Махкеты
- 1 year ago
- 0
- 0
Ке́ты ( самоназвание кето, кет — «человек», мн. ч. денг — «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки́ , енисе́йские остяки́ , енисе́йцы ) — малочисленный коренной народ Сибири , живущий на севере Красноярского края . Используют кетский язык , который относится к группе енисейских языков .
По данным переписи населения 2002 года , численность народа — 1494 человека. Проживают в основном в сельской местности трёх районов Красноярского края (1189 чел.): Туруханском (866 кетов в сёлах Келлог , Туруханск , Сургутиха , Мадуйка и др. н. п.), Эвенкийском (211 кетов в селе Суломай и др.) и Енисейском ( Сым ). В посёлках Келлог , Суломай и Мадуйка кетское население — преобладающее. В начале 2000-х годов несколько десятков представителей кетского этноса проживало в г. Красноярске .
Численность кетов в населённых пунктах Красноярского края в 2002 г. :
Динамика численности кетов в России:
Кетский язык является последним живым представителем енисейской языковой семьи . Другие родственные языки — пумпокольский , аринский , ассанский — исчезли ещё в XVIII—XIX веках. Существуют гипотезы о том, что енисейские языки находятся в отдалённом родстве с дагестанскими адыго-абхазскими , нахскими ( чеченский , ингушский ) и сино-тибетскими ( китайский , тибетский ) языками . По переписи 2002 г. в Красноярском крае из 1189 кетов владеют кетским языком 365 чел. (30,7 %), русским языком — 1186 чел. (99,8 %) .
В кетском выделяется три диалекта : северный, центральный и южный (последний в свою очередь подразделяется на говоры елогуйский и подкаменнотунгусский). Фактические различия между ними относительно невелики.
В 1930-е годы кетами использовался алфавит на латинской основе. В 1980-е был разработан новый алфавит на основе кириллицы .
Как минимум с 1970-х годов происходит процесс утраты народом своего языка. В настоящее время менее 20 % кетов (возрастная группа от 50 лет и старше) считают кетский родным . Число носителей, по оценкам специалистов, не превышает 150 человек .
Кетский язык достаточно часто становился объектом исследований лингвистов ( М. А. Кастрен , Е. А. Крейнович , А. П. Дульзон , Г. К. Вернер , С. А. Старостин , Ю. Е. Галямина и др.), привлекая внимание учёных своей редкостью и сложным устройством глагольной морфологии .
Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип.
Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: , асанов , , , коттов и др. По некоторым данным в I тысячелетии н. э. они вступили в контакты с тюрко - самодийско - угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. В частности, по реке Кану (правый приток Енисея) были расселены котты, по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары ) — ассаны, на Енисее в районе Красноярска — арины, выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы — яринцы и байкотовцы . Ниже по Енисею и его притокам Касу , Сыму , Дубчесу , Елогую , Бахте , по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки современных кетов. Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами , а затем и с эвенками , сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан , Курейка и , вытесняя оттуда или ассимилируя энцев . В начале XVII века известны три родовые локальные группы — земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.
До прихода русских кеты уже освоили металлургию , однако жили родо-племенным строем . В состав Русского государства кеты вошли в 1607 году. В российских документах они, вместе с некоторыми другими северными народами, первоначально (и довольно длительное время) именовались « енисейскими остяками ».
С кетами некоторыми исследователями связывается окуневская и карасукская культура бронзового века (2-е тысячелетие до н. э.) Южной Сибири и Казахстана, а также редкая линия Y-хромосомной гаплогруппы Q , указывающая на родство с американскими индейцами.
Исследование ДНК кетов выявило, что у них доминируют Y-хромосомная гаплогруппа Q1b1a3-L330 и митохондриальная гаплогруппа U4 . 94 % кетов имеют Y-хромосомную гаплогруппу Q (у тазовских селькупов — 66 %, у нарымских селькупов — 50 %) . По другой выборке у кетов 86,4 % имеют Y-хромосомную гаплогруппу Q, 9,1 % имеют Y-хромосомную гаплогруппу N1a1, 4,5 % имеют Y-хромосомную гаплогруппу R1a .
Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство . Главный объект пушного промысла — белка , которая составляла 80-90 % стоимости всей добывавшейся пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка , горностая , лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина выплачивалась кетами в качестве ясака в русскую казну и продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей. Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые были также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления.
Заимствованное во 2-й половине XVII — XVIII веке у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех кетов; часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.
Традиционное жилище кетов — чум из шестов и берестяных покрышек ( кус ). Другой распространённый тип жилища — землянка ( бан, нус ). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства — несколько низких столиков из берёзы ( л’ам ), за каждым из которых ели 2-3 человека. Из берёзы и рога изготовляли поварёшки и чашки для чая и бульона.
Одежду кеты ещё до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна ( зипуны ) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.
Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата — котлям (от котл — «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви — , часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.
Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи. В качестве водного транспорта использовались долблёнки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъёмность до четырёх тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой . На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.
В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм [ источник не указан 4214 дней ] . Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов .
Высшим добрым началом в кетской мифологии было небесное божество Есь. Низвергнутая на землю жена этого божества, Хоседэм, олицетворяла собой зло . В соответствии с этим, женщина традиционно считалась «нечистым» существом и подвергалась эксплуатации [ уточнить ] .
С приходом в Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение .
от 2 декабря 2013 на Wayback Machine