Interested Article - Литва (племена)

Литва́ ( лат. Litua, Letoini )— летописные восточнобалтийские племена , заселявшие в Средние века юго-восточную часть современной территории Литвы и северо-западную часть современной территории Белоруссии — северные районы Верхнего Понемонья и Подвинья . Соотносятся исследователями с археологической культурой восточнолитовских курганов .

Название

Название « Литва » ( Lituae ) впервые встречается в Кведлинбургских анналах в записи за 1009 год . Литва также неоднократно упоминается в « Повести временных лет », и других русских летописях.

Этимология

Мнения исследователей относительно происхождения этнонима « Литва » расходятся. Высказывается, в частности, предположение о его связи с названием реки Летаука ( лит. Lietauka , приток реки Нерис ) . Есть гипотеза происхождения названия Lietuva, авторами которой является лингвист Симас Каралюнас и историк Артурас Дубонис . Согласно данной гипотезе, названию «Lietuva» начало дал не гидроним, а нарицательное существительное *lieta (*leita), имевшее значение — свита, дружина, войско. Хотя в современном литовском языке уже нет такого слова с указанным значением, но есть в родственном литовскому латышском языке .

Я. Отрембский считал, что слово *lei̯tuvā было первоначально основой на *-ū-: *lei̯tūs и обозначало местность вокруг реки *lei̯tā (как Vilnius — местность у реки Vilnia) < líeti «лить». Этой рекой он считал Неман .

Матей Стрыковский , первый историограф ВКЛ, пишет, что группа римлян во главе с родичем Нерона Палемоном приплыла к жмудским берегам и встретила там тамошних жителей из народа Готов и Гепидов с весьма грубыми нравами. С ними они сдружились и объединились и из двух разных народов смешались в один. В результате этой унии прибывшие латиняне изменили своему родному языку и римским обычаям, затем они поплыли по Неману и там обнаружили хорошие для жизни места и в память об отчизне Риме заложили над Неманом город под названием Новый Рим (Roma Nova). По его словам, от тех же латинян и воинственных готов ведет свое происхождение и литовская шляхта. А их потомки, когда язык и обычаи смешали с грубым народом гепидов, говорили потом Литалия, Литуалия ( La Italia, Litalia ) , а с течением времени Литвалия и Литва ( et Litvania ) . Современные историки не придерживаются версии происхождения литвинов от латинян.

Согласно словарю Фасмера , русское название « Литва » восходит к древнерусскому « литъва ». По мнению автора, это слово было заимствовано из литовского « Lietuva » (« Литва ») .

Археологические источники

Карта балтийских и славянских археологических культур V VI вв.

Во второй половине I века н. э. с развитием земледелия и скотоводства и ремёсел племенные союзы разрушились, им на смену пришли территориальные общины. Будущий ареал литвы был частью обширной территории культуры штрихованной керамики , оставленной одним из древних племенных образований балтов. Известно, что наиболее поздние из верхненеманских городищ со штрихованной керамикой имели развитую систему укреплений, не свойственную более ранним памятникам, свидетельствующую о возросшей опасности нападения извне. Ряд исследователей отмечают движение населения в западной части ареала в IV веке , многие укреплённые поселения этой культуры прекращают своё существование (гибнут в огне пожарищ) , во 2-й четверти V века многие её поселения были уничтожены огнём. Археологи находят в местах пожарищ трёхлопастные наконечники стрел, которые использовались гуннским населением . После этого в культурных горизонтах датируемые следы присутствия культуры штрихованной керамики не обнаруживаются, а её погребальный обряд сменяется на трупосожжения культуры восточнолитовских курганов , в археологии принято считать что она принадлежала литве , для которых характерны погребения с лошадьми. Ф. Д. Гуревич отмечала отсутствие преемственности в древности из курганов восточнолитовского типа в Верхнем Понеманье между городищами IV и V вв.

В период с середины V века по середину VI века в Прибалтике (Мазуры, Пруссия, Самбия, Восточная и Центральная Литва) происходят резкие изменения в материальной культуре и погребальных обрядах, социальной структуре населения. Эти изменения связывают с появлением групп хорошо вооружённых и организованных людей — ветеранов гуннских войн, вероятно воинов Аттилы . К ним присоединяются группы готов , герулов и представители других племен. В погребальной обрядности происходят серьёзные изменения, на смену ингумациям приходят кремации . Пришельцы осваивают новые земли, создают дружины, создают систему межплеменных связей. Формируется так называемая Ольштынская группа , памятники которой датируются последней четвертью V века. В VII—VIII веках на значительной части литовской территории обряд кремации становится господствующим, все более распространяясь на западные районы; исключение составили регионы жемайтов . Позднее появляются также погребения с конями .

Расселение

Территория племен и ареалы культур Балтов в VI-VII веках

Следует различать понятия: территория летописной литвы , территория современной Литвы . Территория проживания летописной литвы отчетливо выделяется среди соседних балтских племен. Это был бассейн Вилии (Нярис) с её правыми притоками Швентойей , Жейменой . В нижнем течении Вилии (Няриса) и на правобережье Швянтойи литва соседствовала с аукштайтами . Северо-западными соседями литвы были жемайты и земгалы , на севере — латгалы , их рубеж примерно соответствовал современной границе между Литвой и Латвией . На востоке ареал литвы достигал верховьев Дисны (левого притока Западной Двины ), оз. Нарочь , верхнего течения р. Вилии (Нярис). Центр включает часть Гродненской и Минской областей . Далее на юге граница расселения литвы , охватывая бассейн Меркиса , достигала Немана и поднималась по его течению до низовьев Няриса (Вилии) . Здесь литва соприкасалась с Тушемлинско-банцеровской культурой , предтечей славянских кривичей . Западными соседями были ятвяжские племена , на чьи восточные окраины все чаще проникали представители славянских племен . Р.К. Волкайте-Куликаускене, В.С. Седов, В.П. Пашуто, Г. Ловмяньский и другие связывают племя литва ХI века с археологической культурой восточнолитовских курганов, ареал которой охватывает территорию от среднего течения Немана и реки Швянтойи (Святой) до Свири , Постав , Молодечно . Со 2-й половины X века приходит активная славянская колонизация ятвяжских земель, лежащих далеко на север от Киевской земли в верховьях Немана , в восточной части ареала проживания ятвягов , чересполосно возникают славянские поселения ( Городенъ , Новогродек и другие). По мнению А. Кравцевича , это было связано с принятием на Руси христианства и уходом части языческого славянского населения в лесные районы Понеманья. В бассейне Немана и происходила встреча славян и балтов.

Согласно брата-священника Тевтонского ордена XIV века Петра из Дусбурга , река Мемель (Неман) отделяла Русь, Литву и Куронию от Пруссии .

Позже, по мере создания и увеличения государства путём включения в его состав соседних земель, как балтийских, так и славяноязычных, географическое значение слова Литва расширилось, его стали употреблять не только для обозначения ареала обитания племени литва , но и для всех тех земель, которые были присоединены к Великому княжеству Литовскому и Русскому, то есть термин стал обозначать не только этническую, а политическую принадлежность.

История

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Матей Стрыковский , первый историограф ВКЛ, пишет, что группа римлян во главе с родичем Нерона Палемоном приплыла к жмудским берегам и встретила там тамошних жителей из народа Готов и Гепидов с весьма грубыми нравами. С ними они сдружились и объединились и из двух разных народов смешались в один. В результате этой унии прибывшие латиняне изменили своему родному языку и римским обычаям, затем они поплыли по Неману и там обнаружили хорошие для жизни места и в память об отчизне Риме заложили над Неманом город под названием Новый Рим (Roma Nova).

В письменных источниках хорошо освещено так называемое «возвращение на родину герулов», скифо - сарматского (согласно Дексиппа , а также Зонара (Ann., XII, 24) ) псевдоэтноса, спутников готов. Герулы Моравии , оказались разгромленными в конечном итоге лангобардами в 506 (508) году. Часть герулов предприняла свой поход на север, пройдя сквозь славянские земли и, наконец, «сели на корабли, пристали к острову Фуле и там остались». По другой версии, пройдя через земли «всех славян» и поселившись рядом с племенем гётов ( греч. Gautoi ).. .

Название Litua в форме косвенного падежа Lituae впервые встречается в Кведлинбургских анналах под 1009 годом при описании смерти миссионера Бруно Кверфуртского , который был убит «на границе (Пруссии) Руси и Литвы» язычниками, противившимися крещению вождя Нетимера :

В русских летописях первое датированное упоминание Литвы относится к 1040 году, когда состоялся поход Ярослава Мудрого и была начата постройка Новогрудской крепости . « Повесть временных лет » называет литву наряду с земгалами и куршами в числе племён-данников Киевской Руси, в то время как территория ятвягов была непосредственно присоединена к ней в 983 году.

Традиционно считается, что после распада Киевской Руси литва, жемайты , земгалы и курши оставались в даннической зависимости от Полоцкого княжества , которое, в свою очередь, также подверглось территориальному дроблению. В результате с разгрома полоцких князей наследником Владимира Мономаха Мстиславом Великим в 1127 1129 годах , данническая зависимость литовских племён от русских князей прекратилась.

Со второй половины XII века в летописях появляются известия о битвах русских князей с литвой. Литва участвует в междоусобицах полоцких Изяславичей , а с конца XII века - Полоцк уже является плацдармом для нападений литвы на другие русские княжества.

В 1203 году войско князя Герцике Всеволода подступило к Риге . Более подробно Генрих описал нападение тевтонов и семигалов в 1205 году на большой конный отряд литвинов, возвращавшихся с добычей из похода на эстов.

Много сведений о литвинах содержится в Галицко-Волынской летописи . В ней первое упоминание о литвинах относится ко времени около 1210 года, когда литвины и ятвяги воевали в Червенской Руси . Около конца 1219 года несколько отрядов литвинов нанялись на службу к волынским князьям .

В 1216 году литвины были призваны полоцким князем Владимиром для похода на тевтонов, не состоявшегося из-за внезапной смерти Владимира. В 1221 году литвины были союзниками новгородцев и в походе на тевтонов дошли до Гауи.

В середине XIII века литва принимает участие в образовании Великого княжества Литовского. А позднее, в этногенезе литовцев, белорусов, поляков, русских и украинцев.

Литва в исторических источниках

Литовские мечи, XIII век

Первое упоминание о Литве сохранилось в Кведлинбургских анналах под 1009 годом , когда миссионер Брунон Бонифаций был убит на границе Руси и Литвы :

Св. Бруно, архиепископ и монах, нареченный Бонифацием , в 11-й год своего обращения был обезглавлен язычниками на границе Руси и Литвы, и вместе с 18 своими последователями вознесся на небеса 9 марта.

В Киевской летописи записи о Литве начинаются с 1040 года:

« Ярослав иде на Литву».

Воскресенская летопись сообщает:

В год 6637 (1129) Напал на Полоцких князей, на Рогволодовичей великий князь Мстислав Владимирович Мономахович и Полоцк взял, а Рогволодовичи бежали в Царьград. Литва в ту пору дань платила князьям полоцким, а правилась своими гетманами и города литовские тогда, те что сейчас королевские, взяты князьями Киевскими, другие Черниговскими, другие Смоленскими, другие Полоцкими и тогда Вильна начала платить дань Венгерскому королю за защиту от великого князя Мстислава Владимировича; и вильняне взяли себе из Царьграда князя полоцкого Ростислава Роговолодовича детей - Давила князя и брата его Молковца князя; и на Вильне был первый князь Давил, старший брат Молковца князя, дети его Вид , его люди Волком звали; и Гердень князь. Герденев сын крестился, был Епископом в Твери, которой на Петра Чудотворца мятеж поднял; звали его Андреем ; писал в день Чудотворца ложные речи. А у Молковца князя сын Миндовг. А у Миндовга князя дети: Войшелк, и Довмонт.

Под 1190 годом есть запись о походе Рюрика Ростиславича на Литву:

« Ростислав же … вборзе еха к отцю в Вручий . Отец бо его бяше пошел на Литву и бысть в Пинески у тещи своея и у шюрьи своея, тогда бо бяше свадба Ярополча. И бысть тепло и стече снегъ и не лезе бо имъ доити земли ихъ и възратишася въ свояси».

В Новгородской первой летописи записи о Литве начинаются с 1184 года:

Въ лѣто 6691 [1183]… На ту же зиму бишася пльсковици съ Литвою, и много ся издѣя зла пльсковицемъ.

Въ лѣто 6706 [1198]. … Изяслав бяше посаженъ на Лукахъ княжити и от Литвы оплечье Новугороду , и тамо преставися; … На ту же осень придоша полочяне съ Литвою на Лукы и пожьгоша хоромы, а лучяне устерегошася и избыша въ городѣ.

Въ лѣто 6708 [1200]. Ловоть възяша Литва и до Налюця , съ Бѣлее до Свинорта и до Ворча середу; и гнашася новгородьци по нихъ и до Цьрнянъ, и бишася с ними, и убиша Литвы мужь 80, а новгородьць 15…

Въ лѣто 6718 [1210]. Новгородьци угонивъше Литву въ Ходыницихъ, избиша съ князьмь Володимиромь и с посадникомь Твьрдиславомь .

Въ лѣто 6721 [1213]. Въ Петрово говение изъехаша Литва безбожная Пльсковъ и пожгоша: пльсковици бо бяху въ то время изгнали князя Володимира от себе, а пльсковици бяху на озѣрѣ; и много створиша зла и отъидоша.

Генрих Латвийский в Хронике Ливонии описал этот набег как поход на Псков войска Лембиту и эстов (жителей Сакалы и Вильянди — территории западнее эстонского оз. Выртсъярв ).

О литве ( лат. Lettones ) Генрих Латвийский впервые упомянул в Хронике в связи с событиями февраля 1185 года, когда:

В ближайшую зиму литовцы ( лат. Lettones ), разорив Ливонию, весьма многих увели в рабство .

Ещё в XIV веке сформировалась легендарная версия происхождения литвинов и Литвы. По версии краковского каноника Яна Длугоша , литвины произошли если не от римлян, а от италиков, из Италии переселившихся в северную страну. После окончательного присоединения Жемайтии к Литве ( Мельнский мир 1422 года) версия Длугоша была использована Гаштольдами и развита в легендарных Хрониках :

« А в то время, где Кернус правил, на Завилейской стороне люди его за Вилией осели и играли на трубах дубасных. И прозвал тот Кернос берег языком своим римским, по латыни Litus, где себя люди множат, а трубы, что на них играют, tuba, и дал имя тем людям своим на латыни, сложив берег с трубой, Listubania. А простые люди не умели говорить по-латински и начали называть просто Литвою. И с того времени начал себя звать народ Литовским и множиться от Жомойтии».

В этих Хрониках было подчёркнуто значение Новогрудка , которым в первой половине XVI века управляли Гаштольды, заинтересованные в прославлении своего рода.

Части или вариации этих легенд нашли отражение в трудах Мацея Стрыйковского , В. Н. Татищева , М. В. Ломоносова и получили развитие у последующих историографов.

В Лаврентьевской летописи , известной с конца XVIII века благодаря деятельности Мусина-Пушкина , содержится упоминание о литве как этносе:

Въ афетовї же части сѣдить русь . чюдь. овсиязыцѣ мерѧ мурома. всь. мордва. заволочьскаячюдь. пермь. печера. ямь. югра. литва . зимигола.корсь. сѣтьгола. либь.лѧховѣ же и пруси. и чюдь. присѣдѧть к морю вѧрѧскому

В поздней и ненадёжной Хронике Быховца язык легендарных литовских князей называется итальянским, и отличавшимся от языка людей именовавшихся литвой [ неавторитетный источник ] (недоступная ссылка) .

Литовские вожди (князья)

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 июля 2010. 30 декабря 2009 года.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. от 28 августа 2021 на Wayback Machine // Працы гістарычнага факультэта БДУ. Навук. зборнік. Вып. 3. — Мн.: БДУ , 2008. — С. 180
  4. Дубонис Артурас. Lietuvos didžiojo kunigaikščio leičiai: iš Lietuvos ankstyvųjų valstybinių Struktūr praeities / Lietuvos istorijos instituto leidykla. — Вильнюс, 1998. — С. 98.
  5. Otrębski J. Gramatyka języka litewskiego. — Warszawa, 1958. — С. T. I. — С. 2−5..
  6. МАТЕЙ СТРЫЙКОВСКИЙ. ХРОНИКА ПОЛЬСКАЯ, ЛИТОВСКАЯ, ЖМУДСКАЯ И ВСЕЙ РУСИ. — Варшава: По изданию 1582 года, 1846. — С. ТОМ I, КНИГА ТРЕТЬЯ, Глава 1..
  7. М. Р. Фасмер. Литва // Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс . — 1964—1973.
  8. Седов В. В. от 29 мая 2020 на Wayback Machine // Советская археология . 1960. № 1. — С. 47–62
  9. Михайлова Е. Р. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Ладога и истоки славянства и Руси. Сб. ст. по материалам Х чтений памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 24–25 декабря 2005 г.) — СПб.: Нестор- История, 2012. — С. 201–210.
  10. . Дата обращения: 17 июля 2010. Архивировано из 2 февраля 2012 года.
  11. Кулаков В. И. , // Памятники истории и культуры. Т. 2: Калининградская область. — М.: Лето-Пресс, 2005. — С. 6–98 14 декабря 2010 года.
  12. — М.: Наука , 1987 — С. 441
  13. от 20 апреля 2013 на Wayback Machine // — М.: Наука , 1987 — С. 382
  14. Дата обращения: 7 марта 2021. Архивировано из 24 января 2021 года.
  15. (белор.) . Інстытут беларускай гісторыі і культуры (5 июня 2015). Дата обращения: 26 августа 2022. 27 августа 2022 года.
  16. Боричевский И. П. Руссы на южном берегу Балтийского моря // Маяк. СПб., 1840. Ч. VII. С. 174—180.
  17. в месте впадения Дубисы
  18. Дексипп Публий Эренний, афинский историк (ок. 210—270 гг. н. э.). Составил такие произведения, как «Хроника» (здесь описывались события с древнейших времен до 269 г.), «История диадохов» и историко-географический труд «Скифика». Из них сохранились лишь фрагменты. — Комментарий (36) М. М. Холода. // Стефан Византийский. от 28 января 2019 на Wayback Machine . / Страницы из византийской лексикографической литературы. Клио, № 2 (21), 2003.
  19. Комментарий (35) М. М. Холода. // Стефан Византийский . от 28 января 2019 на Wayback Machine . / Страницы из византийской лексикографической литературы. Клио, № 2 (21), 2003.
  20. Прокопий Кесарийский . Война с готами // Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках / Пер. С. П. Кондратьев. — М.: Наука , 1950.
  21. . www.vostlit.info . Дата обращения: 15 декабря 2020. 20 апреля 2012 года.
  22. Gudavičius E. Lietuvos istorija. — Vilnius, 1999. — T. 1: Nuo seniausių laikų iki 1969 metų. — С. 29.
  23. Г. Семенчук. (белорусский). — 2006. — 18 декабря. 7 февраля 2021 года.
  24. Бредис М., Тянина Е. от 10 марта 2016 на Wayback Machine // Крестовый поход на Русь. — М. : Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-9265-0463-4 .
  25. . 4 марта 2016 года. // Александров Д. Н., Володихин Д. М. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII−XVI веках / Академия Естественных Наук Российской Федерации. Секция «Российская Энциклопедия» Отв. ред. акад. В. Л. Янин — М. : «Аванта+», 1994. — Тираж 300 экз. — С. 6.
  26. Bumblauskas F. от 7 июля 2021 на Wayback Machine . — Процитировано 2011-09-14
  27. Генрих Латвийский . Хроника Ливонии
  28. . Дата обращения: 8 февраля 2011. 15 февраля 2005 года.
  29. Антипов В. от 16 марта 2012 на Wayback Machine
Источник —

Same as Литва (племена)