Экспедиция «Тяготение»
- 1 year ago
- 0
- 0
Тяготение — метафорический термин в русской теории музыки XX века , означающий восприятие слухом диссонантных созвучий (интервалов и аккордов), а также консонантных созвучий, несущих «нетоническую» функцию (доминанты, субдоминанты, атакты и др.), как « неустойчивых » по отношению к « устойчивой » тонике . Поведение всех звуковысотных структур (звуков, интервалов, конкордов, аккордов терцовой и прочей структуры) в тональности уподобляется физическому закону всемирного тяготения — эти звуки и созвучия в разной степени наделяются «энергией» к «потенциальному движению» и «стремлением» к разрешению в тонику, понимаемую как главный устой любого лада."
«Метафизическая концепция» ( фр. principe purement métaphysique ) мажорно-минорной тональности была внедрена в эпохальном труде Ф.-Ж. Фетиса «Полный трактат о теории и практике гармонии» ( Traité complet de la théorie et de la pratique de l’harmonie ; 1844; многие переиздания). В рамках учения о гармонии Фетиса широко использовались псевдо-физические (в терминологии автора «метафизические») термины — «стремление» ( фр. tendance ), «притяжение» ( фр. attraction ), «движение» ( фр. mouvement ), «состояние покоя» ( фр. repos ) и т. п. . В практических учебниках гармонии П. И. Чайковского (1874) и Н. А. Римского-Корсакова (1886) «тяготений» ещё нет. Римский-Корсаков, например, описывает «переход» (авторское слово) от диссонанса к консонансу без какой-либо метафизики. Никаких «тяготений» не описывается и в стандартном музыкальном справочнике начала XX века — « русском Римане » . Впервые в российской науке термин «тяготение» регулярно использовал в своём учебнике гармонии Г. Л. Катуар (1924-25). Этот термин Катуар вводит без какой-либо дефиниции , а затем употребляет его неоднократно как нечто само собой разумеющееся .
Решающий вклад в распространение «метафизической» трактовки тональности в России в первые десятилетия XX века внёс Б. Л. Яворский — он и укоренил «ладовое тяготение» как термин русской теории музыки . По следам Яворского «ладовое тяготение» постулируется уже как «категория гармонии» и разрабатывается в работах ведущих российских музыковедов XX века — Б. В. Асафьева , Ю. Н. Тюлина , И. В. Способина , Т. С. Бершадской , Ю. Н. Холопова и других. Особенно развита риторика в трудах Б. В. Асафьева, который считал, что некоторые понятия, относящиеся к психологии музыкального восприятия («тяготение», «разряд», «напряжение», «растяжение» и т. п.), обусловлены «музыкальным движением», интерпретируемым как объективная реальность:
…Музыкант-специалист прежде всего направляет свое внимание к схватыванию отношений в музыке и к пониманию связи и анализу причин этой связи между последованиями звуков во времени и между комплексами звучаний, отдаленных друг от друга на большие расстояния <…>. Слух музыканта старается установить взаимотяготение звукосочетаний в их продвижении и свести к рациональному единству все разнообразие их отношении друг к другу. <...> Итак, такие понятия, как устой, тяготение, напряжение, разряд, сокращение и растяжение, обусловлены объективными свойствами и проявлениями качества музыкального движения, его динамической природой, а отнюдь не субъективными представлениями.
— Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971, с.206.