Interested Article - Кукла

Кукла-солдат, Берлин, начало XX века
Гороховецкая щепная (плотницкая) игрушка. XIX век
Витрина в Будапеште
Пижо и Пенда — болгарский символ встречи весны

Ку́кла — предмет (фигура) в виде человека или животного , сделанный из ткани , бумаги , дерева , фарфора , пластика или других материалов.

Слово «кукла» используется и в переносном смысле. В « Толковом словаре живого великорусского языка » Даля : «Кукла: — щеголеватая, но глупая и раздетая женщина» . Традиционные куклы из таких материалов, как глина и дерево, встречаются в Америке , Азии , Африке и Европе . Самые ранние задокументированные куклы восходят к древним цивилизациям Египта , Греции и Рима . Они были сделаны как грубые, рудиментарные игрушки, а также сложные произведения искусства. Современное производство кукол уходит своими корнями в Германию с XV века. С индустриализацией и появлением новых материалов, таких как фарфор и пластик, куклы производились все более массово. В течение XX века куклы становились все более популярными предметами коллекционирования.

Виды кукол

Куклы известны человечеству с древних времён. На территории Евразии находят мелкую антропоморфную пластику, созданную около 40 тысяч лет назад. Куклы наиболее близки с одной стороны языческим идолам и деревянной народной скульптуре, а с другой стороны — маскированным участникам ритуалов. Чёткие аналогии прослеживаются и с антропоморфными крестами. В самом общем смысле кукла — антропоморфный объект, созданный для определённых манипуляций. Все куклы можно условно разделить на обрядовые и внеобрядовые, но первоначально куклы возникли и существовали в непосредственной связи с сакральным .

Попытки классифировать куклы предпринимались и не раз, но каждый раз создатели шли от функции куклы, а знаменитый философ и культуролог Ю.Лотман предложил идти от её «мобильности». Он разделил кукол на 2 большие группы («исходный материал мифологии куклы»):

1. КУКЛЫ-ИГРУШКИ или куклы для игры — отличаются способностью двигаться и быть объектом игр либо манипуляций, к этой группе относятся:

1а) куклы-игрушки — разнятся как по внешнему виду ( неваляшки , матрешки , парижанки Брю, фландрские куклы, куклы из тыквы-горлянки и т. д.), так и по степени сложности (кукла-ветка аборигенов Австралии и современная механическая кукла), по традиции и месту происхождения (городская, народная, кустарная), по материалу изготовления (дерево, целлулоид , керамика, фарфор, гипс , ткань и т. д.) и по функциональности (кукла-погремушка, кукла-ребенок, кукла-подушка и т. д.)

1б) театральные куклы — если кукла-игрушка — это образ человека вообще, то театральная — модель актёра, наиболее близка к актёру кукла-марионетка

1в) обрядовые куклы — самые древние куклы, явились источником как кукол-игрушек, так и театральных кукол; нет НИ ОДНОГО народа, не имеющего в своей истории обрядовых кукол. Они выполняли функции талисманов-оберегов, а также были средством передачи детям верования и культуры народа

1г) куклы для шествий — это большие куклы, предназначенные для процессий (раньше — религиозных, потом — политических), они тоже выполняют магическую роль

1д) утилитарные куклы — те, которые имеют подчиненное значение, например куклы-погремушки, баба на чайник и прочие предметы бытового назначения (солонки, прихватки , посохи, сосуды и т. д., сделанные в форме кукол)

2. КУКЛА-МОДЕЛЬ или куклы для упражнения, для украшения, обычно статичные, неперемещаемые и не задействованные в игре или действии

2а) интерьерно-экстерьерные — пугало, восковая кукла, салонная кукла (авторская, уникальная, дорогая, на 1 месте — эстетическое значение, в России исчезли после 1917 года, возрождаются сейчас)

2б) витринные — манекены

2в) сувенирные — знак страны производства, распространена в странах массового туризма, произошли от этнических кукол

2г) коллекционные — уникальные куклы, изначально задуманные и выполненные для пополнения частной коллекции — самый молодой вид кукол.

2д) музейные — сюда включаются любые виды кукол, независимо от целей их создания

Три последние когда-то были игрушками, но перешли в пассивную категорию. Коллекции строятся на разных аспектах — имени кукольного мастера (куклы Брю), школе производства (французская, немецкая, английская…), типологии (манекен, bebe …), на анатомии (куклы на каркаче, на шарнирах, на веревочках …) и даже типах глаз, выражении лица, мимике… Коллекционирование старше музейных собраний

Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек или сувенирных кукол. Также кукол используют как талисманы. В торговом деле — функцию кукол-манекенов .

В старинных народных игрищах или религиозных обрядах куклы исполняют культовые функции : « Коза » в рождественских обрядах , соломенное чучело на Масленицу , « Конь » на Светлой или Русальной неделях.

Древнеславянские куклы были оберегами . Традиционная кукла изначально служила для совершения определённого обряда, выступала как символ дня, или новый этап в жизни человека. Таких кукол шили девочкам в период их физиологического созревания. Зольных кукол изготавливали из золы родительского очага и отдавали в приданое невесте. Ярко выраженная грудь зольной куклы была знаком материнства, многодетности, плодородия. Кукла-куватка в колыбели младенца оберегала ребёнка от злых духов, болезней. Когда человек заболевал, ему в постель на ночь клали красивую куклу, чтобы болезнь перешла в неё. После чего куклу сжигали. Куклу могли положить умершему в гроб. Кукла-заместитель могла находиться в доме умершего, чтобы облегчить расставание близким людям. Куклу Спиридона-солнцеворота (солярная символика) сжигали в период прибывания дня, 24—25 декабря (по новому стилю). Для народных гуляний, аграрных и прочих обрядов делали кукол в человеческий рост. Считается, что именно отсюда берёт начало народный, кукольный театр .

На охоте применяется одна из разновидностей производственных кукол. В частности, «подсадные» деревянные куклы для приманивания настоящих диких уток. Бывают и « ». То есть якобы пачки денег, а на самом деле простой бумаги, вложенной между верхними и нижними настоящими денежными купюрами .

В XIX веке в городах куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции. В одних случаях эстетические функции они выполняют самостоятельно (так называемые выставочные куклы), в других случаях — в составе разнообразных художественных композиций. Например, в таких композициях объемных и плоских изображений, как художественные панорамы и диорамы. Существуют также музеи, в которых выставлены куклы всех времен и народов.

Особые позиции в искусстве занимают куклы-актеры. Это название сразу же дает понять, что куклы-актеры причастны к актёрскому искусству. Кукол-актеров используют как средства для изображения персонажей в различных спектаклях, кинофильмах, телепрограммах, карнавальных шествиях. Впервые это название использовал С. В. Образцов в 1938 году в названии одной из глав своей книги «Актер с куклой». Они могут быть привязаны на нитки (куклы- марионетки ), а могут просто одеваться на руку человека. С помощью них показывают спектакли как для детей, так и для взрослых.

С помощью таких кукол создаются пространственно-временные образы персонажей в кукольных и не кукольных спектаклях, эстрадных миниатюрах , кинофильмах и в других аналогичных произведениях. Куклы-актеры управляются и приводятся в движение обычно актёрами-людьми, а иногда автоматическими механическими и механически-электронными устройствами. Также стали делать и говорящих, и ходящих кукол, они получили название автоматических кукол или кукол-роботов.

Куклы-актеры подразделяются на виды. Существуют такой тип кукол, как марионетки . Они привязаны на ниточках или лесках и управляются сверху. Их движения получаются очень правдоподобными. В театрах также используют планшетные куклы, которые управляются с помощью планшетов . Они управляются с помощью рукояток, которые прикреплены к голове и к другим частям тела. Существуют и пальчиковые куклы, которые можно использовать в домашних условиях. Их можно сделать даже из бумаги, предварительно разрисовав их и надеть на пальцы. А можно просто разрисовать пальцы фломастером или краской. Также часто используют перчатки .

Кукла как детская игрушка

В. А. Тропинин . Девочка с куклой. 1841.
Джордж Лемнен. Девочка с куклой, 1904
Алексей Стрелковский . Девочка с куклой, 1871

Кукла — игрушка обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребёнка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.

Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) ещё в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.

Но довольно сложные и художественно доброкачественные куклы-игрушки появились достаточно поздно. Материалом для их изготовления служили фарфор , дерево или ценные металлы, поэтому стоили они достаточно дорого. Иногда часть куклы, для удешевления, делалась тряпичной. Впрочем, деревенские девочки заворачивали полено в тряпицу и убаюкивали их как обычных кукол-игрушек в виде человеческих изображений.

В XIX веке купить куклу могли позволить себе только очень богатые люди. Их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Механическая же кукла являлась раритетом и настоящей драгоценностью. С появлением папье-маше кукол стали делать из этого материала и стоимость их резко снизилась. Появились различные виды кукол: говорящие или плачущие, ходящие.

После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, кукол стали изготовлять и из полимерных материалов, ассортимент их резко увеличился, их производство было пущено на поток. Среди современных кукол широко известны пупсы , Барби и её свита. Существуют целые кукольные народы, например ( детишки с капустной грядки ). Многие современные куклы, как и прочие игрушки, являются электронными устройствами.

Часто кукол изготовляют в рекламных целях или как сувенир : куклы в национальных костюмах, куклы-символы (талисманы) каких-либо мероприятий, гигантские куклы в диснейлендах или магазинах.

Во многих странах куклы, которые продают туристам, являются серьёзным источником дохода. Например, некоторые японские деревянные куклы кокэси издают забавный звук, если им поворачивать голову. В Испании , Италии и в латиноамериканских странах во время карнавалов продают кукол, точно имитирующих тело человека (иногда даже вульгарно и эпатирующе ) и одетых в карнавальные костюмы.

Бумажные куклы

Первый промышленный выпуск бумажных кукол датируется 1810 годом. Известная британская фабрика выпустила набор для вырезания под названием «Little Funny». Публика приняла идею с интересом, и процесс был поставлен на поток. Ровно через два года вышла американская версия бумажных кукол под названием «История и приключения Маленького Генри». Примечательно, что данная версия игры была рассчитана на детей обоих полов.

Успех первых выпусков «бумажных историй» стал началом массового производства альбомов с различными фигурками для вырезания. Фабрики из разных стран занялись выпуском альбомов для бумажного моделирования с разнообразными фигурами для вырезания. Одни предлагали вырезать одежду и куклу, другие — собрать героев по частям с нуля.

В 1959 году в крупном женском журнале Godey`s Lady`s Book появилась первая бумажная кукла, напечатанная не в тематическом альбоме. Издатели приложили к ней готовый вариант костюма и вечернее платье. Спрос на журнал значительно увеличился. Позже идею подхватили другие периодические издания, и бумажные куклы для вырезания стали регулярно появляться на страницах газет и журналов .

Кукла (кукла-актер) и персонаж спектакля

В каждом регионе мира и даже каждой стране имеются свои излюбленные виды кукольных персонажей и кукольных театров : русский Петрушка , английский Панч , турецкий Карагёз и другие.

Гигантские куклы, как доспехи надетые на актёров , давно использовались в балаганных и бродячих цирках , а во второй половине XX века появились в диснейлендах , а затем стали использоваться в массовых театрализованных праздничных представлениях и в произведениях других видов прикладного искусства (например, в сфере рекламы). На них и сейчас большая мода, они частые персонажи детских спектаклей или мероприятий.

Кукла в искусстве

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, анекдотов, мультфильмов (см. мультфильм « Босоножка и её друзья »).

Благодаря антропоморфной природе куклы в литературных произведениях чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из искусственного и неживого в настоящее и живое. Примерами могут служить « Приключения Пиноккио. История деревянной куклы » Карло Коллоди и « Золотой ключик, или Приключения Буратино » А.Толстого. Также можно вспомнить знаменитого « Щелкунчика », который не только является героем сказки Гофмана и балета П. И. Чайковского , но повлиял на творчество многих писателей и художников. Тема оживших кукол также лежит в основе сюжетов ещё двух классических балетов: французского балета « Коппелия » (1870) и австрийского одноактного балета «Фея кукол» (Die Puppenfee) 1888 года.

Оживлённые с помощью магии созданные в XIX веке и вновь в очередной раз ожившие в наше время куклы являются главными персонажами японской манги и созданных на её основе аниме « Rozen Maiden ».

В волшебных фольклорных сказках кукла чаще всего является такой помощницей главного героя, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом своему обладателю (например, кукла в сказке « Василиса Прекрасная »). Возможно, в этом отразились древние языческие обряды, когда глиняная, металлическая, костяная или деревянная человеческая или человекоподобная фигурка выполняла роль фетиша или идола .

Авторская кукла

Особым направлением современного прикладного творчества является создание т. н. авторской куклы.

Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (см. портретная кукла ) , свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы (см. шарнирная кукла ) : такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.

Авторская кукла предназначена, скорее, для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Сообщества любителей Авторской куклы в интернете насчитывают тысячи человек.

Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, «кукла без куклы» и т. д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы и куклы из фоамирана) и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.).

В последние годы современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей. Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных выставок, посвященных искусству куклы.

К концу 1980-х годов в разных городах СССР были лишь отдельные мастера, создававшие авторских кукол. Среди них были театральные художники, дизайнеры , оформители, а также люди, не имевшие отношения к профессиональному искусству. Не существовало экспертов или коллекционеров декоративных кукол . Принято считать, что у истоков российской кукольной скульптуры и российского кукольного сообщества стоял ленинградец Роман Шустров . Работал он в архаичной технике, использовал натуральные материалы. Первые его работы, предназначенные для демонстрации широкой публике, относятся 1990-е годам .

Аксессуары для кукол

Вязаные крючком кукольные платье и шляпка

Самые распространённые аксессуары для кукол — кукольная одежда и кукольные домики.

Кукольная одежда изготавливается из тонких тканей, в отличие от одежды для людей, она часто шьётся без подгибки. Края изделий могут обрабатываться специальным средством, либо не обрабатываться вообще в зависимости от материала и качества изделия. На фирменной кукольной одежде практически всегда присутствуют специальные липучки, позволяющие с лёгкостью её надевать и снимать. Большинство современной кукольной одежды производится в Китае.

Одежда для игровых и коллекционных кукол продаётся большим число интернет-магазинов игрушек, а также любителями рукоделия, которые не только шьют, но и вяжут кукольную одежду, а также делают кукольную обувь, сумочки и прочие аксессуары.

Кукольные домики появились в витринах европейских магазинов для детей с XVII-го века. Первые кукольные домики были сделаны вручную, но после Второй мировой войны их производство стало массовым и они стали более доступными. Детские кукольные домики в течение 20-го века были изготовлены из дерева и пластика. Современные кукольные домики для взрослых коллекционеров обычно делают из дерева.

Кукольные больницы

Кукольная больница — это мастерская, специализирующаяся на реставрации или ремонте кукол. Кукольные больницы можно найти в разных странах мира. Одна из старейших больниц для кукол была основана в Лиссабоне , Португалия , в 1830 году, а другая в Мельбурне , по общему мнению, первая такая больница в Австралии , была основана в 1888 году. В Соединённых Штатах есть ассоциация докторов кукол. Анри Лоне, который занимается ремонтом кукол в своем магазине на северо-востоке Парижа в течение 43 лет, говорит, что за свою карьеру он отреставрировал более 30 000 кукол. Большинство клиентов не дети, а взрослые в возрасте от 50 до 60 лет. Некоторые бренды кукол, такие как American Girl и Madame Alexander, также предлагают услуги кукольной больницы для своих кукол.

Музеи кукол

Беларусь

Германия

Россия

Чехия

См. также

Примечания

  1. , с. 60.
  2. .
  3. , с. 10.
  4. (недоступная ссылка)
  5. . 33 Поделки . 2018-01-13. из оригинала 13 января 2018 . Дата обращения: 13 января 2018 .
  6. Куршук Е. // Петербургский дневник : Газета. — 2017. — 3 февраля ( № 132 ). — ISSN . 6 февраля 2017 года.
  7. Шульга Я. . Молодёжный театр на Фонтанке. Дата обращения: 30 апреля 2022. 25 июня 2021 года.
  8. от 3 сентября 2010 на Wayback Machine . Theage.com.au (10 June 2005). Retrieved on 2019-01-28.
  9. Khalip, Andrei and Pereira, Miguel (23 December 2009) . Reuters
  10. от 7 февраля 2011 на Wayback Machine . Dolldoctorsassociation.com. Retrieved on 28 January 2019.
  11. Carvajal, Doreen (7 January 2008) . International Herlad Tribune

Литература

  • Берстенёва Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок. — М. : « Белый город », 2013. — (Моя первая книга). — ISBN 978-5-7793-2030-6 .
  • «Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия». Издательство: Дизайн Хаус, 2009 г., 296 стр. ISBN 978-5-903500-07-9 .
  • Горалик Л. // Горалик Л. Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи. — М.: НЛО, 2005
  • Емялёва Г. (белор.) // Фальклор і сучасная культура : матэрыялы ІІІ Міжнар. навук.-практ. канф., 21—22 крас. 2011 г., Мінск. У 2 ч. Ч. 2. — Мн. : Выд. цэнтр БДУ , 2011. — С. 60—61 . — ISBN 978-985-476-946-2 . 1 января 2015 года.
  • Игрушка. Ея исторія и значеніе. Сборник статей подъ редакцией Н. Д. Бартрам. — М.: Типография И. Д. Сытина, 1912—С.85-139.
  • Каджая Н. // Фальклор і сучасная культура : матэрыялы ІІІ Міжнар. навук.-практ. канф., 21—22 крас. 2011 г., Мінск. У 2 ч. Ч. 2. — Мн. : Выд. цэнтр БДУ , 2011. — С. 9—11 . — ISBN 978-985-476-946-2 . 1 января 2015 года.
  • Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. — СПб. : «Паритет», 2012. — 240 с. — ISBN 978-5-93437-148-8 .
  • Лотман Ю. М. // Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. Таллин, 1992, с. 377—380
  • Морозов И. А. . / Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Индрик, 2011. — 352 с. — 800 экз. ISBN 978-5-91674-114-8
  • Христова Г.П., Ревнева С.Н. // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 7—21 .

Ссылки

  • : описание гардероба куклы XVII века.
  • Из книги Е.Артамоновой «Куклы»
  • (польск.)
Источник —

Same as Кукла