Interested Article - Ой ты, степь широкая


- 2020-01-23
- 1
«Ой ты, степь широкая» — старинная русская народная песня [ источник не указан 842 дня ] .
Исполнение
Лидия Русланова , говоря о своей манере исполнения, вспоминала :
Пела широко и раздольно, как выучилась у народа: «Ах, ты, степь широкая», «Ах, ты, ноченька», « Окрасился месяц багрянцем »…
— Е. Анохина. Именитые россиянки.
Сама певица признавалась :
Ведь чего я хочу, когда пою: «Ох ты, степь широкая, степь раздольная! Ох ты, Волга-матушка, Волга вольная!» — Чего я добиваюсь? А того добиваюсь, чтобы люди, сидящие в зале, видели эту Волгу , эту степь раздольную. Я хочу, чтобы они ощущали умиление и даже лёгкую грусть.
— В. Вардугин. Легенды и жизнь Лидии Руслановой.
Произведение вошло в репертуар таких исполнителей, как Леонид Сметанников , Ольга Воронец , Ансамбль имени Александрова .
Известные музыкальные обработки
Песня известна в обработках таких композиторов, как П. Н. Триодин , А. В. Александров , А. В. Свешников , В. Г. Соколов . Произведение звучит в хоровом исполнении в опере Ш. Р. Чалаева «Хаджи-Мурат». Александр Пушной в 1996 году сделал рок-кавер (музыкальная обработка — Мурад Магомедов, литературная обработка текста — Владимир Сергеев и Вадим Голованов) для команды КВН НГУ, а затем в 2021 году исполнил эту песню для собственного YouTube-канала дуэтом с Алекандром Зилковым.
В кинематографе
В фильме « Дни и ночи » (1944), снятом по одноимённому произведению Константина Симонова , эту песню исполняет хор советских бойцов.
Пьер Пазолини использует её в своей картине « Евангелие от Матфея » (1964), наряду с другими произведениями русской музыки :
Пазолини в разных фрагментах совмещает русскую народную песню «Ах ты, степь широкая»… со « Страстями по Матфею » <…> «Страсти по Матфею» — бесконечная музыка, в силах которой объединить народные «степи», революционные песни, классику Прокофьева и даже мелодии афроамериканского спиричуэлса (духовных песен).
— Иоганн Себастьян Бах. — С. 78.
В фильме « Москва — Генуя », поставленном в том же году группой советских кинорежиссёров, песня используется для создания «широкого круга ассоциаций» :
Она соотносится не с конкретным героем или явлением, а связана с целым историческим периодом — трагедией Гражданской войны . Эту песню исполняли на немногочисленных привалах главные герои — Безлыков, Глаша и их друзья. После войны их пути разошлись. Как бы отмечая временн ы е вехи в судьбах героев, песня трижды появляется в фильме… [она] выступает как знак эпохи и своеобразный камертон, по которому люди узнают друг друга, проверяют решающие моменты своей жизни.
— Экран и культурное наследие Беларуси. — С. 350—351.
В фильме «Офицеры» (1971) эту песню поют красноармейцы на крыше вагона.
В одном из эпизодов сериала « Семнадцать мгновений весны » главный герой — Исаев- Штирлиц — напевает «Уж ты, степь широкая» под игру баянов.
Песня в исполнении Российского государственного симфонического оркестра кинематографии звучит в финале фильма « Ширли—Мырли ».
Примечания
- ↑ Вардугин В. И. . — Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1999. — С. 185. — 240 с. — ISBN 5-7633-0851-4 . 6 марта 2016 года.
- ] // Телевидение и радиовещание : журнал. — М. , 1986.
- ↑ . bnkomi.ru (5 марта 2014). Дата обращения: 6 марта 2016. 5 марта 2016 года.
- ↑ Сметанников Леонид Анатольевич // / Уварова Е.Д. — Олма-Пресс, 2004. — С. 617. — 862 с. — ISBN 5-224-04462-6 .
- ↑ / Уварова Е.Ф. — М. : Искусство, 1981. — Т. 3.
- Первая строчка, давшая название песне, может начинаться и с других междометий: ах (см., например, от 6 марта 2016 на Wayback Machine от 6 марта 2016 на Wayback Machine ), ох (см. также от 6 марта 2016 на Wayback Machine от 6 марта 2016 на Wayback Machine ) и т. п.
- ] // Филологический сборник. — Смоленск: Смоленское областное гос. изд-во, 1950.
- Анохина Е.И. . — Мичуринск, 2003. — 96 с. — ISBN 5-94024-022-4 .
- от 6 марта 2016 на Wayback Machine — С. 523.
- Поляновский Г. . — Советский композитор , 1977. — С. 153.
- . — М. : Музыка , 1988.
- ]. — Музыкальная академия . — Композитор , 2004.
- (рус.) . Дата обращения: 10 марта 2021. 23 марта 2021 года.
- ] // Обозрение [приложение к газете «Русская мысль»] : журнал. — Париж, 1985. — Вып. 13-17 .
- — С. 329.
- . — М. : Эксмо, 2015. — С. 78. — 94 с. — ISBN 978-5-699-75704-6 .
- Карпилова А.А. и др. . — Минск: Беларуская навука, 2011. — С. 350—351. — 383 с. — ISBN 978-985-08-1321-3 .
- ] // Советская музыка. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1974. — Вып. 7-12 .
- ] // Неприкосновенный запас: очерки нравов культурного сообщества : журнал [приложение к изданию «Новое литературное обозрение »]. — М. : Новое литературное обозрение, 2007. — Вып. 51-53 .
- на YouTube
Источники
- Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. — М. : Искусство, 1961. — Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — 785 с.
Ссылки
- от 8 мая 2016 на Wayback Machine (1938, Ленинград)
-
в исполнении хора им. Пятницкого
- . a-pesni.org. Дата обращения: 6 марта 2016. Архивировано из 5 марта 2016 года.

- 2020-01-23
- 1