Interested Article - Шемогодская резьба

Шемого́дская резьба́ — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по берёсте , известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России .

Описание

Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок , коробочек, чайниц, пеналов, туесов , блюд, тарелок, портсигаров .

Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках — круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов — «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью данной резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.

Технология

На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на берёсту все тем же тупым шилом. После этого пластина берёсты наклеивалась на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины ( осины ), иногда фон подкрашивался или подклеивалась цветная фольга .

История промысла

В деревнях, расположенных по берегам реки Шемогсы , притока Северной Двины , ещё в XVIII веке крестьяне научились искусству сквозной прорези и тиснения по берёсте. Высоким мастерством резьбы по берёсте славилась шемогодская деревня , а наиболее талантливым резчиком-художником был И. А. Вепрев, крестьянин этой деревни. Со временем этот вид подсобного домашнего ремесла превратился в промысел.

В 1918 году резчики из деревни объединились в кооперативную артель (в 1935 переименована в артель «Художник»). На Шемоксе существовала ещё одна артель, созданная в 1934 году Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы. В 1940 — 1950-е годы существовал цех резьбы при «Шемогодском мебельном комбинате». В 1964 году производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены. Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 году в рабочем поселке Кузино , когда при «Кузинском механическом заводе» был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берёстой. После неудачных «новаций» 1950—1960-х годов промысел вновь начал активно развиваться. В 1981 году в Великом Устюге создаётся художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», продолжающий традиции ажурной вязи.

С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарёва. Это шкатулки и табакерки первой половины XIX века со сценками на сюжеты басен Эзопа , с изображениями животных и архитектурных сооружений. Работы были отмечены медалью в 1882 году на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Литература

  1. Отчет о Всероссийской выставке 1882 г. в Москве. Т. 5. СПб., 1883. С. 69.
  2. Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М.; Л., 1934.
  3. Воронов В. С. Шемогодская прорезная береста // Народное искусство СССР в художественных промыслах. Т. 1. М.; Л., 1940.
  4. Федорова-Дылева Н. А. Великоустюгская художественная резьба по бересте // Советская этнография. 1946. № 3.
  5. Буданов С. М. Шемогодская прорезная береста // Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1956.
  6. Богуславская И. С. Резьба и роспись по дереву // Русское народное искусство. Л., 1959.
  7. Темерин С. М. Русское прикладное искусство. Советские годы. (Очерки). М.,1960.
  8. Вишневская В. М. Вологодская резьба по бересте // Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1961.
  9. Пятницкая И. А. Исторические корни и эволюция шемогодской резьбы // Русское народное искусство Севера. Л., 1963.
  10. Василенко В. М. Народное искусство первой половины XIX века // История русского искусства. Т. 2. Кн. 2. М., 1965.
  11. Шемогодская прорезная берёста // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  12. Жижина С. Г. Северная резная береста XVIII—XX вв. Автореферат дисс…. канд. искусствоведения. М., 1976; она же. Северная резная береста. (Из истории крестьянских берестяных промыслов XVIII—XIX вв.) // Русское художественное дерево. Труды ГИМ. Вып. № 56. М., 1983; она же. О неизвестных памятниках северной резьбы по бересте (Великий Устюг XVIII — нач. XX вв.) // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1981. Л., 1983.


Источник —

Same as Шемогодская резьба