Моско́вский драмати́ческий Теа́тр на Бро́нной
(с 1945 по 1968 год
Моско́вский драмати́ческий теа́тр
, с 1968 по 2021 —
Театр на Малой Бронной
) — драматический театр
Москвы
, основанный в марте
1945 года
. Первым руководителем был режиссёр
Сергей Майоров
. В 1968 году театр стал называться Театром на Малой Бронной, а в 2021 — Театром на Бронной. В репертуаре театра преобладают спектакли, основанные на произведениях
русской
и зарубежной классики
. В 2019 году художественным руководителем театра стал
Константин Богомолов
. В феврале 2021 года директором театра была назначена Елена Мироненко
.
Содержание
История
Московский театр драмы
Театр драмы был основан в 1945 году решением управления по делам искусств
Мосгорисполкома
и располагался на востоке Москвы, в доме 26 на
Спартаковской улице
. На то время это был единственный театр в
Бауманском районе
. Театру было передано здание на Спартаковской улице, после чего было принято решение о перестройке помещения. Проект предусматривал реконструкцию всего здания, переоборудование зрительного зала, фойе, сцены, вестибюля и подсобных помещений. В совет содействия строительству вошли председатель
райисполкома
Лебедев, секретарь Бауманского райкома ВКП (б) Игнатов и другие лица. Всё необходимое для проведения реконструкции изготавливалось на предприятиях района. Оборудование для сцены создавали на заводе опытных конструкций, фабрика декоративных тканей имени Маркова занималась изготовлением драпировки и занавесов. Трест № 6 «Мосгазстрой» осуществлял все отделочные, строительные и покрасочные работы. Всего в реконструкции театра принимало участие около 20 предприятий Бауманского района. Во время реконструкции стены партера были отделаны полированным деревом. Новый планшет сцены был сконструирован из пятидесяти подвижных частей, которые могли подниматься и опускаться.
На начальном этапе с театром сотрудничали драматурги
Владимир Билль-Белорецковский
,
Арвид Григулис
,
Габит Мусрепов
,
Сергей Антонов
,
Анатолий Софронов
,
Афанасий Салынский
,
Павел Маляревский
и другие. В течение 11 лет состоялось 45 премьер, а ставшие популярными спектакли «Вокруг ринга», «Канун грозы», «Поэма о любви», «Поддубенские частушки», «Сердце не прощает», «Грач — птица весенняя» определили творческое своеобразие и направление театра. Каждый из них был показан от 200 до 300 раз. Позже в театре ставили классические пьесы российских и зарубежных авторов. В 1957-м руководство театра обвинили в недостаточном внимании к советской драматургии и Сергея Майорова перевели в
Театр имени Ленинского комсомола
, а на его должность назначили
Илью Судакова
, участника
2-й студии МХАТ
. Но из-за тяжёлой болезни режиссёр оставил работу в театре, и с 1958 года новым руководителем стал
Андрей Гончаров
. Он развивал методы психологического театра и ставил спектакли по современным зарубежным пьесам
.
В 1959 году в театре состоялась премьера пьесы «
Вид с моста
»
Артура Миллера
, которая стала первой постановкой Андрея Гончарова в качестве руководителя театра. Спектакль демонстрировался 500 раз за первые 5 сезонов
. Андрей Гончаров — заслуженный деятель искусств РСФСР, работал в
Московском театре имени Ермоловой
, был постановщиком спектаклей на сцене Малого театра. В Театре на Малой Бронной поставил спектакли «Закон зимовки»
Бориса Горбатова
, «Барба»
, «Девятый вал», «Аргонавты»
Юлиу Эдлиса
и другие
.
Театр на Малой Бронной
В 1962 году Московский драматический театр переехал в здание на
Малой Бронной
, дом 4. Андрей Гончаров работал в театре до 1965 года
. После его ухода главным режиссером театра стал
В. К. Монюков (Франке)
. Он поставил один спектакль по пьесе В. Раздольского «Беспокойный юбиляр» и покинул театр из-за большой занятости в Школе-студии при МХАТ им. Чехова
.
В 1967 году, отстранённый от руководства в
Театре имени Ленинского комсомола
, с группой из 12 актёров в театр перешёл
Анатолий Эфрос
. В том же году главным режиссёром театра стал
Александр Дунаев
. Первые спектакли Эфроса на новом месте — «Три сестры» и «Обольститель Колобашкин» — были сняты с репертуара. Но при всём различии творческих индивидуальностей, режиссёры сработались — годы их сотрудничества стали периодом расцвета театра. Дунаев создал для Эфроса комфортные условия работы в театре, предоставил творческую свободу в выборе репертуара и артистов
.
Мне кажется, нас объединяет единое понимание глубинности человеческой природы. Стремление передать на сцене сложность и уникальность человеческих взаимоотношений. А почерк у каждого, естественно, свой
Александр Дунаев
В 1968 году театр получил новое название — Московский драматический театр на Малой Бронной
. В театральный сезон 1969—1970 годов Александр Дунаев пригласил польского режиссёра
Конрада Свинарского
для постановки пьесы
Ежи Шанявского
«Мореход»
. Когда в 1970 году Эфрос поставил пьесу «Ромео и Джульетта», это вызвало бурное обсуждение в прессе, и Дунаеву пришлось заступаться за своего напарника
. В 1971 году Дунаев уже сам поставил два спектакля «На балу удачи» и «Трибунал»
, в В 1973 году — успешный спектакль по пьесе румынского драматурга
Аурела Баранги
«Общественное мнение», который ждал успех. Пьеса была поставлена к Дням румынской культуры в Москве
.
В 1974 году в Театр на Малой Бронной из МХАТа перешёл
Михаил Козаков
. Он принёс новую пьесу
Леонида Зорина
«Покровские ворота», пьеса стала его режиссёрским дебютом
. Впоследствии Козаков поставит по этой пьесе популярный
одноимённый фильм
. В 1977 году Дунаев поставил «Варваров» М. Горького
, работу над спектаклем начал ещё в 1971 году
. В начале 1980-х годов, помимо Эфроса, Дунаева и Козакова, на сцене Театра на Малой Бронной свои спектакли ставили
Геннадий Сайфулин
,
Лев Дуров
,
Николай Волков
,
Владимир Портнов
.
И всё же в глазах московских театралов Театр на Малой Бронной того времени был скорее «театром Эфроса». За 17 лет работы Анатолий Эфрос создал здесь ряд спектаклей, ставших классикой советского театра, в их числе «
Три сестры
» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Месяц в деревне»
Тургенева
, «Женитьба»
Гоголя
, «Дон Жуан»
Мольера
, в котором заглавную роль в очередь исполняли
Михаил Козаков
и
Николай Волков
, — и это были два разных спектакля. О театре Эфроса и его актёрах заговорили как о художественном направлении
.
В 1977 году в Театре на Малой Бронной произошли изменения. Директор
Михаил Зайцев
перешёл в
театр им. Маяковского
. На его место был назначен
Николай Дупак
, проработавший в этой должности ровно 500 дней
. В 1978 году директором стал
, которому предстояло управлять театром почти 30 лет.
Через год после назначения Когана Эфрос поставил неудачный спектакль «Дорога», подорвавший авторитет режиссёра. В 1981 год был отмечен успехом спектакля «Волки и овцы»
в постановке Дунаева, с
Антониной Дмитриевой
в роли Мурзавецкой
. Дунаева с его постановкой пригласили в
ГДР
, в театр города
Ростока
. Что касается Эфроса, то его постиг затяжной творческий кризис. Интерес зрителей к его работам падал, и в 1984 году после скандала с директором и труппой Эфрос ушёл в
Театр на Таганке
. Ушёл и Дунаев — в
.
На Малой Бронной наступил длительный период режиссёрской «чехарды»
. 28 октября 1984 года главным режиссёром был назначен
Евгений Лазарев
, который проработал до 1987 года. С 1988 по 1990 годы эту должность занимал
Владимир Портнов
. В течение шести последующих лет главный режиссёр в театре и вовсе отсутствовал — действовала «режиссёрская коллегия» в лице
Льва Дурова
и
Сергея Женовача
.
В 1996 году Женовач стал единоличным художественным руководителем театра. Но уже в 1998 году, по истечении двухгодичного контракта и в результате обострившихся отношений с Коганом, он покинул пост. Ему на смену пришёл
Андрей Житинкин
. Через два года он также покинул театр после конфликта с Коганом и письма труппы, выразившей недовольство его работой
.
Современность
«В театре на Малой Бронной было по-разному. Нельзя однозначно сказать, что здесь было плохо или хорошо. Де-факто существовала ситуация, при которой худруки долго не задерживались. Коллектив находился вне какой-либо творческой ориентированности. Свои исторические проблемы есть у каждого театра, в нашем театре их тоже никто не отменял. Театр нуждался в успехе, в работе. Я изначально поставил перед собой задачу — предложить работу труппе, по возможности, привести в театр молодежь. Думаю, что-то мне удалось».
Год назад Комитет по культуре Москвы пригласил меня на должность художественного руководителя театра на Малой Бронной. Сегодня я покидаю эту должность по собственному желанию. Сразу хочу оговориться, что никто меня из театра не выживал. Дело в том, что я не могу быть здесь полезным — меня пригласили к «больному», но «больной» оказался «покойником». Театры, к сожалению, как и люди, умирают.
Леонид Трушкин
После его ухода в 2007 году театр возглавил
Сергей Голомазов
. В 2010 году в труппу приняли выпускников его актёрско-режиссёрского курса в
Российской академии театрального искусства
. В эти годы театр входил в десятку самых посещаемых театров Москвы. В сентябре 2013-го труппа высказала худруку претензии к его работе. Актёры старшего поколения были недовольны тем, что в спектаклях в основном была занята молодёжь
.
В 2016 году в театре появилась малая сцена
. В том же году в честь юбилея был открыт музей театра, прошла первая выставка «Театр на Малой Бронной: начало и современность», на которой представили исторические материалы, фотографии самых первых спектаклей театра, фотохронику гастролей и творческих встреч в 1960-70-х годах и многое другое. В июне того же года в СМИ распространили информацию, что после окончания контракта с Голомазовым новым режиссёром театра станет
Владимир Панков
, но она оказалась не достоверной, контракт с Голомазовым продлили
.
В 2017 году театр принял участие в программе «Большие гастроли», в рамках которой совершил тур по 50 регионам
России
. В сентябре указом
мэра Москвы
артистам Театра на Малой Бронной
Екатерине Дуровой
и
Геннадию Сайфулину
было присвоено звание «Почетный деятель искусств города Москвы». В канун
Нового года
труппа представила спектакль «Особые люди», основанный на дневниках родителей, чьи дети страдают психическими заболеваниями и речевыми задержками в развитии, а все сборы от показов были направлены в Центр лечебной педагогики для детей с нарушениями развития
.
В начале 2018 года в рамках фестиваля, посвященного 100-летию Андрея Гончарова в театре открылась выставка, рассказывающая о жизни и деятельности режиссёра, а главная сцена стала кинозалом, в котором демонстрировались его работы. В мае того же года коллектив вновь принял участие в программе «Большие гастроли» и отправился в тур по
Северной Осетии
, где показал пять своих спектаклей
.
29 мая 2019 года театру был представлен новый главный режиссёр, им стал
Константин Богомолов
.
В начале 2020 года в здании Театра на Малой Бронной началась реконструкция, и все спектакли стали демонстрироваться труппой театра в театрально-концертном зале «
Дворец на Яузе
», по адресу:
площадь Журавлёва
, 1
. 19 сентября 75-й театральный сезон был открыт премьерой спектакля «Бульба. Пир» Александра Молочникова
.
В феврале 2021 года Елена Мироненко была назначена директором
Театра на Малой Бронной
. Инициатором этого назначения выступил художественный руководитель театра Константин Богомолов. Тандем директора и главного режиссёра приступил к реорганизации театра
. Для решения этой задачи театр кардинально обновил репертуар — через привлечение молодых режиссёров, для которых были созданы благоприятные условия
. Среди новых имён театра такие режиссёры-постановщики как
Микита Ильинчик
,
Александр Молочников
,
,
Евгения Громова
. Регулярно отмечается новыми работами на сцене театра и Константин Богомолов
. С начала сезона, осенью 2021 года, Театр на Малой Бронной в публичном пространстве стал упоминаться как Театр на Бронной
.
В октябре 2021 года спектакль «Благоволительницы» Микиты Ильинчика открывал фестиваль «Литература» в
Омске
. Той же осенью прошли первые гастроли театра в
Казахстане
. На сцене Театра «Астана Балет» состоялся показ спектакля
Саши Денисовой
«Человек Летучая Мышь против Леонида Ильича Брежнева» (новое название: «Бэтмен против Брежнева») в городе Нур-Султан
. Гастроли театра со спектаклем «Женщина-змея» Олега Долина прошли в
Новотроицке
Оренбургской области
, в
Старом Осколе
и
Губкине
Белгородской области
, и в городе
Железногорске
Курской области
. Спектакль Константина Богомолова «Бесы Достоевского» был показан в
Новосибирске
на Международном фестивале актуального театра ХАОС
.
Историческая сцена и зрительный зал Театра на Бронной во время реконструкции,
октябрь 2021
Исторический балкон и потолок с лепниной
Фрагмент потолка с лепниной
Фрагмент лепнины на стене в историческом здании театра
Зрительный зал на этапе реконструкции
К лету 2022 года директор Театра на Бронной Елена Мироненко планировала вернуть театр в историческое здание
.
Весной 2022 года Театр на Бронной вернулся в историческое здание после проведения там ремонтно-реставрационных работ
.
27 апреля 2022 года на обновленной сцене состоялась премьера спектакля «Таня» Константина Богомолова
.
Сотрудничество
Театр активно присматривается к выпускникам разных театральных училищ и приглашает к себе молодых артистов
.
Генеральные партнеры театра –
Сбер
, Фонд поддержки и развития современного театра им. Соломона Михоэлса и Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт»
.
История здания на Малой Бронной
Здание Московского Драматического театра на Малой Бронной было возведено по частям в конце XIX — начале XX века в результате присоединения соседних строений к небольшому основному дому
. Комплекс зданий принадлежали купцу второй гильдии Митрофану Самойловичу Романову (1841—1906), содержателю меблированных комнат. В 1881 году здесь было выстроено каменное трёхэтажное жилое здание доходного дома по проекту архитектора
Василия Загорского
.
Район пользовался популярностью у студенчества, поскольку здесь можно было снять дешёвое жильё. Студенты проводили время в трактире Романова «Скала», и для концертов и танцевальных вечеров купец решил построить отдельный зал
. В 1893 году архитектор
Николая Струков
по заказу Романова подготовил проект нового трёхэтажного здания с театральным залом, примыкающего к жилому дому перпендикулярно
Малой Бронной улице
. При этом перестраивалось здание 1879 года постройки. Однако результат, по всей видимости, Романова не устроил, и владелец привлёк к переработке проекта другого архитектора —
Ивана Поздеева
. Новый проект был готов в 1893 году, но его реализацию прервал конфликт между владельцем и архитектором. В результате постройка проводилась в 1895—1896 годах под наблюдением архитектора
Ивана Павловича Машкова
. Концертный зал на 800 человек быстро снискал популярность у публики и, вместе со всем кварталом, был прозван «Романовкой» (Малая Бронная, 4, стр. 2)
.
После
Октябрьской революции
в помещении зала «Романовка» проводились репетиции
Московского художественного театра
, а здании бывшей столовой располагались клубы московских извозчиков и торгово-промышленных служащих. В 1921 году архитектором Машковым был выполнен проект приспособления «Романовки» под
Государственный Еврейский Камерный театр
(позднее ГОСЕТ), переехавший на Малую Бронную в апреле 1922 года
. В 1949 году ГОСЕТ был закрыт, а с 1951 года в здании располагался
Театр сатиры
. Наконец, в 1962 году в здание въехал Московский театр драмы — будущий Театр на Малой Бронной
.
В 1960—1980-х годах к зданию театра были присоединены соседние постройки, в которых размещались производственные мастерские. Здание столовой было отведено под административные нужды театра. В 1974 году в главном здании было расширено фойе. На месте, где раньше располагалась декорационная мастерская, организовали буфет. Фасад театра был облицован естественным камнем, была проведена перепланировка вестибюля, над входом сооружён блестящий козырёк
.
В 1980 году на месте бывшей студенческой столовой открылся малый зал. Он вмещал 100—150 мест и выделялся сценой-ареной, с четырёх сторон окружённой местами для зрителей
.
Главный дом усадьбы Голицыных с флигелями — доходный дом М. С. Романова с магазинами (ул. Малая Бронная, 2/7), а также жилой флигель с концертным залом «Романовка» (главное здание Театра на Бронной) — доходный дом с конторами (ул. Малая Бронная, 4 стр. 2) отнесены к
объектам культурного наследия
регионального значения. Дом «Общества для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского Университета» (административное здание Театра на Бронной: ул. Малая Бронная, 4 стр. 2) — отнесён к выявленным объектам культурного наследия.
1989 — «После бенефиса» А. П. Чехова, А. В. Эфроса. Режиссёр
Лев Дуров
1980-е годы —— «Лунин или смерть Жака» Э. Радзинского(также в 1986 году был снят фильм-спектакль с тем же актёрским составом)
1991 — «Событие» В. Н. Набокова, Режиссёр: А. Сагальчик
1991 — «Жиды города Питера, или невесёлые беседы при свечах»
братьев Стругацких
, Режиссёр
Лев Дуров
, Художник: засл. худ. Николай Эпов (премьера — 4 октября 1991)
1992 — «
Король Лир
» У. Шекспира, Режиссёр: Сергей Женовач
1992 — «
Пучина
» по А. Н. Островского и мелодраме
В. Дюканжа
и М. Дино «Тридцать лет, или Жизнь игрока», Режиссёр: Сергей Женовач
1993 — «Жорж Данден, или Одураченный муж» Ж.-Б. Мольер, Режиссёр: Б. Ставров (Македония)
1993 — «Мельник — колдун, обманщик и сват»
А. О. Аблесимова
, Режиссёр: Сергей Женовач
1993 — «
Леший
» А. П. Чехова, Режиссёр: Сергей Женовач
1994 — «Полонез Огинского» Н. Коляды, Режиссёр: Лев Дуров (премьера — 1 марта 1994)
1994 — «Цианистый калий… с молоком или без?» Х.-Х. А. Мильян, Режиссёр: В. Н. Лакирев
1994 — «Мое загляденье» Алексея Арбузова, Режиссёр: Артем Хряков
1995 — «
Идиот
» по роману Ф. М. Достоевского («Бесстыжая», «Рыцарь бедный», «Русский свет»), Режиссёр: Сергей Женовач
1996 — «Дорога в Нью-Йорк» Л. Малюгина, Режиссёр: Лев Дуров (премьера — 27 апреля 1996)
1996 — «Маленькие комедии» по одноактным пьесам И. С. Тургенева («Завтрак у предводителя», «Провинциалка», «Разговор на большой дороге»), Режиссёр: Сергей Женовач
1997 — «
Пять вечеров
» А. М. Володина, Режиссёр: Сергей Женовач
1997 — «Страсти по Торчалову» Никиты Воронова, Режиссёр: Лев Дуров (премьера — 15 октября 1997)
1998 — «Ночь перед рождеством» Н. В. Гоголя, Режиссёр: Сергей Женовач (премьера — 13 марта 1998)
1998 — «Путешествие без багажа» Ж. Ануй, Режиссёр: В. Харченко
1999 — «Нижинский сумасшедший божий человек» Г. Бламстейн, Режиссёр: А. А. Житинкин
1999 — «Пляска смерти» А. Стриндберга (премьера — 24 сентября 1999)
1999 — «Пианино в траве» Ф. Сагана (премьера — 30 сентября 1999)
2000 — «Лиса и виноград» (Эзоп), Режиссёр: Лев Дуров (премьера — 4 апреля 2000)
2000 — «Доктор Фауст» К. Марло, Режиссёр: И. Древалев (премьера — 16 мая 2000)
2001 — «Король, дама, валет» В. Набокова, Режиссёр: Юрий Йоффе (премьера — 27 марта 2001)
2001 — «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, Режиссёр: Андрей Житинкин (премьера — 1 сентября 2001)
2001 — «Лулу» Ф. Ведекинда, Режиссёр: Андрей Житинкин (премьера — 23 ноября 2001)
2001 — «Метеор» Ф. Дюрренматта, Режиссёр: Андрей Житинкин (премьера — 23 декабря 2001)
2002 — «Калигула» Альбера Камю, Режиссёр: Андрей Житинкин (премьера — 25 мая 2002)
2002 — «Нежданный гость» Агаты Кристи, Режиссёр: Виктор Лакирев (премьера — 27 сентября 2002)
2003 — «Анна Каренина» Толстого, Режиссёр: Андрей Житинкин (премьера — 16 февраля 2003)
2003 — «Дети?!» А. Найденова, Режиссёр: Лев Дуров (премьера — 27 сентября 2003)
2004 — «Славянские безумства» Бронислава Нушича, Режиссёр: Роман Самгин (премьера — 30 января 2004)
2004 — «Учитель ритмики» Екатерины Садур, Режиссёр: Владимир Агеев (премьера — 16 апреля 2004)
2004 — «Приглашение в партер» Владимира Жеребцова, Режиссёр: Лев Дуров (премьера — 25 сентября 2004)
2005 — «Веселая жизнь и грустная смерть французской артистки Адриенны Лекуврер» Эжена Скриба, Режиссёр: Роман Самгин (премьера — 5 февраля 2005)
2005 — «Мисс Жюли» Августа Стриндберга, Режиссёр: Андрей Кончаловский (премьера — 26 февраля 2005)
2005 — «HOT DOG» по мотивам повести Булгакова «Собачье сердце», Режиссёр: Дмитрий Петрунь (премьера — 22 октября 2005)
2006 — «Кавалер роз» И. Нестроя. Режиссёр: Роман Самгин (премьера — 11 марта 2006)
2006 — «Подводная лодка в степях Украины» Юрия Юрченко, Режиссёр: Алексей Литвин (премьера — 15 августа 2006)
2007 — «Горячее сердце» А. Н. Островского, Режиссёр: Роман Самгин (премьера — 23 февраля 2007)
2007 — «Русский джокер» Франсуазы Саган, Режиссёр: Леонид Трушкин (премьера — 16 марта 2007)
2007 — «Много шума из ничего» Уильяма Шекспира, Режиссёр: Константин Богомолов (премьера — 27 апреля 2007)
2007 — «Тайна старого шкафа» Александра Шаврина, Режиссёр: Алексей Фроленков (премьера — 27 декабря 2007)
2008 — «Плутни Скапена» Жана-Батиста Мольера, Режиссёр: Сергей Голомазов (премьера — 4 апреля 2008)
2008 — «Я не Раппапорт» Эрба Гарднера, Режиссёр: Лев Дуров (премьера — 15 августа 2008)
2008 — «Концерт для белых трубочистов» Джо Ортона, Режиссёр: Сергей Голомазов (премьера — 20 декабря 2008)
2009 — «Аркадия» Тома Стоппарда, Режиссёр: Сергей Голомазов (премьера — 7 августа 2009)
Александра Сидорова.
(неопр.)
.
Business FM
(18 декабря 2021). Дата обращения: 26 декабря 2021.
26 декабря 2021 года.
Наталья ШАИНЯН.
(неопр.)
.
Экран и сцена
(2020).
13 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
15 января 2022 года.
(неопр.)
(2020).
13 декабря 2021 года.
(неопр.)
(2020).
18 января 2022 года.
(неопр.)
.
18 января 2022 года.
(неопр.)
.
19 января 2022 года.
↑
(неопр.)
.
19 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
18 января 2022 года.
(неопр.)
(2020).
13 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
16 июня 2022 года.
(неопр.)
.
24 мая 2022 года.
(неопр.)
.
3 мая 2022 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2022.
18 января 2022 года.
, с. 105.
↑
, с. 107.
(неопр.)
.
13 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
21 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
21 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
21 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
21 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
21 декабря 2021 года.
(неопр.)
. «Московский драматический театр на Малой Бронной» (2018). Дата обращения: 11 января 2019.
12 июля 2018 года.
(неопр.)
. «Московский драматический театр на Малой Бронной» (2019). Дата обращения: 11 января 2019.
8 марта 2019 года.
(неопр.)
. «Московский драматический театр на Малой Бронной» (2019). Дата обращения: 11 января 2019.
8 марта 2019 года.
Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 17. Моршин — Никиш. 1974. 616 стр., илл.; 34 л. илл. и карт. (стр. 94−95)
, с. 242.
, с. 96.
, с. 94—95.
(неопр.)
.
20 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
15 июля 2019 года.
(неопр.)
.
20 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
20 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
20 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
20 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
20 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
20 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
20 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
20 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
20 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
20 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
20 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
20 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
20 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
28 апреля 2022 года.
Литература
Большая Советская энциклопедия / под ред. А. М. Прохорова. —
М.
: Большая Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17. — 616 с.
Русский драматический театр: Энциклопедия / под ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др.. —
М.
: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с. —
ISBN 5-85270-167-X
.
Театры Москвы / Янчук А.. —
М.
: Московский рабочий, 1961. — 192 с. —
15 000 экз.
. — 1946. — 7 марта (
№ 56
).
Татьяна Константиновна Шах-Азизова.
Полвека в театре Чехова. 1960-2010
(рус.)
. — Прогресс-Традиция, 2011. — 325 с. —
ISBN 9785898263249
, 5898263241.
Анисимов А.В.
Театры Москвы: Время и архитектура
(рус.)
. —
М.
: Московский рабочий, 1984. — 176 с.
Елена Дунаева.
Меловый круг Александра Дунаева
(рус.)
. — Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2014. — 270 с. —
ISBN 978-5-7281-1588-5
.