Китайский фарфор
- 1 year ago
- 0
- 0
«Фарфор Вербилок» — первая в России частная фабрика по производству фарфора, основанная в XVIII веке (бывшая фабрика Гарднера). Расположена в поселке городского типа Вербилки . Имеет множество наград и премий за свою продукцию. Фабрика является бюджетообразующим предприятием для городского поселения Вербилки . Почётный член Гильдии поставщиков Кремля .
В марте 1766 года состоялось официальное открытие фабрики осевшим в России шотландским лесоторговцем Фрэнсисом (Францем) Гарднером. Хотя само производство было организовано раньше, в 1754 году, когда земля с селом Вербильцы принадлежала князю Николаю Урусову .
Прежде чем открыть свою фабрику, Гарднер много поездил по России — от Соловков [ уточнить ] до Сибири , выискивая особую глину для фарфора. Лучший вариант он нашёл в уже знакомой ему Малороссии — на Черниговщине (так называемую «глуховскую»). Решив вопрос с сырьём , Гарднер дал обещание «завалить» Империю собственной фарфоровой посудой, дабы не платить за импортную (например, мейсенский фарфор ). В организации фабрики принимали участие старший сын Гарднера и профессор Женевского университета , иностранец, которого вскоре вызвали в Петербург для заведования Императорским фарфоровым заводом .
В 1777—1783 годах было изготовлено для императрицы Екатерины II четыре орденских сервиза Георгиевский , Андреевский , Александровский и Владимирский . Все они были предназначены для приёмов в честь кавалеров этих орденов. Первый же сервиз очень понравился Екатерине II, и Гарднер удостоился высочайшей аудиенции . Сразу после приёма «на самом верху» московский генерал-губернатор пожаловал Гарднеру право ставить на его изделиях изображение московского герба , своё покровительство шотландскому коммерсанту обещал и бывший управляющий Императорским фарфоровым заводом князь Юсупов .
Фарфор изначально был европейским, так как первых мастеров Гарднер пригласил из Майсена. Одним из них был , арканист из Майсена, приглашённый в 1758 году на Императорский фарфоровый завод после кончины Дмитрия Виноградова . Значительный вклад в успех предприятия внёс потомственный русский мастер Андрей Гребенщиков. Наряду с дорогими вещами, предназначенными для императорских дворцов и домов высшей аристократии , Гарднер, обладавший прирождённым даром к коммерции, наладил и массовый выпуск фарфоровой посуды. Она высоко ценилась в России, и многие, кому не по карману было покупать импортный саксонский (мейсенский) фарфор, охотно приобретали «родной», гарднеровский. Производство было расширено: если в 1771 году на заводе в Вербилках работало 70 человек, то за десятилетие это количество удвоилось. Причем из полуторы сотен сотрудников лишь управляющий и художник были иностранцами.
Когда Франц Гарднер умер, его детище считалось лучшим частным фарфоровым заводом в России. Дело продолжили наследники, в частности завод перешёл старшему сыну , ненадолго пережившему отца. Затем к жене Гарднера, Сарре Александровне, которая не смогла должным образом распорядиться наследством. В начале 19 века фабрика переходит к её сыновьям, и , сумевшим возродить производство.
С 1833 года фабрика освоила выпуск посуды из фаянса , а в 1840-х годах — из опака (высший сорт фаянса). Гарднеровский фарфор стал эталоном для других частных русских заводов.
В 1829 году фабрика получила «меньшие золотые медали» на , а в 1855 году — особую благодарность императора и почётное право ставить на изделиях изображение теперь уже государственного двуглавого орла . Право использовать изображение Государственного герба России на продукции «Мануфактур Гарднеръ» было подтверждено в 1865, 1872, 1882, 1896 годах. С 1856 года фабрика «Мануфактур Гарднеръ» обладает званием « Поставщик Двора Его Императорского Величества ».
В середине 1850-х годов фабрика переходит к Владимиру Петровичу и Александру Петровичу, внукам Франца Гарднера. Затем, к концу 19 века, владелицей становится жена третьего брата, Павла Петровича, Елизавета Николаевна Гарднер, которая в итоге и продала фабрику.
Во 2-й половине XIX века художественный уровень изделий завода деградирует. Засилье шаблонных приёмов росписи , введение переводных картинок ( декалькомании ) с репродукциями салонной живописи, расчёт на коммерческий успех приводят к упадку пластической и декоративной культуры. Некоторую самобытность сохраняют лишь «восточная» (для Средней Азии ) и « трактирная » посуда с яркой праздничной росписью и отдельные выставочные изделия, выполненные по эскизам художников. Ещё из возможных причин: обострение отношений с Британией после Крымской войны (в этот период на имущество «британско-подданных» накладывались аресты ) и неспособность наследников Гарднера «притереться» к специфике отечественного бизнеса.
В середине 1880-х годов на фабрике с 777 рабочими производилось фарфоровых изделий на 208 тысяч рублей.
Возрождение предприятия в Вербилках пришлось на последнее десятилетие 19 века. Это было связано с появлением на российском фарфоровом рынке нового игрока. В 1892 году фабрика была куплена Матвеем Кузнецовым и успешно интегрирована в его Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова .
На момент покупки фабрика переживала не лучшие времена, поэтому Кузнецов легко договорился с Елизаветой Гарднер, которая продала своё дело за 238 тысяч рублей, и ещё за 500 рублей все заводские модели, формы, рисунки и образцы. Матвей Кузнецов оказался владельцем не только нового предприятия, но и первосортной торговой марки с полуторавековой историей, богатыми традициями, квалифицированными специалистами, отработанными технологиями и ноу-хау .
С переходом фабрики в руки Кузнецова производство увеличилось. Будучи хорошим коммерсантом, Кузнецов не захотел терять постоянных заказчиков на гарднеровский фарфор и поэтому до революции 1917 года ставил на изделиях клеймо Гарднера (на этих условиях ему была продана фабрика). Матвей Кузнецов систематически издавал прейскуранты своей продукции. Последний прейскурант выпущен 1 марта 1917 года.
Ассортимент , по сравнению с гарднеровским, изменился мало. Новый заводчик пользовался «образцовой» коллекцией Гарднеров, которая ещё в 1860-е годы насчитывала более 4 тысяч номеров различных фарфоровых предметов, не считая статуэток , до 1500 опаковых и более 1000 фаянсовых. Изучив рынок, Кузнецов на вербилковской фабрике выпускал в основном чайные и столовые сервизы, а также отдельные предметы старых гарднеровских форм. Для церквей выпускались лампады , свечи , люстры , чаши. К 100-летию Бородинской битвы были выпущены тарелки, чашки, сухарницы , блюда, вазы с изображением эпизодов Отечественной войны 1812 года . К 300-летию дома Романовых были выпущены изделия с изображением русских барышень, барынь и бояр в одеждах 16—17 веков. В большом количестве фабрика выпускала анималистическую скульптуру небольшого размера (лошадей, верблюдов, медведей, собак, кошек, петухов).
После революции 1917 года предприятие было национализировано и стало называться Дмитровский фарфоровый завод . Начался советский период в жизни завода с лишений и трудностей. В Гражданскую войну и послевоенную разруху делали вазочки, туалетные приборы, блюда со старыми декольками : «Деревенька под снегом», «Речка с березками», «Еловая роща». Советская власть требовала бодрости, поэтому производился агитационный фарфор: «Все в культпоход», «За заем тракторизации». Кружки с портретом всесоюзного старосты Калинина . В первые годы советской власти, в годы НЭПа завод продолжал выпускать изделия по кузнецовским образцам. Затем предпочтение было отдано массовой продукции среднего качества.
В 1930-х годах большую известность получили чайные сервизы «Искусство народов СССР». В это же время в Вербилках начал работать скульптор Сергей Михайлович Орлов . Известные работы: «Конек-горбунок», «Золотая рыбка», «Клоун».
В 1937 году на заводе организована художественная лаборатория.
Завод будил поселок, а также извещал о начале и окончании рабочего дня протяжённым сигналом паровозного свистка, расположенном на крыше северного здания основного комплекса завода.
Во время Великой Отечественной войны выпуск художественного фарфора практически прекратился, но отдельные работы всё-таки появлялись. А. Чечулина , известная до войны сервизами «Русский орнамент», «Женщины наших республик», создала сервиз «Битва за Родину». , вспомнив о гарднеровском орденском сервизе, расписала свои: «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов» — полководческие ордена Великой Отечественной. В условиях войны завод перешел на выпуск продукции для нужд фронта: для разрушенных линий связи, «поильников» для находившихся на излечении в госпиталях тяжелораненых и так далее. Большинство работников завода были мобилизованы и находились на фронте. Их заменили женщины и дети.
В 1941 году завод был заминирован на случай захвата противником. Вместе с тем, частям дивизии было дано указание этот старинный завод во что бы то ни стало сохранить.
В конце 1943 года Дмитровский фарфоровый завод за выполнение задания по поставке высоковольтных изоляторов был удостоен первой премии во .
Ещё до войны, в 1937 году, продукция завода была удостоена большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже , а в 1958 году — серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе . В 1966 году завод награждён орденом Трудового Красного Знамени в связи с 200-летием со дня основания, в честь этого события была изготовлена фарфоровая медаль.
В 1991 году работники завода выкупили его и организовали ЗАО «Фарфор Вербилок». В 1995 году основано дочернее предприятие ДО «Промыслы Вербилок», перед которым была поставлена задача возрождения и сохранения традиций дореволюционного фарфора , у истоков которого стояли два семейных клана — Гарднеры и Кузнецовы. На международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико 1996 года успехи фабрики были отмечены Бриллиантовой и Золотой звёздами.
В 2006 году в штате завода было 350 сотрудников, из них 20 живописцев .
С 2007 года фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» является Почетным членом и обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак, а в 2008 году старейшее российское фарфоровое предприятие стало лауреатом в номинации «Самые стильные предметы интерьера».
В 2009 году предприятие получило благодарность от Министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и благодарность от Российской Академии художеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожественных традиций отечественного фарфора.
По состоянию на октябрь 2012 года «Фарфор Вербилок» — один из трёх действующих фарфоровых заводов в России.
В феврале 2014 года на завод с рабочей поездкой прибыл заместитель председателя Правительства Московской области . Директор компании «Промыслы Вербилок» рассказала о проблемах производства: высокие налоги и тарифы на электроэнергию и газ не дают провести модернизацию; 90 % бывших работников вынуждены зарабатывать на хлеб в Москве; для производства необходимы две новые печи, так как старая «сжигает» 3 млн рублей в месяц; заводу нужна земля для проведения фестивалей и ярмарок. Большая часть рабочих мест законсервирована. Было принято решение о покупке в кредит совместно с областным правительством новой португальской печи.
В 1935 году была открыта узкоколейная железная дорога , действовавшая на протяжении 50 лет, вплоть до конца 1980-х годов. На территории завода линия была электрифицирована . На сегодняшний день можно видеть её остатки на автомобильном мосту через реку Якоть , ведущей на территорию завода (на продолжении улицы Рубцова).
Основная линия протяжённостью около 14 км соединяла завод с , где и был построен посёлок торфяников Бельское . Линия не была электрифицирована. Доставленный по узкоколейной железной дороге торф в то время был основным топливом на заводе и в котельных посёлка Вербилки. Примерная дата ликвидации «торфовозной» линии узкоколейной железной дороги — начало 1960-х годов.
Функционирует ответвление от станции Вербилки как средство доставки готовой продукции на станцию и минеральных ресурсов на завод. Вагоны транспортирует ветхий тепловоз ТГК2 . Ранее можно было видеть на территории завода второй ТГК2 в разобранном состоянии. В 2007 году последний заводской узкоколейный электровоз был порезан на металлолом , несмотря на его историческую ценность.
Завод имеет несколько въездных ворот на территорию для автомобилей.