Interested Article - Перкунас
- 2020-10-17
- 1
Перкýнас ( Пяркунас , Перкун , лит. Perkūnas ) — бог-громовержец в балтийской мифологии , властитель воздуха, защитник справедливости. Один из главных богов балтийского пантеона . В последние языческие столетия Перкунас стал самым известным литовским богом. У латышей известен под именем Пе́рконс ( латыш. Pērkons ), у древних пруссов — как Перкунс (Percuns). Согласно мифологическим сведениям, Перкунас выступал также как бог грозы, дождя, гор (и вообще любых возвышенностей), дубов и неба.
Существует версия, согласно которой помещённый на современном гербе Литвы всадник Витис — это видоизменённое изображение скачущего Перкунаса, которое очевидцы видели на боевом стяге литовцев в Средние века .
В современных балтийских языках сохранились родственные слова, связанные с Пяркунасом: в литовском — perkūnas («гром»), perkūnija («молния»), в латышском — pērkons («гром»). Символом Перконса являются угунскрустс — «огненный крест» или «грозовой (громовой) крест» и ромб с продолженными сторонами («дубочек»).
Часть современных исследователей предполагает, что второе имя Перкунаса — Дивирикс, этимология имени которого (Бог-Правитель) указывает на то, что он является верховным божеством литовского пантеона. На это указывает то, что Перкунас не фигурирует в списках литовских божеств, дошедших до нас, когда там находится Дивирикс. Также в некоторых фольклорных литовских текстах Перкунас выступает в роли бича Бога.
Этимология
Предполагается, что слово Перкунас произошло от праиндоевропейского слова *Perk w unos , созвучного *perk w us — слову, означавшему «дуб», «ель» (аналог perk-us , сопоставимое с латинским quercus — «дуб»).
В рамках этой версии имя Перкунаса сопоставимо с именем германской богини Фьёргюн (Fjörgyn) — матери Тора , что косвенно указывает на его принадлежность к индоевропейской группе «богов-громовержцев».
Ещё один вариант связан с указанием на возвышенность / гору / небо (аналог готского fairguni — «гора», хеттским peruna — «скала», староиндийским parvata — «гора»).
Громовержец «генетически» связан с другими индоевропейскими громовержцами — славянским Перуном , хеттским Перуной, древнеиндийским Парджаньей , кельтским Hercynia, а также скандинавским Тором , германским Доннаром и римским Юпитером . Также Перкунас известен под именем Йоре — молодого бога весны и плодородия, напоминающего славянского Ярилу .
Облик
Перкунас предстает как вооружённый секирой решительный мужчина с каштановой или рыжей бородой. Он с грохотом пересекает небо на двухколесной повозке, запряженной одним или двумя козлами . Перкунас во многом напоминает Перуна , Тора или Индру . Существует мнение, что на ранних изображениях Перкунас представлен как рогатый мужчина или человек с рогатым шлемом, что является атрибутом власти.
Святилища
На всей территории Литвы находилось множество aukuras (от слова auka — жертва), где горел негасимый огонь. Холмы и рощи, которых Перкунас коснулся молнией, считались священными. Они окружались изгородью и рвом. Самое главное святилище громовержца — Romove (Ромове, храм или место покоя ) находилось в Вильнюсе , в долине Швянтарагиса.
- См. также: Ромува
Функции
Хотя позже Перкунас стал богом войны , для земледельцев он изначально был богом природы , отвечавшим за молнии и погоду в целом. Люди верили, что громовержец посылал дождь и тем самым возрождал плодородие земли ( Жемины ) и оплодотворял её. Первый гром во время праздника Йоре сотрясал землю, благословляя её, а также камни и воду.
Также Перкунас выступает в роли блюстителя порядка в мире. Он преследует злые силы и порождения хаоса — тех, кто нарушает гармонию. Одним из имён Перкунаса, как предполагается, было Диверикз ( Дивирикс ), то есть «бич бога». В фольклоре существует множество упоминаний о том, как Перкунас преследует бога мертвых и подземного мира Вяльнаса ( лит. Velnias ).
Символика
- Двусторонняя секира символизирует созидательные и разрушительные силы Пяркунаса.
- Косой крест, «х», также называемый языческим крестом, использовался для защиты и в ряде ритуалов (его изображали, когда заключали договор или пили ритуальный напиток).
- Деревья: дуб, ясень.
- Животные: бык, козел.
- Птицы: голубь, кукушка.
- Места: любые возвышенности, дубравы.
Даты
Четверг считается днём Перкунаса. В этот день было принято зажигать в честь громовержца огонь. Традиция сохранилась до сих пор: по четвергам зажигают особую свечу граудули́не (grauduline).
Празднования в честь Перкунаса проходят 2 февраля, на второй день Пасхи, 24 апреля, 24-29 июня, 1 октября.
Родственные божества
Перкунаса можно сопоставить со славянским Перуном , финским Перкеле — это одно из имен бога Укко , возможно, заимствованное у балтов финскими племенами.
Функционально Перкунас соответствует германскому / Тору , индийскому Индре , Парджанье Ригведы , римскому Юпитеру , хеттскому Пирве .
Источники
Согласно археологическим данным, культ Пяркунаса был широко распространён среди балтийских племен во II — IV вв. н. э. в связи с образованием земледельческих обществ.
Сведения о культе Перконса у куршей можно найти в Ливонской хронике (1290). Пяркунас упоминается в русских дополнениях к Хронике Иоанна Малалы (1261). Пётр из Дусбурга описывает прусское святилище Ромуву , где стоял идол Пяркунаса. Также можно почерпнуть сведения из «Польской истории» (XV в.) Яна Длугоша и «Прусской хроники» ( 1529 ) Симона Грунау.
Примечания
- Теобальд М.М. . — Ладога-100, 1890. 14 июня 2023 года.
- Рыжакова С. И. Язык орнамента в латышской культуре. — М. : Индрик , 2002. — С. 106—113, 297.
- Каралюнас С. // Балто-славянские исследования. XVIII: Сборник научных трудов. — 2009. — С. 450 . 3 мая 2019 года.
- от 5 октября 2013 на Wayback Machine (fanparty.ru)
Литература
- Вольтер Э. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Иванов В. В. , Топоров В. Н. // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — 736 с. — ISBN 5-85270-068-1 .
- The Symbolism of the Luminaries in Ancient Lithuanian Songs // Lings Martin. Symbol and Archetype. — Cambridge, 1991. — P. 83-97.
- 2020-10-17
- 1