Interested Article - Аркона (город)
- 2020-08-19
- 1
Аркона (Яромарсбург) — город и религиозный центр балтийского славянского племени руян .
Источники
Город Аркона существовал до XII века и располагался на одноимённом мысу острова Рюген . Он был подробно описан современником-датчанином Саксоном Грамматиком в « Деяниях данов », XIV :
Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей…
Далее следует описание храма бога Святовита :
Посреди города была площадь, на которой стоял храм из дерева, изящнейшей работы… Внешняя стена здания выделялась аккуратной резьбой, грубой и неотделанной, включавшей формы разных вещей. В ней имелся единственный вход. Сам же храм заключал в себе два ограждения, из которых внешнее, соединенное со стенами, было покрыто красной кровлей; внутреннее же, опиравшееся на четыре колонны, вместо стен имело завесы и ничем не было связано с внешним, кроме редкого переплета балок.
Далее шло описание идола Святовита. Культ отправлялся после сбора урожая в два дня. Перечислялось имущество изваяния.
Затем описывались способы гадания .
В 1168 году Аркона была разрушена датчанами при короле Вальдемаре I , победившем руянского князя Яромира . В 1185 году, при возведении церкви в Альтенкирхене , на полуострове Виттов , использовались камни из Яромарсбурга. В Альтенкирхене до сих пор имеется «камень Свантевита» (Svantevitstein). Вероятно, именно его описывают хронисты: в «Саксонской хронике», XVI век:
«Изображение бога руянов, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен , в притворе храма; коренные жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом» .
В «Истории Каменской епархии», относящейся к XVII веку, сообщается:
«Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом , то есть Чёрным богом, доброго же Белбогом , то есть белым богом называли. Статую этого бога, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы „Древний Вит“. С большой головой, густой бородой он скорее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом» .
Описание разрушения Арконы датчанами Вальдемара Великого описывается также в «Померанской хронике» придворного историка герцогов Померанских Томаса Канцова , доведённой до 1536 года .
В культуре
Аркона упоминается в балладе А. К. Толстого «Боривой» (1870) как место сражения легендарного славянского князя Боривоя с немцами (1147).
Но, смеясь, с кормы высокой
Молвит Кнут: «Нам нет препоны:
Боривой теперь далеко
Бьётся с немцем у Арконы!»
…
Я вернулся из Арконы,
Где поля от крови рдеют,
Но немецкие знамёна
Под стенами уж не веют.
См. также
Примечания
- Саксон Грамматик цитируется по материалам сайтов « от 6 мая 2008 на Wayback Machine » и 26 января 2008 года.
- В датской транскрипции: Яромара.
- A. Frencelii. Commentarius philologico-historicus de diis Soraborum//Scriptores rerum Lusaticarum Т. II. Lipsiae, 1719. P. 139; перевод с сайта 26 января 2008 года.
- Hanusch I. J. S. 154; перевод взят с сайта 26 января 2008 года.
- от 18 октября 2018 на Wayback Machine . — Shtettin, 1835. — P. 51-61.
Литература
- Аркона (Яромарсбург) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Ганина Н. А. (недоступная ссылка) // Ранние государства Европы и Азии: проблемы политогенеза. XXIII Чтения памяти В. Т. Пашуто. — М.: ИВИ РАН, 2011. — С. 35-40.
- Ганина Н. А. (недоступная ссылка) // XXV конференция памяти В. Д. Королюка. — М.: Индрик, 2010. — С. 35-40.
- Любавский М. К. История западных славян (прибалтийских, чехов и поляков). — М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1918. — 458 с.
- Монгайт А. Л. Аркона // Советская историческая энциклопедия / Глав. ред. Е. М. Жуков. — М.: Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1. — С. 737.
- Херрман Йоахим . / Пер. с нем. Г. С. Лебедева // Славяне и скандинавы: Сб. / Под ред. Е. А. Мельниковой . — М.: Прогресс, 1986. — С. 338—359.
- 2020-08-19
- 1