Interested Article - Народная кадриль

Наро́дная кадри́ль ( деревенская , крестьянская , или просто кадриль, кадрель , бытовой танец , городской бытовой танец , городской бытовой лёгкий парный танец , парный танец , танец ) — вид народного танца восточных славян и балтов , для которого характерно определённое построение и чёткое разделение на пары и фигуры.

«Городские танцы» (кадриль, ланцет, ойра , , па-дё-катр , па-д-эспань , краковяк ) считались «лёгкими» и были особенно популярны в деревнях, где было сильно влияние города .

Собственно народная кадриль произошла от одноимённого французского салонного танца и очень быстро стала популярной среди горожан, а затем и крестьян. Танец претерпел изменения в манере и в движениях, однако характерные для него композиционные особенности остались. Народная кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из хороводов и плясок . В танце принимает участие обычно чётное количество пар, при этом их количество не ограничено. Нередко кадрили исполняются под частушки , которые поются всеми исполнителями одновременно, либо по очереди. В кадрили каждая фигура отделяется от следующей музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами. Танец стал настолько популярен в народе, что под этим термином подразумевают вообще все парные и не только парные танцы позднего городского происхождения.

Со временем танцевать парами кадриль ( кадрить ) стало настолько популярным среди молодёжи, что под словом «кадрить» стали подразумевать «добиваться расположения к себе партнера в ходе танца», «знакомиться, сближаться, склонять к взаимности, флиртовать» (сначала в процессе танца, а потом и без него) .

История появления

В России танец появился в начале XVIII века, в эпоху преобразований Петра I. 26 ноября 1718 года был издан указ о введении ассамблей . Основным развлечением на ассамблеях были танцы. Кавалеры могли приглашать на танец любую из присутствующих дам. Отказываться от приглашения было не принято.

Постепенно «крепостные слуги русских дворян перенесли форму кадрили и некоторые фигуры этого танца в родные деревни и сёла и, переделав его на свой лад, приспособили к своим вкусам» . Больше всего распространилась кадриль в России в больших торговых городах, где были приезжие иностранцы: Петербург, Москва, Ярославль, Самара, Нижний Новгород. Знакомство с новым танцем происходило на основе рассказа приезжих, крепостных слуг, служащих людей, которые порой и показывали в своих деревнях некоторые фигуры танца. Весь XIX век кадриль была очень популярна в русском городском быту. В русской крестьянской среде кадриль распространилась с середины XIX века, особенно широко — с конца 1890-х, и бытовала до 70-х годов XX века. В деревнях кадрили танцевали, как и хороводы, в сопровождении песен. С 1920–30-х годов песни стали вытесняться наигрышами на гармошке .

Войдя в народный быт, кадриль быстро ассимилировалась, она изменялась и утратила всё салонное. Мелодия и манера исполнения приобрели национальный характер. Кадриль приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения. Появились народные названия: «кадрель», «кадрелка», «кандрель», «кандрешка» и др. Кадриль изменилась до такой степени, что позже исследователи бытового танца даже отметили, что кадриль, попав в народ, исказилась до неузнаваемости .

Русская

Внешние видеофайлы

Характерные особенности русской кадрили:

  • музыкальный размер две четверти (иногда его заменяют на 6/8);
  • исполняется она исключительно чётным количеством танцующих пар;
  • в танце может быть минимум пять фигур и максимум 12.

Одна из разновидностей кадрили — народные танцы шестёра, восьмёра, четвёра , распространённые на Урале и в северных областях России .

Из огромного разнообразия кадрилей по форме построения выделяются три группы кадрилей: квадратные (угловые, по углам), линейные (двухрядные) и круговые. В некоторых кадрилях не всегда выдерживаются эти формы построения от первой фигуры до последней. Обычно смешиваются линейные и круговые или угловые и круговые кадрили.

Квадратная

Квадратная («на четыре стены», «по углам») кадриль исполняется четырьмя парами, стоящими друг против друга или по сторонам квадрата. Движение и переходы пар происходит по диагонали или крест-накрест.

В квадратных или угловых кадрилях встречается много различных построений и переходов пар:

  • Все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на свои места;
  • Две противоположные пары идут навстречу друг другу и меняются местами; две другие пары или стоят на месте или же кружатся;
  • Две противоположные пары идут навстречу друг другу и образуют кружок; после поворота по кругу на определённое количество тактов пляшущие пары расходятся обратно на свои места или же меняются местами;
  • Две противоположные пары сходятся в центре и парень одной пары передаёт другому свою девушку, а сам, оставшись один, пляшет перед ними. Несмотря на схожесть рисунка, кадрили резко отличаются по исполнению, так как их пляшут всегда в манере, присущей той местности, в которой бытует данная кадриль.

Линейная

В линейной (двухрядной) кадрили может участвовать даже две пары, поэтому её удобно танцевать при ограниченном количестве участников и площади. Каждая пара пляшет почти всегда только с противоположной парой. Основные движения в линейной кадрили — пары идут друг на друга одновременно или же одна пара подходит к другой.

Обычно в начале линейных кадрилей на одной стороне выстраиваются парни, а на другой девушки. Затем происходит приглашение, и пары становятся в линии друг напротив друга. Это может происходить как под музыку, так и без музыки.

В линейных кадрилях характерны свои различные построения и переходы пар:

  • Линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся на свои места, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и затем возвращается на своё место; Пары одной и другой линии через одну идут одновременно к парам другой линии, оставшимся на месте, подойдя к противоположным парам, участники образуют кружочки из двух пар, которые движутся по кругу, затем пришедшая пара, пройдя под «воротиками» другой пары, возвращается на своё место; Девушки образуют круг между двух линий парней; или, наоборот, круг образуют парни между линий девушек;
  • Две линии идут навстречу друг другу, одна линия проходит под «воротиками» другой; дойдя до противоположной стороны, обе линии разворачиваются и идут на свои места, но теперь под «воротиками» проходит уже другая линия.

Круговая

В круговой количество пар должно быть не меньше четырёх. Обычно участвует чётное количество пар: 4, 6, реже 8 пар. Но иногда может плясать и нечётное количество — 5 или 7 пар.

Пары располагаются по кругу, и двигаются по кругу. Движение пар и одиночные переходы происходят в основном по кругу, а также к центру круга и обратно:

  • Парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу к следующему партнёру. В некоторых вариантах, наоборот, парни переходят по кругу.
  • Парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнёров.
  • Девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звёздочку» или круг, затем разворачиваются и возвращаются на место.
  • Парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу, исполнители совершают обход со своими партнёрами правым или левым плечом вперёд.

В отдельную группу выделяют польки , для которых характерны движения «пятка, носик, топ, топ, топ». Это — полька, полечка, полька-бабочка, полька-птичка, полька с каблучком .

Лансье

Особой разновидностью кадрили является Лансье . Лансье появился в России через 50–60 лет после кадрили и также прошёл путь от салонного танца до народного танца. Лансье также может называться «ланце», «ланцо», «линце», «ланчик», «лансе». Танец встречается на севере России и в Сибири . Лансье исполняет чётное количество пар, построение квадратом, реже двумя линиями. Пары переходят по диагонали. Фигуры в лансье меньше, чем в русской кадрили. Обязательной фигурой является «шен» .

Украинская

Кадриль широко используется на Украине. Она отличается больше хореографическими вариантами музыкального материала. Некоторые народные кадрили с хореографической стороны имеют то или иное сюжетное развитие, например «Шалантух». Это сближает кадриль с такими сюжетными танцами на бытовые темы, как «Микола», «Гарненька молодичка», «Торлицд» и др. каждая фигура кадрили имеет соответствующую музыку, в основу которой положены ладово-интонационные и ритмические особенности украинского мелоса.

В отличие от других жанров бытовые танцы с давних времён были в центре внимания композиторов и хореографов. Кадриль складывается из множества фигур (до 12-ти). Музыкальный материал кадрили в большинстве случаев состоит из песенных мелодий («Ой, не ходи Грицю», «Баламуте» и др.)

В инструментальном исполнении используются также мелодии польки.

Примеры кадрилей: «Охроміевицька кадриль», «Держанівська кадриль», «Красилівська кадриль», «Подшілська кадриль», «Поліська кадриль», «Іванівська кадриль», «Ланце (Линець)», «Українська кадриль» («Дев’ятка»), кадриль «Шалантух».

Белорусская

В Белоруссии во второй половине XIX века получили широкое распространение кадрили и бытовали в различных местных вариантах. На основе некоторых из них в наше время были созданы сценические образцы : «Ланская», «Турэйская», «Смаргонская» и др. А иногда и под самостоятельными, отдельными названиями: «Лянцяй», «Врубель», «Чижык», «Бычок», «Шор», «Нажницы» и др. Кадрили можно встретить в белорусских сёлах и деревнях ещё и сегодня. Отличительным в белорусской кадрили является включение солирования, либо раздельно, либо попарно.

В белорусской кадрили их от 4 до 12 фигур. Обычно заводила перед началом выкрикивает название фигуры. Наиболее известными являются:

  • «Проходка» — степенная, с шутливым самолюбованием.
  • «Воротах» — мелкий узор, в котором старательно выделывая каждое па.
  • «Колечко» — бег со стремительно меняющимися кругами .
  • «Лявониха» — бодрая и весёлая.

Например восьмифигурный танец: «Лянуяй»: 1. «проход» 2. «воротца» 3. «встреча» 4. «колонка» 5. «крест» 6. «верёвочка» 7. «пробежка» 8. общая полька.

Фигуры кадрили часто составляются из знакомых танцев: в начале « Барыня », в середине « Казачок » или «Рускач», и в конце « Лявониху ». Порой кадриль становилась как бы танцевальной сюитой, части которой связываются лишь определённым порядком следования фигур. Например: 1. галоп 2. оберек 3. марш 4. мазурка 5. краповяк 6. вальс 7. русский 8. полька. Музыка подчиняется хореографии и обрывается, как только заканчивается исполнение той или иной фигуры. Кадрили редко исполняются с песнями.

Наиболее частый состав кадрили — от двух до 16 пар. Характерные рисунки — круги, кресты, ворота, колонны, линии, звёздочки. Движения — , шассе , , и др. Характерные черты для белорусской кадрили: танцы «открываются» и «закрываются» общим круговым движением участников.

Характерным для белорусских кадрилей является повторение каждой парой или участником по очереди заданной фигуры или фрагмента фигуры. Протанцевав колено с одним партнёром, девушка должна исполнить то же самое и со всеми другими.

Встречаются кадрили, исполняющиеся не парами, а двумя или несколькими тройками. Как правило, составляются они из юноши и двух девушек (у русских такая разновидность кадрили называется «Шестёра»).

По исполнительной манере белорусские кадрильные танцы делятся на 2 вида: медленные степенные и быстрые.

См. также

Примечания

  1. Мартынова Н. Э. Парные танцы как вид традиционной русской хореографии // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. № 3 (22) : сборник статей по материалам XXII международной заочной научно-практической конференции. — М.: Международный центр науки и образования, 2014. — С. 38–42.
  2. Чурко Ю. М. Из вчера в завтра (Традиции и новаторство в хореографическом фольклоре): Народный танец. Проблемы изучения: сб. научных трудов. — СПб.: ВНИИ, 1991. — С. 113.
  3. Парные танцы как вид традиционной русской хореографии // Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў: У 5 частках. от 27 марта 2020 на Wayback Machine — Мінск: Права і эканоміка, 2013. – 144 c. — ISBN 978-985-552-238-7 (ч.5) — С. 84, 85
  4. Богданов Г. Ф. Как заморская фигура «шен» стала русской «шиной» // Живая старина . 2009. № 3. — С. 52–56.
  5. Афанасьева А. Б. от 19 января 2021 на Wayback Machine // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 1 (42) 2016 — С. 90
  6. Анохина Л. А., Шмелева М. Н. Культура и быт колхозников Калининской области — М.: Наука, 1964 — 352 с. — С. 247
  7. от 3 апреля 2019 на Wayback Machine // Толковый словарь Кузнецова
  8. Отин Е. С. Материалы к словарю ненормативной лексики (продолжение) // от 3 апреля 2019 на Wayback Machine — Донецк: Донеччина, 1999. — С. 183
  9. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. — М.: Искусство, 1964 — с. 349
  10. Афанасьева А. Б. от 19 января 2021 на Wayback Machine // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 1 (42) 2016 — С. 91
  11. от 6 мая 2018 на Wayback Machine // Музыкальная энциклопедия
  12. Мартынова Н. Э. Парные танцы как вид традиционной русской хореографии // Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў: У 5 частках. от 27 марта 2020 на Wayback Machine — Мінск: Права і эканоміка, 2013. – 144 c. — ISBN 978-985-552-238-7 (ч.5) — С. 85, 86
  13. от 10 сентября 2019 на Wayback Machine // Танцевальный словарь
  14. Ланце // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Литература

Ссылки

  • Спиридонова Т. В.
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
Источник —

Same as Народная кадриль