Тарусская улица
- 1 year ago
- 0
- 0
ООО НХП «Тарусская вышивка» — фабрика художественной вышивки.
Расположена в городе Таруса Калужской области России . Фабрика является последователем исторического промысла калужских крестьян.
Адрес , 14А.
Тарусская фабрика была основана крупным специалистом по народным художественным промыслам и Марией Фёдоровной Якунчиковой при активном участии , которая в 1924 году официально зарегистрировала артель . В 1928 году Гумилевская стала уже художественным руководителем артели .
Целью организации артели вышивальщиц было укрепление и развитие народного вышивального мастерства.
Первый период работы артели был периодом надомничества, сырьём для мастериц служили: крестьянский холст , цветная редина. Нитки для вышивания употреблялись исключительно льняные. В первый период функционирования артели в ней работали 30-40 человек. Ассортимент артели в первые годы работы составляли скатерти, дорожки, вышитые платья, рубахи народного кроя, женские кафтанчики - шушуни различные вышивки на шелках.
В 1926 году Н. Я. Давыдова умерла, а М. Ф. Якунчикова покинула СССР. Гумилевская, ставшая единственным руководителем артели, сделала преобразования: артели были выделены мастерские, была создана лаборатория, в которой на основе традиционной калужской вышивки создавались новые орнаменты. Работники артели объезжали деревни Калужской губернии и подбирали образцы народного творчества: скатерти, полотенца, подзоры, блузки, занавески. Какие-то предметы передавались артели в дар, какие-то орнаменты перерисовывались .
В 1930 году число членов артели достигло 300 человек. В артель влились колхозницы деревень Тарусского района. Артель постепенно перешла на другое сырьё — фабричные полотна, стала изготавливать товарную продукцию, изделия на экспорт.
Продукция артели поставлялась во Францию , Бельгию , Англию , Америку , Японию .
Во время Великой Отечественной войны Таруса была занята немецкими войсками, и часть архива артели была утрачена. После войны М. Гумилевская пешком обходила деревни Калужской области и восполняла утраты.
В 1956 году писатель К. Паустовский написал открытое письмо, в котором указал, что Тарусе как культурному центру нужна государственная поддержка. Совет министров РСФСР вынес постановление о помощи городу. В рамках этого документа штат артели планировалось расширить до 500 человек. Для новых мастерских был выделен участок земли по улице Базарной. В 1959 году началось строительство нового корпуса, в 1964 году он был сдан в эксплуатацию.
В сборнике «Тарусские страницы» Н. Я. Мандельштам (под псевдонимом Яковлева) поместила очерк «Куколки» о фабрике и её работницах.
В 1964 году Тарусская артель была преобразована в Тарусскую фабрику художественной вышивки.
В 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе артель (в лице Гумилевской) была удостоена Золотой медали.
Изделия фабрики экспонировались на всемирной выставке в Монреале в 1967 году
С пуском в эксплуатацию нового производственного корпуса был изменён и технологический процесс производства, трудоемкие процессы производства были механизированы. Для облегчения ручного труда и удешевления выпускаемой продукции ручная вышивка переведена на машины с сохранением качества и техники исполнения. При этом сохраняется практика ручной перевити для изготовления выставочных произведений.
В 1970 году коллектив фабрики насчитывал 497 человек работающих.
22 февраля 1971 года Художественным Советом, созданным при Главном управлении народных художественных промыслов, изделия фабрики впервые были отнесены к изделиям народных художественных промыслов.
До 1992 года фабрика выпускала уникальные изделия выставочного характера, сувенирные изделия, изделия массового производства, товары народного потребления.
В 1993 году фабрика была преобразована в ТОО «Тарусская вышивка».
Численность работающих стала сокращаться в связи с тяжелыми экономическими условиями и достигла 100 человек. В августе 1999 года фабрика была преобразована в ЗАО НХП «Тарусская фабрика вышивки им. М. Н. Гумилевской».
26 февраля 2002 года фабрика была преобразована в ООО НХП «Тарусская вышивка».
Продукция артели представлена в коллекциях Русского музея , Музея народного искусства НИИХП, музея этнографии в Санкт-Петербурге, Калужского областного художественного музея и Калужского государственного объединенного краеведческого музея.
До революции вышивка носила исключительно декоративный характер и использовалась для украшения типичного для этой части России костюма. Вышивальщицами чаще всего использовались узоры в виде полосок, геометрических фигур, растительных орнаментов . Встречались и орнимоторные орнаменты — узоры с изображением птиц. Чаще всего калужские вышивальщицы использовали красный цвет . Прием, который использовали калужские вышивальщицы, назывался «красными вырезами». По сетке пускали узор белого цвета, ткань обвивалась нитками красного цвета. Иногда применялись нитки желтого, зеленого или синего цвета.
Образцы узоров приносились в артель крестьянками Тарусского района, в вышивке использовались традиционные мотивы калужской народной вышивки: геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные. Мастерицы артели уже в первый надомный период работали по образцам калужской народной вышивки, развивая традиционный орнамент и технику (цветную перевить и белую строчку) в другом предметном контексте.
С приходом Гумилевской стилистика, в которой работала артель, начала меняться. Гумилевская разбавила традиционную калужскую вышивку изображениями природы Тарусы и окрестностей, не забывая истоки и часто вплетая крестьянские мотивы в свои произведения. Множество работ Гумилевской — простые по оформлению, но они несут традицию старинных рушников . На ассортименте Тарусской артели часто встречаются солярные символы.
В 1930-е годы на продукции Тарусской артели все чаще стала появляться государственная символика. Ткани стали отображать вектор развития государства, процессы, запущенные в СССР: электрификацию, индустриализацию . Перед Гумилевской стояла задача приспособить эту символику к ткани, не нарушая исторической композиции калужской вышивки, органично вписать новые мотивы в традиционный промысел.
После Великой Отечественной войны в ассортименте артели начали появляться монументальные работы, посвященные победе. В основном это были парадные скатерти и полотенца .
Гумилевская стала автором известной работы «Серп и молот», выполненной для Всемирной выставки в Нью-Йорке . Впоследствии различные варианты этой скатерти попали в коллекции многих музеев СССР.
Образцы работ артели, а позже фабрики многократно экспонировались на разных выставках и получали награды: