Interested Article - Семик

Семи́к ( Русалчин Велик день, Троица умерших ) — восточнославянский праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на седьмой четверг после Пасхи , за три дня до Троицы . Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных» покойников , предшествующий поминовению предков в троицкую субботу (см. Троица , Задушницы ). К Семику уже в XVII веке было приурочено погребение погибших, казнённых либо умерших от голода и болезней, в скудельницах , или убогих домах . В православном календаре Семик как день поминовения усопших отсутствует.

Другие названия

Велик четверг , Великоденный четверг [ страница не указана 2691 день ] , Тюльпа , Кисилёв день , белор. Сёмуха , Русалчин Велик день (новг.), Мавский Велик день (новг.), Троица умерших (южно-рус., полес.) , Навская Троица (южно-рус., полес.) , Рипей ( азов .), «Сухий четвер» ( полес. ).

Обряды и поверья

В некоторых местностях России считали, что ячмень надо сеять именно в этот день. Аграрные обряды — обходы полей, гуляние и трапезы девушек и молодых женщин на поле, величание ржи, "вождение колоска", качание молодёжи на качелях, проведение круговых игр с мотивами сеяния, роста, созревания мака, льна, проса — были направлены на стимуляцию роста посевов . Белорусы считали, что примета Семика в поле — цветение жита ( белор. Прыкмета Сёмухі ў полі — красаванне жыта ) .

Девушки и молодые жёны, не имеющие детей, устраивали в Семик обряд кумления , направленный на получение ими продуцирующей силы, необходимой для деторождения .

Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников , то есть погибших не своей смертью («кто не изжил своего века»). Сведения о разнообразных формах их поминовения в Семик имеются из большинства северо-восточных, центрально- и западнорусских областей; на юге России Семик известен мало. День нередко был посвящён поминовению утопленников. На северо-востоке России (Вятский край) считалось, что Семик установлен именно в память об утопленниках; в этот день на кладбище устраивали поминки , переходящие в буйство. На Смоленщине в Переплавную среду и в Семик действовали запреты, связанные с водой: нельзя было ни мыть, ни стирать, ни полоскать, иначе в семье кто-нибудь утонет: «мыть ничова нельзя — заливцы [утопленники] получаюца». В Семик служили панихиду по тем, кто не получил отпевания при погребении .

Поминки проводились обычно в четверг Семицкой недели, в некоторых местах — во вторник («Задушные поминки» ). Считалось, что души заложных покойников возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле в качестве мифологических существ. Их запрещалось отпевать в церкви, и поминались они отдельно. По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они остаются неупокоенными и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы, а иногда вообще обладают демоническими свойствами. Поминать заложных покойников разрешалось только в Семик, поэтому этот день считался «отрадой» для их душ. В городской традиции до конца XVIII века в Семик хоронили скопившихся за зиму в « скудельницах » заложных покойников, которых запрещали хоронить в другое время. Поминки в Семик проводились дома, на кладбищах, в часовнях, на местах сражений и массовых захоронений. Обязательной была поминальная трапеза с обрядовой пищей ( блины , пироги, кисель и т. д.) и пивом (позже — вином и водкой). Поминовение нередко принимало разгульный характер, сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями . Таким образом, поминовению заложных покойников уделялось очень большое внимание. Связано это с тем, что они, при отсутствии должного почтения, вполне могли наслать засуху или неурожай, тревожить своими посещениями или открыто вредить людям .

Помимо русских, Семик отмечался и другими православными народами Русской равнины . Обычай посещать кладбище и поминать умерших в этот день отмечен также у коми-пермяков . Поминали чаще всего рыбным пирогом ( чери нянь ), пекли и другие пироги, например, шаньги из крупы ( шыгдöса пирöг ) .

См. также

Примечания

  1. . 24 сентября 2015 года. // РЭМ
  2. , с. 612.
  3. , с. 5, 6.
  4. .
  5. .
  6. , с. 425.
  7. , с. 541.
  8. , с. 783.
  9. , с. 204.
  10. , с. 756.
  11. , с. 609.
  12. , с. 312.
  13. , с. 637.
  14. Зеленин Д. К. . 13 августа 2017 года.
  15. Чугаева С. В. . 11 октября 2013 года. // Вестник Воронежского университета. 2010. № 1. С. 200—204.

Литература

Ссылки

  • // Российский Этнографический Музей
Источник —

Same as Семик