Interested Article - Марена (мифология)
- 2020-09-02
- 1
Марена ( польск. Marzan(n)a, Śmiertka , словацк. Morena, Marmuriena , чеш. Morana, Smrtka , укр. Марена ) — в западно- и в меньшей степени восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Имя Марены или Мары носит чучело, кукла или деревце в ритуалах проводов зимы и встречи весны .
Функции и происхождение
Женское имя Марена упоминается в найденных в Великом Новгороде в 1997—2005 годах берестяных грамотах № 794, 798, 849, 955, датированных второй—третьей четвертью XII века. Также часто встречается в русских и польских актах ; например «свою дъвку на имь Марену» в русской грамоте 1393 года .
В хронике «Польская история» Яна Длугоша Marzyana названа « Церерой » древних поляков .
Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы . Чешская Морана (старочеш. Morana ) в подложных глоссах из «Mater Verborum» отождествляется с Гекатой и Прозерпиной - Персефоной («Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina») . Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса , первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу *Mǒr- (допуская при этом, что позже, возможно, произошло смешение — в духе народной этимологии , — корней *Mǒr- и *mer- , «смерть», в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью) . В популярных публикациях Марена часто описывается исключительно как богиня смерти ; именно так зачастую трактуется её образ в неоязыческой сфере .
У словенцев Помурья во время встречи весны в Юрьев день , когда водили « Зелёного Юрия » или «Весника», зиму называли Бабой Ягой :
Оригинал
Zelenega Jurja vodimo,
Maslo in jajca prosimo,
Ježi-babo zganjamo,
Mladoletje trosimo!Перевод
Зелёного Юрия водим,
Масло и яйца просим,
Бабу-ягу прогоняем,
Весну рассыпаем!
Народные обряды
Как правило, чучело Марены сооружали из соломы, которую насаживали на шест. Одевали Марену либо в тряпьё, либо в праздничную одежду; иногда в белое платье или костюм невесты; украшали лентами, скорлупками яиц, украшениями из лоскутков и соломы. Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты .
Обычно Марена имела женский облик, её готовили и носили по селу девушки. В некоторых местах чешско-словацкого и смежного с ним польского ареала также делалось и мужское чучело, которое носили парни .
Обряд известен в Словакии, Моравии, Чехии, Польше ( Великопольша , Силезия , Мазовия , Подлясье , Келецкое , Люблинское , Краковское воеводства), Лужице , Каринтии , а также в Венгрии и Австрии. Сходные обряды выноса и уничтожения соломенного чучела встречаются у балканских и отчасти у восточных славян (см. Иван Купала , Кострома , Русальная неделя , Масленица ) .
Обряд исполнялся в одно из воскресений в конце Великого поста (чаще всего в 4-е или 5-е, называемые у словаков «Чёрным», «Смертным», «Мареновым» — Čierna, Smrtna, Marmuricnova nedeľa , у чехов — Smrtna neděle , иногда в 6-е, Вербное — Květná neděle ). Марену несли с песнями за село и там уничтожали: топили (словац., чеш., морав., пол.), сжигали (пол., чеш.), разрывали на части (морав.), забрасывали на дерево (морав.), разбивали о дерево (словац.), били палками (словац., морав.), закидывали камнями (морав.), сбрасывали в пропасть (морав.), закапывали в землю (чеш.) и т. п. Уничтожение должно было быть окончательным: следили, чтобы Марена сгорела полностью, брошенную в воду Марену забрасывали камнями до тех пор, пока она не утонет, разбитое чучело сжигали на костре .
Верили, что уничтожение чучела обеспечит скорый приход лета, хороший урожай, сохранит село от наводнений и от пожара, защитит от мора и смерти, а девушкам обеспечит замужество. Участие в обряде выноса Марены являлось оберегом от различных несчастий. Тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кого-либо из своей семьи (морав.) .
Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены, надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» (kralovna), и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны. За это их одаривали и угощали. Зелёные ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья (см. Деревце обрядовое ). Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko (словац.), nove lito (чеш.), majiček (морав.) .
На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара (призрак). Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении . Мареной на Украине называли и купальское деревце , украшенное венками, цветами, бусами и лентами. Около него ставили соломенную куклу, одетую в женскую рубаху — Купало . Пока девушки пели и скакали через костёр, парни подкрадывались, отнимали Марену, разрывали, разбрасывали или топили в воде. Части разорванной Марены девушки относили в огород для плодородия .
Схожее название и функции у болгарского обряда Мара Лишанка , исполняемого девушками в среду на пасхальной неделе .
См. также
- Вынесение Марены
- Изгнание смерти (песня)
- Кострома
- Мара (буддизм)
- Мара (призрак, привидение)
- Мара Лишанка
- Мари (богиня)
- Марс (мифология)
- Марья Моревна — героиня русских народных сказок
- Маря — божество у балтов
- Мороз (мифология)
- Похороны Деда
- Чучело обрядовое
Примечания
- ↑ , с. 180.
- ↑ , с. 182.
- ↑ Мара ; Марена / В. В. Иванов , В. Н. Топоров // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 337, 338.
- ↑ , с. 110.
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- Словник староукраїнської мови XIѴ-XѴ ст., 1-2, Київ, 1977—1978. Т.1.С.576.
- Slownik staropolskich nazw osobowych. T. VIII. Wroclaw etc., 1965—1987. III. 3. С. 413
- А. М. Молдован. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности.. — М., 2000. — С. 267.
- Янин В.Л., Зализняк А.А., Гиппиус А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1997-2000 гг.). Т. XI.. — М.: Русские словари, 2004. — С. 25. — 164 с.
- Гейштор А. Мифология славян. — М. : «Весь мир», 2014. — С. 178—179.
- , с. 531.
- . Дата обращения: 2 сентября 2012. Архивировано из 16 августа 2012 года.
- . Дата обращения: 2 сентября 2012. 18 августа 2012 года.
- .
- , с. 657.
Литература
- Агапкина Т. А. . — М. : Индрик , 2002. — 816 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования).
- Марена / Валенцова М. М. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 180–182. — ISBN 5-7133-1207-0 .
- / В. В. Иванов , В. Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 527–533.
- Мара ; Марена / В. В. Иванов , В. Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 110, 111.
- ; / В. В. Иванов , В. Н. Топоров // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 337, 338. — ISBN 5-85270-032-0 .
- Терещенко А. В. . — М. : Русская книга, 1999.
- 2020-09-02
- 1