Шейная Гора
- 1 year ago
- 0
- 0
Гри́вна — серебряное или золотое изделие ( украшение , знак отличия или различия ) в виде обруча , носившееся на шее, в том числе в Киевской Руси .
Встречаются также варианты из бронзы и железа, витые и гладкие версии. Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями . Украшались орнаментом или насечками. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жёсткость конструкции, дошедшая и до наших дней.
В старославянском языке слово гривна означало ожерелье или браслет , отсюда произошло второе значение слова — гривна , как денежная и весовая единица древнерусских и соседних с ними земель в XI—XV веках.
У других народов и народностей она имела иное название.
Украшение известно с бронзового века . У некоторых народов гривны носили преимущественно мужчины, у других — женщины. У мидян и персов её носили знатные мужчины и женщины. У галлов она была сначала только женским украшением, затем знаком достоинства мужчин- вождей . У римлян гривна называлась torques и служила наградой за боевые отличия. Гривна также входила в наряд знатных мужчин и женщин у скифов и сарматов , у тиссагетов на Каме , у согдийцев в Средней Азии . А. Лакиер указывал:
… в книгах Св. Писания словом гривна переводились слова, означавшие в подлиннике монисты , запястья, цепи , кольца и обручи, носимые на шее, окрест выи. Такие же цепи (torques) принадлежали к числу знаков отличия за службу у Римлян, и у народов средних веков делались из золота, серебра, слоновой кости, украшались драгоценными камнями и т. д. Длина и величина, богатство и драгоценность таких ожерелий соответствовали достоинству и заслуге награждаемого лица…
—
Возможно, имела культовое значение (см. Гундеструпский котел ).
В средние века она сохраняла то же значение у западных и восточных славян , скандинавов и многих волжских, камских, окских, балтийских племён. В то время на Руси гривна носилась как знак отличия (различия) и одновременно украшение. Русские дружинники в X—XI веках получали шейную гривну в качестве награды. В XII—XIV веках шейная гривна постепенно превратилась в исключительно женское украшение в зажиточных семьях. В XII—XIV веках гривна была на Руси женским украшением как у феодалов , так и у крестьян. В XVI веке в Руси она составляла часть свадебного наряда как жениха, так и невесты.
Торквес ( торк ) — кельтская разновидность шейной гривны: культовое ожерелье из бронзы , золота , драгоценных металлов, которое носили вокруг шеи, талии, поперек груди, как браслеты.
Большая часть их была открытой спереди, но, несмотря на это, многие из них были сделаны практически для постоянного ношения, и их было сложно снять, несмотря на то, что золото — мягкий металл. Слово происходит от лат. torquere или torques , от torqueo «скручивать», «поворачивать» ( PIE лемма *terk?- ).
Начиная со статуи хиршланденского бойца (VI в. до н. э., гальштаттская культура ) в живописи и скульптуре торк является идентификатором «кельтского мира» . Тем не менее шейные гривны были известны также скифам , иллирийцам , фракийцам и другим народам европейского железного века c VIII века до нашей эры до III века нашей эры. Высоким уровнем мастерства отличаются скифские гривны из кургана Толстая Могила , перещепинского клада и других.
Торквесы часто встречаются разделанными на куски, а это значит, что они использовались как средства сбережения . Отмечено, что иберийские золотые торквесы делались с определёнными весами, кратными финикийскому шекелю .
Самые ранние кельтские торквесы обнаруживаются в захоронениях женщин. Как полагают некоторые авторы, торквес был украшением для женщин до конца III века до нашей эры, после чего стал атрибутом воинов . В железном веке золотой торквес для кельтов был ключевым элементом, идентифицирующим владельца как человека высокого ранга , и многие из лучших произведений древнего кельтского искусства являются торквесами. Кельтский торквес исчезает в период великого переселения народов , но в эпоху викингов торквес возвращается в моду, в основном в виде серебряного украшения .
Первое появление торквесов в сицилийском искусстве относится к началу железного века, около 500 года до нашей эры. Тит Манлий получил прозвище «Торкват» от торквеса, снятого с убитого галла; в римской истории прославлены многие его потомки, носившие это имя.