Interested Article - Кайтагское уцмийство
- 2020-04-23
- 1
Кайтагское уцмийство или Уцми-Дарго — феодальное государство в Дагестане , существовавшее в V—XIX веках. Занимало территории современных Кайтагского , Дахадаевского районов и части Сергокалинского , Дербентского и Каякентского районов Дагестана.
Уцмии установили контроль над предгорьем к северу от Кайтага, населённые даргинцами и часть приморской зоны, населённую кумыками, что позволяло им контролировать торговый путь, соединявший Дербент и Закавказье с северокавказскими городами и итальянскими колониями Причерноморья, а также со столицей Золотой Орды — Сараем . Столицей уцмийства был расположенный на неприступной горе древний город-крепость Кала-корейш . Во второй половине XIV века уцмийство, как сторонник Золотой Орды, подверглось страшному разгрому от Тимура , от которого оправилось лишь к XV веку. В конце XVI века резиденция уцмия была перенесена в селение Маджалис , а позднее — в Башлы .
Ликвидировано в 1820 году в ходе Кавказской войны .
История
Происхождение титула
С незапамятных времён в средней части бассейна реки Уллу-чай находилось Кайтагское уцмийство. Происхождение титула правителя « уцмий » неясно:
Согласно арабской версии оно происходит от арабского слова «исми» («именитый»). По мнению Малачиханова Б.К., титул уцмий происходит от иудейского слова «оцум» (мн. число - ацацим), означающее «сильный, мощный» .
Согласно мнению Гусейнова Г-Р. А-К. происходит от древнетюркской лексемы Истеми, которая легла в основу древнекумыкского соционима уцмий .
Согласно даргинской версии, происходит от даргинского слова «уци», означающего «брат». Титул передавался не от отца к сыну, а одному из старших в роде, что часто приводило к столкновениям между претендентами.
Название
Относительно происхождения названия и этимологии Кайтага отсутствует единое мнение. По мнению некоторых исследователей, он имеет местное происхождение , по мнению других - получил название от пришлого правящего класса. В. Ф. Минорский писал, что «название хайдак (кайтак) звучит по-алтайски (по-хазарски?)» . Народная этимология название связывает с местным языком. По предположениям историков Б. Г. Алиева и М.-С. К. Умаханова, название Хайдак выводится из сочетания слов « гъай » и « дакьа », что переводится на русский как «гнать скот», «погонять скот» . Согласно легенде, кайтагцы воровали скот у соседних сёл, те в свою очередь их так прозвали, откуда название разошлось.
Раннее средневековье
До середины XV века титул уцмий не встречается ни в арабских, ни в местных исторических источниках .
После распада Кавказской Албании Кайтаг выделяется в отдельное самостоятельное государственное образование, которое известно с первых походов арабских войск в Дагестан в VII веке как Хайдак. Столицей Кайтага до пришествия арабов был крупный для своего времени город Жалаги .
В VIII веке на территории Хайдаг уцмием стал Амир-Хамза, представитель Курейшитов . Его потомки далее правили в Кайтаге. Мусульманский правитель Кайтага нашёл более выгодным союз с хазарским каганом-иудеем , получив от него земли до Семендера включительно, чем с единоверным Дербентом . Воюя с соседним языческим Зирихгераном , кайтагские газии создали на границе с ним опорный пункт Кала-корейш , что означает «крепость курейшитов». Кайтагское уцмийство вело войны со своим соседом Владением Уркарахским. В X—XII веках. Кайтаг — одно из самых сильных и влиятельных дагестанских государств, играющих важную роль во внутриполитической жизни Дагестана. История Ширвана и Дербента , освещая события второй половины X — первой половины XI веков в Дагестане, упоминает только три наиболее сильных владения: Дербент , Серир , Хайдак. В середине X века правитель Семендера захватывает часть уцмийства, известную, как Нижний Кайтаг .
По показаниям Масуди, «Дагестан», с 944 года заключала в себе три провинции, одной из которых был — Кайтаг, к северу от Дербенда , коего столица Самандар ( Тарки ), основанная Ануширваном . Хаган хазарский имел там свою резиденцию. Когда Салман ибн Раби’а овладел Кайтагом, то хакан перенес свое местопребывание в город Итиль . Жители Самандара состояли большей частью из хазар, мусульман и евреев. Ибн Хаукал пишет, что русы в 969 году, взяв Самандар, уничтожили в нем много зданий и садов .
Так, в 1040 году хайдакцы захватывают цитадель ал-Баба (Дербент) и берут в плен эмира города. Примерно через 25 лет дербентские эмиры находят в своей борьбе с местными раисами поддержку и убежище в Хайдаке.
Около XII века в уцмийстве была построена большая Джума-мечеть , архитектура которой схожа со средневосточными и среднеазиатскими образцами. В этом же веке Владение уркарахское было захвачено уцмийством. Историческим центром и столицей уцмийства являлся Кала-корейш , расположенный на неприступной скале окруженный даргинскими вольными обществами уцми-дарго . Город стал столицей Кайтага после разрушения арабами Жалаги .
Татарское вторжение
В 1239—1240 годы в Дагестан вторглась Монгольская империя . В это время произошла междоусобица двух Исламских государств — Кайтага и Казикумухского шамхальства . Из «Тарихи Дагестана» известно:
«... разбилось зеркало согласия усилиями сатаны — наиболее заклятого из врагов, упрямство разъединило их, ибо исчезла добродетель среди людей и распространились ложь, зло и порок. В этих распрях не осталось места ни благоразумию, ни здравому смыслу. Затем оставшиеся в живых во время этих распрей потомки главы мучеников Хамзы и повелителя правоверных Аббаса, из числа султанов Хайдака и из моря ханских генеалогий, — [а именно] Мухаммадхан, Амирхан и Амирхамза заключили с аварскими ханами союз делить добро и зло при всех обстоятельствах. [В это время] между ними (правители Авар) и (эмирами) Гумука начались страшные войны и сатанинские распри. Аварский владыка отправил послания и послов из красноречивых и мудрых людей к султану Кавтар-шаху, в страну тюрок, жители которой приняли ислам ещё в правление амира правоверных ал-Омара ал-Фарука ан-Наки , „различающего добро и зло, чистого“….Затем пошел Кавтар-шах на Гумук с [войсками] тюрок с восточной стороны, а Саратан с войсками вилайата Авар совместно с султанами Хайдака — с западной стороны, и дошли они до Гумука в понедельник, в начале месяца рамадан, во время (правления) Наджмаддина. И сражались (жители Гумука), и пали мучениками в крепости, что над мечетью ал-Кудали, семьдесят юношей, которые пожертвовали имуществом, душой и телом и поклялись сражаться на пути всевышнего Аллаха. И сражались юноши в крепости в месяце сафар, а они („тюрки“, войска аварских и хайдакских правителей) разрушили Гумук в субботу. Эмиры (Гумука), что из потомков Хамзы и Аббаса, рассеялись по частям света, по окраинам вилайатов, а султаны Хайдака снова обосновались на своих землях, на своих престолах. Гумук был взят руками недостойных по происхождению» .
Монголы покорили весь равнинный и предгорный Дагестан, в том числе и уцмийство. Обложили всё покорённое население большими податями. В результате вторжения Кала-корейш был разрушен и потерял свое значение. Уцмийство оказалось под сферой влияния Золотой Орды . Столицей уцмийства стал Уркарах .
В начале XIV века Кайтаг был значительным княжеством, имевшим тесные связи с Ширваном и с шамхальством . После ослабления власти Монголов в Дагестане, уцмийство не только перестала зависеть от Орды, но и в придачу обширную полосу предгорий к северу от своих владений. Это позволяло уцмиям контролировать торговый путь, соединявший Дербент и Закавказье с север-кавказскими городами и итальянскими городами-колониями на Чёрном море, в также с Сарай-Бату .
Вторжение Тамерлана и его последствия
В конце XIV века, перед вторжением Тамерлана, умер уцмий Султан-Мухаммад . Между его двумя сыновьями, Султан-Алибеком и Ильчи-Ахмадом, началась борьба за власть. Султан-Алибек одержал победу и стал уцмием, в то время как Ильчи-Ахмаду пришлось бежать в Ширван . Он отличился в войне на стороне Тамерлана и получил за это прозвище Бахадур, то есть богатырь. На территориях к северо-западу от Самура , при помощи Тамерлана, он создал своё эмирство .
Кайтагцы, столь часто упоминаемые в средневековых источниках до XV века, как вполне оформившийся сильный народ, понесли страшный удар от Тамерлана: персидские источники пишут, что из каждой тысячи этого народа едва ли уцелело по одному. Под кайтагами именовали не только современных кайтагов, но и тюркоязычное население равнины , то есть кумыки . Территория их расселения сильно сократилась .
Кайтаг в XIV веке при правлении уцмия Амир-Чупана контролирует земли от Самура до Тарки , под сильным влиянием оказываются Зирихгеран и Кумух. В этот период уцмийство, контролируя участок « Великого шелкого пути », поддерживает тесные связи с Западной Европой через генуэзские колонии на Черном море, особенно Матреги. Это единственный в истории Дагестана этап взаимоотношений Дагестана с Западной Европой. Следствием этих контактов с Европой стал экономический подъем и проникновение христианства в уцмийство, особенно католицизма .
В феврале 1395 года Тамерлан вторгается на территорию Уцмийства. Уцмий находился в союзнических отношениях с Тохтамышем , и выступил со своим войском против Тамерлана и этого было достаточно, чтобы Тимур отдал приказ о полном его истреблении. Придворные историки Тимура Шами и Иезди свидетельствуют, что приказ был исполнен буквально: « Он так напал на их стороны и края, что из множества не спаслись даже немногие и из тысячи один; все те области он разграбил…и деревни их сожгли ». На всей территории Кайтага, доступной завоевателям, были уничтожены селения, жители, буквально все живое. Тохтамыш, который был по дороге в Дагестан, услышав о разорении Кайтаге, панически отступил. Тимур начал преследовать Тохтамыша, но по пути разорил равнинные территории Кайтагского Уцмийства . Некоторые кайтагцы участвовали в битве при Акуша против войск Тимура, в которой объединенные силы дагестанцев были разбиты .
Медленно восстанавливал Кайтаг свои силы после разгрома нанесенного Тамерланом. Хозяйство пришло в упадок, сократилось население. Кроме того, надо учесть, что торговый путь, пролегавший по землям уцмийства, потерял свое значение. Уцмию Алильбеку удается восстановить контроль над приморской равниной до Тарков включительно и вступить в союз с Ширваном, что было закреплено браком ширваншаха Фаррух Ясара с сестрой уцмия и усилило его активность. Отделившийся в конце XIV века Зирихгеран сохранял свою самостоятельность, ослабло влияние на вольные общества, которые ранее входили в уцмийство .
Новое время
XVI—XVII века
В XVI веке уцмиями были Хасан-Али , Султан-Ахмад , а затем Хан-Мухаммад . При Султан Ахмаде столица уцмийства была перенесена из Уркараха в Маджалис .
После смерти уцмия Султан-Ахмада начался длительный период усобицы между его четырьмя сыновьями и вмешательством Тарковского шамхала. Это ослабило кайтагское государство и сказалось на положении уцмийства, ухудшило положение уцмия с соседними вольными обществами. После переноса своей резиденции в Нижний Кайтаг он продолжал считать себя правителем всего Кайтаг-Дарго и стал требовать с населения дань. Но большинство обществ: Мюйра, гапша, Ганк, Китагана, Ирчамун, хотя и являлись входящими в уцмийство, податей феодалам не платили. Они считались вольными, самостоятельными, могли добровольно поддержать уцмия, но принудить их он не мог. Вольными узденскими селами были также кумыкские села Башлы , который был единственным узденьским аулом в Теркеме, а также кумыкские села Утамыш , Алхаджакент , входящее в область Гамри, управляемой собственными карачи-беками .
Об отношениях уцмия с кумыками Башлы ведает следующая цитата :
Между всеми узденскими обществами сел. Башлы по населенности и богатству своих угодий имело преобладающее влияние в делах, относившихся до всего Кайтага. Но вместе с тем это селение из всех узденских обществ было в более тесных отношениях к уцмию, так как он жил здесь почти постоянно; хотя и случалось, что башлинцы, недовольные поведением уцмия, изгоняли его из своего селения, и тогда он переносил свое местопребывание в Маджалис. Башлинцы смотрели на уцмия как на своего естественного предводителя и защитника как от внешних врагов, так и внутренних, но по их понятию поддерживание внутреннего порядка и преследование злонамеренных людей лежало на обязанности уцмия, для чего общество отдавало в его распоряжение всех своих тулганов (земскую стражу), словом, вверяло ему в некотором роде исполнительную власть и в вознаграждение за это представляло ему некоторые материальные выгоды.
В Теркеме кайтагские беки пользовались правами феодальных монархов. Взаимоотношения между зависимыми крестьянами и феодалами часто обострялись. Уцмий Султан-Ахмад вынужден был издать сборник адатов, регулирующих взаимоотношения между беками и крестьянами .
Кайтагское уцмийство состояло из владений уцмия и беков, входивших в уцмийский род, вольных кумыкских земель обществ Башлы , Алхаджакент , Утамыш , земли независимых общин Верхнего Кайтага и юго-восточной части даргинских земель (кроме Сюрги ), признававших уцмия верховным предводителем лишь во время войны или при переговорах с иностранными государствами, а иногда — верховным арбитром в спорных судебных делах. Входившие в уцмийство независимые общинные союзы (т. н. Уцми-Дарго) упорно сопротивлялись всяким попыткам уцмия распространить на них свою власть. Будучи главной военной силой уцмийства во время внешних столкновений, общины Уцми-Дарго имели и большой внутриполитический вес. Их голос играл решающую роль на собраниях знати для избрания нового уцмия из представителей княжеского рода . По мнению профессора А. Г. Гаджиева, основное ядро Кайтагского уцмийства составляли даргинцы-кайтагцы .
Перенос столицы уцмиев на равнинную часть Кайтага был сделан не случайно. Он объяснялся тем, что уцмии не сумели приобрести «ни сел, ни земель» в горной части Кайтага, не могли вмешиваться в дела узденских сельских обществ, отстаивавших в упорной борьбе с уцмиями свою административную и политическую самостоятельность. В итоге уцмии более не могли оставаться в горах, и вынуждены были перевести свое местопребывание в Нижний Кайтаг, в Маджалис.
Уцмий Рустам-хан в первой половине XVII в. проводил самостоятельную внешнюю политику. Архивные данные свидетельствуют, что он был «в горах человек первой», самовластный и гордый, и что «никоторые де боязни себе» не имел, поскольку земля его была в «крепких местах». Проводить самостоятельную внешнюю политику Рустам-хану позволяло то, что он имел в своем распоряжении более 1200 пеших и конных воинов. Для Дагестана XVII в. это была большая сила. Эвлия Челеби писал о трех тысячах воинов уцмия.
По поздним сведениям ещё при жизни уцмия в Башлы избирался его преемник — гаттин. Он принимал активное участие в управлении уцмийством. Раз в году гаттин объезжал узденские общества, творил там суд и даже собирал подати. Важную роль в управлении уцмийством играло и мусульманское духовенство — кадии, решавшие судебные дела в сельских обществах по шариату. Кадии Уркараха и Кубачи считались наиболее авторитетными в горах Кайтага из-за своего арабского происхождения .
Согласно «Постановлениям» Рустам-хана уцмии и беки на местах взяли в свои руки и судебное дело. « Пусть уцмий наказывает тех, которые делают насилие и притеснения другим » — гласит одна из статей норм обычного права кайтагцев. Однако уцмий мог приговорить к смерти лишь собственных крестьян. Это он мог позволить по отношению к терекеменцам находившимся в полной от него зависимости. В узденских же магалах он согласовывал свои решения и действия с их главами (старшинами или кевхами).
С переносом резиденции в Нижний Кайтаг, где до этого правили беки, власть уцмиев значительно ослабла. В горах же стали управлять именно беки; в силу этого влияние уцмия там стало слабеть. Тем не менее, в 1645 г. в горном Кайтаге уцмий Рустам-хан нашел поддержку, когда против него в Нижнем Кайтаге выступил его племянник Амирхан-Султан , поддержанный сефевидским шахом Аббасом II .
В 1631—1632 годы определились претенденты на власть уцмия Рустам-хана. Это были «братья его Чюкук, Устархан, и сын его Хан». В оппозиции к Рустам-хану находились и его двоюродные братья, желавшие «после смерти отца своего бытии у кизылбашского шаха в подданных». В 1645 году племянник уцмия Рустум-хана Амирхан-султан с помощью войск иранского шаха Аббаса II в ходе междоусобной войны распространил свою власть на Нижний Кайтаг, вытеснив Рустам-хана в горы. В результате Кайтаг оказался поделенным на две части (Енгикентцы и Маджалисцы), между правителями которых не прекращалась борьба. В результате раздора, младшая енгикентская ветвь истребила всю старшую маджалисскую, исключая малолетнего Гусейн-хана , которого спас один из его приближённых по имени Айде-бек. Он увёз его к шамхалу , а по достижении своего совершеннолетия Гусейн-хан отправился в Персию . Только в 1689 году после победы уцмия Али-Султана над ставленником шаха Сулеймана Гусейн-ханом, который даже сумел вначале захватить Башлы, но затем был вытеснен Али-Султаном в Кубу, где основал ханство и умер. Кайтаг воссоединился.
XVIII—XIX века
Уцмии проводили активную политику в начале XVIII века. Кайтаг был активным участником антииранского восстания первой четверти XVIII века Уцмий Ахмед-хан одним из первых начал противостояние иранским наместникам стал одним из руководителей восстания. Умело взаимодействуя с другими лидерами противостояния — Хаджи-Даудом Мюшкюрским и Сурхаем Казикумухским, Ахмед-хан сделал крупный вклад в деле изгнания персов из Южного Дагестана и Ширвана .
После антииранского восстания Ахмед-хан был вовлечëн в Персидский поход Петра I . Происходит крупная Битва на реке Инчхе между российскими войсками и объединенными войсками Ахмед-хана и утамышского султана Махмуда.
В период с 1700 до середины 1730-х годов уцмийство выступает как одно из сильных и влиятельных политических образований Дагестана. Уцмий успешно проводит политику лавирования по отношению к трем мировым державам — России, Турции и Ирану, сумев сохранить суверенитет, международную роль Кайтага .
С середины 30-х годов до 1747 года проходит один из сложнейших эпизодов как в истории Кайтагского уцмийства, так и для Дагестана в целом. Кайтаг одним из первых принял на себя удар иранских полчищ Надир-шаха . В 1735 году войска Надир-шаха разрушительно прошлись по территории уцмийства. В связи с этим уцмий Ахмед-хан вынужден был признать власть Ирана. Однако уцмий, будучи человеком хитрым, ведет сложную политическую игру, внешне проявляя лояльность, но всячески игнорируя указы и предложения шаха, касающиеся Дагестана. Но даже подобная "лояльность" продолжалась не долго. Уцмий возглавил горцев из Табасарана, Хиналуга, Ахты-пара, Хурали и Кайтага и присоединился к восставшим джарцам, которые нанесли жестокое поражение иранцам во главе с братом Надир-шаха Ибрагим-ханом, который был убит в числе многих других высокопоставленных военоначальников. Ахмед-хан вместе с другими дагестанскими владетелями нанес поражение отступавшему из Аварии большому соединению иранских войск в ущелье Капкай. Из 30 тысяч иранских войск до Дербента дошли всего человек «сто и то нагие» .
После смерти Ахмед-хана уцмием становится его внук Амир-Хамза . Время 36-летнего правления Амир-Хамзы отмечено наиболее интенсивным процессом политических взаимоотношений Кайтага с другими дагестанскими государствами. При нем внешняя политика достигла крупного размаха. Табасаранское кадийство оказалось под его прямым влиянием. Он оказал помощь Кубинскому правителю Фатали-хану в присоединении к его ханству Дербентского ханства , а затем на всю оставшуюся жизнь стал его самым непримиримым противником. Сплотив в коалицию большинство дагестанских владетелей Амир-Хамза нанес крупное поражение Фатали-хану в битве при Гавдушане .С подписанием Гюлистанского мирного договора после русско-иранской войны 1804-1813 годов в Дагестане бушевала так называемся Кавказская война , целью которой для России было включение сопротивляющегося Северного Кавказа в свои владения. С этого момента Кайтагское уцмийство перестает быть для России субъектом внешней политики. Отношение ряда дагестанских правителей к России после договора начинает резко ухудшаться. Они объединяются в антироссийскую коалицию. Но тогдашний уцмий Адиль-хан , приняв присягу России, не поддерживал коалицию, так как его сын находился с заложниках в Дербенте, но Адиль-хан и не противодействовал коалиции. Он ведет политику маневрирования, что не устраивает российские власти. Долго это не продолжалось и он присоединяется к коалиции и открыто выступает против России. За такую политику российское военное командование принимает радикальное решение. 26 января 1820 г. уцмий Адиль-хан был отстранен от власти, и одновременно был упразднен титул уцмия. С этого времени Кайтагское уцмийство перестает существовать как политический субъект.
Уцмийский род, как символ самостоятельной государственности народа Кайтаг-Дарго, перестал существовать. С ним перестало существовать и само государство — Кайтагское уцмийство, которое на протяжении многих веков являлось одним из сильных и влиятельных государственных образований Дагестана и которое играло наиболее заметную, а часто и ведущую, роль во всех политических процессах Дагестана и вносившее, таким образом, свою немалую долю в сохранение целостности и политического единства Дагестана на протяжении всей своей многовековой истории.
Муртазаев А.О.
Религия
В XIII веке в Кайтаг прибывают католические миссионеры, а ещё позже миссионеры из Грузии и Армении. Кайтагцы исповедуют как Христианство , так и Ислам . Уцмии были мусульманами и вели газийские войны с соседями и активно насаждали ислам другим кайтагцам. В 1370 году источники называют епископа Лазаря Таркинского — бывшего «лезгинского» епископа греческого вероисповедания, перешедшего в католицизм .
Экономика
Д. И. Тихонов отмечал, что жители Кайтага выращивали хлеб, выкапывали марену, занимались пчеловодством, скотоводством и особенно садоводством. Также он писал о многочисленности мучных мельниц. Население, по его словам, « из шерсти овечей делают на продажу ж и домашние употребления простые сукна: синие, черные, белые, и разные ковры, делают и бумажный холст », а также « Ружья, пистолеты, сабли и кинжалы с оправой серебряной », делали сами и порох . Последнее относится к Кубачи . И. Гербер писал, что кубачинцы « все люди мастеровые, у них делается самая лутчая серебрянная работа, оружие, добрые сабли, панцери и протчее, которое не токмо во всех здешних местах, но и в Персии и в турецкой земле славно, и такое оружие с охотой покупают » .
Как писал А. И. Ахвердов, кайтагцы « имеют довольно изрядной прибыток от своих земель, как-то: на плоскости живущие хлебопашеством, посевом Сорочинского пшена и хлопчатой бумаги, шелководством, также от нефтяных колодцов ». Жители предгорного Кайтага « имеют небольшие хлебопашества. Главной же их доход составляют фруктовые деревья, как-то: дулевые, яблочные, айвовые, персиковые, абрикосовые, ореховые ». Обитатели горного Кайтага « имеют очень нужную землю, на которой сеют какарузы и выделывают из оной муку, а главное пропитание имеют от овечьих стад, кои содержат зимой на плоскости, а летом в горах » .
Занимались и торговлей. Торговали в основном с соседними владениями, как-то: скотом, хлебом, медом и воском. Сами покупали привозимые из России и Персии парчи и сукна, медь, олово, железо, а свинец и селитру из Дербента и Кубы . Серебро и золото привозили из России и Персии. Лучшие кремни покупали в Губдене .
Население
Население уцмийства состояло из различных этнических групп, среди которых были даргинцы (в том числе кайтагцы и кубачинцы), кумыки, терекеменцы и горские евреи. Кайтаг был густонаселенной частью Среднего Дагестана. В нём было более 100 населенных пунктов . По сведениям путешественника Эвлии Челеби (1611—1682), в уцмийстве было 20-50 тысяч человек . К 1796 году население доходило до 75 тысяч . Согласно материалам начала 19 века, в уцмийстве было 29 484 жителя. В 1830-е года «Владение Каракайтагское» имело более 10 400 дымов с 36700 душами мужского пола . По мнению профессора А. Г. Гаджиева, основное ядро Кайтагского уцмийства составляли даргинцы-кайтагцы . Уцмий в 20-е годы XVIII мог собрать 16 тысяч нукеров: «8000 татар , тавлинцов 6000 , а его усменових 2000» . Из кумыков в основном формировался класс служилых людей - то есть постоянных воинов .
Национальный состав, по данным 1890 года, на территориях бывшего уцмийства выглядел так :
№ | Национальность | Численность, чел | Доля |
---|---|---|---|
1 | Даргинцы | 18 974 | 37% |
2 | Кайтагцы | 13 220 | 26% |
3 | Кумыки | 11 767 | 23% |
4 | Терекеменцы | 4 653 | 9 % |
5 | Кубачинцы | 2 232 | 4% |
6 | Горские евреи | 1 004 | 2% |
Предполагается, что в XVII — нач. XIX веках эти этносы занимали те же места по своей численности, хотя и с другими цифрами .
Правители
Список
Список уцмиев с XIV века и годы правления:
- Султан-Мухаммадхан — начало-середина XIV в.
- Султан-Алибек , сын предыдущего — середина XIV в.
- Амир-Чупан Гази , сын предыдущего, потомок Хамзы ибн аль-Мутталиба — 60-70 гг. XIV в.
- Уцмий Сураки , сын предыдущего — конец XIV в.
- Амир-Чупан II , сын Мухаммада, сына Сураки — начало XV в.
- Султан-Мухаммад , сын предыдущего — 40 гг. XV в.
- Уцмий Алильбек , сын предыдущего — ок. 1466 г.
- Уцмий Амир-Шамхал , сын предыдущего — середина XVI в.
- Хасан-Али , сын предыдущего — до 1578 г.
- Султан-Ахмад , сын предыдущего — 1578-1588 гг.
- Хан-Мухаммад , сын предыдущего — 1588-1595 гг.
- Амир-Хамза , сын предыдущего — 1595-1608/9 гг.
- Рустам-хан , младший брат предыдущего — 1609-1645 гг.
- Амирхан-Султан , сын Амир-Хамзы, племянник предыдущего — 1645-1659 гг.
- Улуг (Уллубий) , сын Рустам-хана — 1659-1669 гг.
- Али-Султан — 1670-1696 гг.
- Гусейн-хан Кубинский — 1688-1689 гг.
- Амир-Хамза , сын Али-Султана — 1696-1706 гг.
- Ахмед-хан Кубинский , сын Гусейн-хана — 1706-1711 гг.
- Ахмед-хан Большой , сын Уллубия, сына Рустам-хана — 1711-1750 гг.
- Амир-Хамза , внук предыдущего — 1751-1787 гг.
- Устар-хан , брат предыдущего, внук Ахмед-хана Большого — 1788-1790 гг.
- Али-бек , сын Амир-Хамзы — 1790-1796 гг.
- Рустам-хан II , двоюродный брат предыдущего — 1796-1800 гг.
- Рази-бек , сын Амир-Хамзы — 1800-1801 гг.
- Рустам-хан II , двоюродный брат Али-бека (вторично) — 1801-1804 гг.
- Али-хан , сын Устар-хана — 1804-1809 гг.
- Адиль-хан , сын Устар-хана — 1809-1819 гг.
Генеалогия
Генеалогия уцмиев, согласно Муртазаеву :
Султан-Мухаммадхан | |||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Султан-Алибек | |||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Амир-Чупан Гази | |||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Уцмий Сураки | |||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Мухаммад (не уцмий) | |||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Амир-Чупан II | |||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Султан-Мухаммад | |||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Алильбек | |||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Амир-Шамхал | |||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Хасан-Али | |||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Султан-Ахмад | |||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Хан-Мухаммад | |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Амир-Хамза |
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
Рустам-хан | |||||||||||||||||||
Амирхан-Султан |
|
|
|||||||||||||||||||
Улуг (Уллубий) | |||||||||||||||||||||
Али-Султан |
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
Гусейн-хан Кубинский | |||||||||||||||||
Амир-Хамза |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
Ахмед-хан Кубинский | |||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Ахмед-хан Большой | |||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Хан-Мухаммад (не уцмий) | |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
? (не уцмий) |
|
|
Амир-Хамза | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
Устар-хан |
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
Али-бек |
|
|
|||||||||||||||
Рустам-хан II |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
Рази-бек | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
Али-хан |
|
|
|||||||||||||||||||
Адиль-хан | |||||||||||||||||||||
Примечания
- , с. 257.
-
Вейденбаум Е.
Путешествие по Кавказу. — Тифлис, 1888. — С. 109.
Уцуми-Даргва это совокупность всех земель, состоявших под властью уцмия кайтагского. Они известны под общим именем Кайтак (правильнее Хайдак), который делится на верхний и нижний
- , с. 259.
- Павел Ковалевский. . — Litres, 2021-09-01. — 955 с. — ISBN 978-5-04-366404-4 .
-
Козубский Е. И.
Памятная книжка Дагестанской области. — Темир-Хан-Шура, 1895. — С. 53.
Уцуми-Даргуа; так называется совокупность всех земель, составлявших достоинство уцмия
-
П.К. Услар.
Хюркилинский язык. — Тифлисс, 1892. — С. 2.
Уцумi-Даргwa: так называется совокупность земель составлявших достояние Уцмiя
- Малачиханов Б.К. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане. — Махачкала., 1965. — С. 179, 180.
- Гусейнов Г-Р. А-К. Шавхал (Вопросы этимологии). КНКО: Вести. Вып. № 6-7, Махачкала. 2001
- ↑ , с. 441.
- Минорский В.Ф. . www.vostlit.info . Издательство восточной литературы (1963). Дата обращения: 21 декабря 2021. 21 декабря 2021 года.
- Алиев Б. Г., Умаханов М-С.К. Дагестан в XV-XVI вв. (Вопросы исторической географии). — Махачкала, 2004. — С. 99.
- История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. Россия, Наука, 1988. - С.241
- , с. 79.
- . www.vostlit.info . Дата обращения: 18 декабря 2021. 6 августа 2017 года.
- , с. 79
- от 15 июля 2014 на Wayback Machine
- , с. 94-96.
- ↑ , с. 110.
- ↑ , с. 133.
- Гадло, А. В. Этническая история Северного Кавказа X—XIII вв.. — СПб. : Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994. — С. 183.
- Кумыкский архив: сборник статей и материалов. Вып. 1-2 / Ред. кол: Ю. М. Идрисов (научный редактор), Р. П. Гарунов (ответственный редактор), М. Аскеров, А. Б. Ибрагимов, Х. А. Алханаджиев, С. А. Хамурзаев. — Махачкала: Издательский дом «Абусупиян», 2018.
- , с. 146.
- , с. 101—102.
- , с. 104.
- , с. 131—132.
- ↑ // Феодальные отношения в Дагестане XIX - начало XX в. Архивные материалы. — М. : Главная редакция восточной литературы, 1969. — С. 182−241.
- , с. 153.
- , с. 177—178.
- ↑ Гаджиев А. Г. Происхождение народов Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал АН СССР. Институт истории, языка и литературы им. Г. Цадасы, 1965. — С. 26. — 232 с.
- Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв. / Восточный Научно-Исследовательский Институт. — Л. : ЛГУ им. Жданова, 1949. — С. 140.
- ↑ , с. 447.
- , с. 450.
- ↑ Тихонов Д. И. Описание Северного Дагестана //ИГЭД. — 1796. — С. 134.
- , с. 269.
- Ахвердов А. И. Описание Дагестана. //ИГЭД. — 1804. — С. 216.
- ↑ , с. 262.
- Челеби Э. Выдержки из «Путешествия»// РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. On. 1. Д. 37. Л. 16, 82.
- Дренякин И. Т . Описание Ширвана. //ИГЭД. Таблица. — 1796.
- Бутков П. Г . Сведения о Дербентском и Кубинском владениях. // ИГЭД. — 1798. — С. 210.
- , с. 265.
-
Дагестан в известиях западноевропейских авторов XIII—XVIII вв. Махачкала, 1992. — С.184
(По Я. А. Марковичу) в 20 - е годы XVIII в . уцмий мог собрать « 8000 татар , тавлинцов 6000 , а его усменових 2000 »
- . Дата обращения: 24 апреля 2022. 20 ноября 2021 года.
- Дагестанская область: Свод статистических данных, извлеченных из посемейных списков населения Закавказья. — Тифлис: Издание Закавказского статистического комитета, 1890. — С. 62—63; 64—65; 70—71.
- ↑ .
- Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М. Дагестанские исторические сочинения. — С. 101.
Литература
- Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. II. — 1832. — С. 317.
- Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002.
- Сычев Н. В. Книга династий. — М. : «АСТ» — «Восток-Запад», 2008. — ISBN 978-5-17-032495-8 .
- Муртазаев А.О. / отв. ред. Б.Г. Алиев . — Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, АЛЕФ, 2015. — 490 с. — ISBN 978-5-4447-0035-8 .
- Б. Г. Алиев , М.-С. К. Умаханов. / А. И. Османов (ответ. редактор), М. М. Гусаев, А. Р. Шихсаидов . — Махачкала: Издательство типографии ДНЦ РАН, 1999.
- 2020-04-23
- 1