корм» .

Первоначально сбор дани со всей территории Киевской Руси осуществлялся в форме полюдья , в процессе которого князья с дружинами объезжали подвластные земли. После подавления древлянского восстания княгиня Ольга в 947 году проводит податную реформу, установившую сбор дани уже не в племенных центрах, а в специальных опорных пунктах — погостах . Однако полюдье в качестве формы эксплуатации княжеских домениальных земель сохраняется и после реформы Ольги .

Единый княжеский домен вместе со всей Киевской Русью был разделён Ярославом и Мстиславом Владимировичами в 1026 году . Три центра Среднего Поднепровья (Киев, Чернигов и Переяславль) впервые были переданы сыновьям ( Изяславу, Святославу и Всеволоду ) Ярославом Мудрым в 1054 году. Парадигма единовластия, свойственная эпохе первых русских князей, от Рюрика до Владимира Святославича и Ярослава при Ярославичах сменилась представлениями о коллективном сюзеренитете княжеского рода над Русской землёй в узком смысле. В дальнейшем те из потомков Ярослава, кто княжил далеко от Киева, в Ростово-Суздальской или Галицкой землях, требовали себе части Русской земли в Среднем Поднепровье, самого Киева или Переяславля. Без этих территорий их положение, даже будучи прочным в собственных отчинах, представлялось недостаточно легитимным . Представление о самостоятельном значении Киевского, Черниговского и Переяславского столов вне зависимости от того, кто из князей занимал конкретный стол в данный момент, сохранялось на протяжении всего древнерусского периода. Тернарная структура отчин Ярославичей продолжала существовать в процессе передела «жребиев», формирования лествичной системы престолонаследия, уже вне зависимости от претензий тех или иных князей на конкретный стол .

Эти три центра Руси в XI века приобретают и важное сакральное значение, претендуя на моделирование центра мира, Царьграда со Святой Софией . При Ярославичах единая киевская митрополия была разделена на Киевскую, Черниговскую и Переяславскую. Митрополии были вновь объединены при единодержавном княжении Всеволода .

Составителем Новгородской первой летописи Русская земля воспринималась как прежде всего территория в Среднем Поднепровье. Вопрос о начале Русской земли эта летопись связывает с основанием Киева, заменяет «всю русь» Начальной летописи, которую привели с собой варяжские князья из-за моря, на «дружину многу и предивну», новгородских словен объявляет происходящими «от рода варяжьска» .

А. Н. Насонов , Б. А. Рыбаков , В. А. Кучкин и др. относили к Русской земле в узком смысле всю или значительную часть территорий Киевского и Переяславского и Черниговского княжеств. М. Н. Тихомиров — только Киевское княжество . В 1970—2000-х годах многие исследователи, такие как Н. Ф. Котляр , И. В. Ведюшкина , Д. М. Котышев , указывали на неоднозначное определение летописцами границ Русской земли, мобильность и динамику семантики древнерусской этнополитической терминологии. Так, в ряде случаев собственно Русской земле летописный текст противопоставляет Переяславское и Черниговское княжества, а иногда и отдельные части Киевского княжества .

Летописные топонимы Переяславль-Русский или Юрьев-Русский следует понимать в ключе узкого значения термина «русская земля». Именно в нём они противопоставлены Переславлю-Залесскому и Переяславлю-Рязанскому , а также Юрьеву-Польскому и Юрьеву-Ливонскому .

Вторичное утверждение широкого значения

Русская земля в широком смысле накануне Монгольского нашествия (1237)

Согласно Б. Н. Флоре, существенные сдвиги в представлении о «Русской земле» вызвало Монгольское нашествие . Именно Среднее Поднепровье подверглось наибольшему разорению, а его население переместилось на окраины, усилив их политический вес и претензии на ведущие роли. В связи с этим вновь распространилось представление о Руси в широком значении. Верхи тех или иных земель, которые ранее не особо отождествляли себя с Русской землёй, всё шире и энергичнее осмысляли свои владения как часть Русской земли .

Тем не менее, независимо от данного импульса, жители «окраинных» княжеств Руси сохраняли этноним «русь» (единственное число — русин ) на протяжении всего древнерусского периода. Освоение системы коммуникаций, физических (реки), экономических (распределение серебра) и культурных (освоение славянского языка и обычаев, христианизация освоенных территорий) способствовали распространению имени «русь» везде, где распространялась власть русских князей и куда приходили русские дружинники. Название «Русь» как общее наименование Русской земли, заселённой русскими людьми, русью сохранилось и позднее, после разделения русских земель между Ордой, Литвой, а затем и Польшей .

Договор Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 года содержит многочисленные наименования собственного княжества Русью, Русской землёй и производные термины «русин», русские купцы и т. д. К Руси в договоре также отнесены полоцкие и витебские волости . В северо-восточном русском летописании и памятниках литературы, таких как « Слово о погибели Русской земли », также повсеместно распространяется термин Русь, вытесняя прежнее понятие Суздальской земли. В Галицко-Волынском княжестве , как свидетельствует Ипатьевская летопись , активно шло отождествление этой земли с Русью, что отражено в княжеских титулах и последовавшем принятии титула « короля Руси » из рук папы Римского.

«Присвоение» Русской земли на северо-востоке и на юго-западе

В начале XIV века в разных концах Руси наблюдается стремление отождествить именно своё политическое образование со «всей Русской землёй». Так, в Синодальном списке Новгородской первой летописи в связи с подавлением ордынцами Тверского восстания говорится о том, что « татары просто рещи всю землю Русскую положиша пусту, толко Новгород ублюде Бог ». Здесь, судя по описываемым событиям, в качестве Русской земли выступает только северная Русь — Великое княжество Владимирское и связанная с ним Новгородская земля . В последующие века, в связи с русско-литовскими войнами , северо-восточные русские летописи противопоставляли Русскую земли и Литву, опуская нахождение в составе последней западнорусских земель. Аналогичные процессы шли и в Юго-Западной Руси . Титул галицко-волынских князей начала XIV века содержал формулировку «totius terre Russie», что в переводе означает « всей земли Русской », что также могло свидетельствовать о попытке ограничить рамки Руси границами своей политической общности . Именно в таком ключе понятие Руси впоследствии трактовали и польские авторы, ограничивая её лишь Польской Русью и противопоставляя « Московии ».

Примечания

  1. В памятниках XI века: «Чтении о Святых Мучениках Борисе и Глебе» Нестора и «Сказании о Борисе и Глебе» . Пузанов В. В. От праславян к Руси: Становление Древнерусского государства. СПб., 2017. — С. 660.
  2. , с. 54.
  3. , с. 16.
  4. , с. 20.
  5. Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова ) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН . ИРЛИ ; Под ред. Д. С. Лихачёва , Л. А. Дмитриева , А. А. Алексеева , Н. В. Понырко. СПб. : Наука , 1997. Т. 1 : XI—XII века. ( Ипатьевский список «Повести временных лет» на языке оригинала и с синхронным переводом). . 5 августа 2021 года. , публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Дата воцарения Михаила летописцем рассчитана ошибочно — в реальности это 842 год.
  6. от 26 мая 2022 на Wayback Machine (по Лаврентьевскому списку 1377 года) / Перевод с древнерусского Д. С. Лихачёва , О. В. Творогова . Комм. и статьи А. Г. Боброва, С. Л. Николаева , А. Ю. Чернова , А. М. Введенского, Л. В. Войтовича , С. В. Белецкого . — СПб. : Вита Нова, 2012 — 512 с.: 186 ил. — (Фамильная библиотека: Героический зал). — ISBN 978-5-93898-386-1
  7. Полное собрание русских летописей . — Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л., 1926. — от 16 сентября 2017 на Wayback Machine .
  8. , с. 121.
  9. , с. 124, 175.
  10. Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951.
  11. Зоценко В. Древнерусский Вышгород. Историко-археологический обзор // Борисо-Глебский сборник. Вып. 1. Paris, 2009.
  12. , с. 285.
  13. , с. 14.
  14. Приселков М. Д. Киевское государство второй половины X в. по византийским источникам // Ученые записки ЛГУ. Сер. историч. наук. 1941. Вып. 8. С. 233—235.
  15. , с. 328.
  16. , с. 241—242, 285.
  17. Янин В. Л. Средневековый Новгород. М., 2004. С. 127—130.
  18. , с. 241—242.
  19. , с. 177.
  20. , с. 175.
  21. , с. 172.
  22. , с. 415—416.
  23. Кучкин В. А. «Русская земля» по летописным данным XI — первой трети XIII в. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1992—1993. М., 1995.
  24. Тихомиров М. Н. Происхождение названий «Русь» и «Русская земля» // Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979.
  25. Котляр М. Ф. «Руська земля» в літописах XI–XIII ст. // Український історичний журнал . 1976. № 11.
  26. Ведюшкина И. В. «Русь» и «Русская земля» в Повести временных лет и летописных статьях второй трети XII — первой трети XIII в. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1992—1993. М., 1995.
  27. Котышев Д. М. «Русская земля» в первой половине XII в. // Український історичний збірник. Київ, 2005. Вип. 8.
  28. , с. 15—16.
  29. , с. 18—20.

Литература

Источник —

Same as Русская земля (летописный термин)