Бобраков, Алексей Евгеньевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Евге́ньевич Нагови́цын ( 1961 , Москва , СССР — 23 ноября 2020 , Москва , Россия ) — российский психолог и культуролог. Кандидат психологических наук, доктор философских наук. Активист российского родноверческого движения, в котором был известен под именем Велемудр .
В 1984 году окончил Московский авиационный институт по специальности «Конструирование антенно-фидерных устройств» (инженер-конструктор).
В 1998 году в Институте развития личности РАО под научным руководством доктора психологических наук, профессора В. К. Шабельникова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата психологических наук по теме «Влияние ритмо-фонетической структуры текста на подростков и молодёжь» (специальность 19.00.07 — педагогическая психология ). Официальные оппоненты — доктор психологических наук, профессор и кандидат психологических наук . Ведущая организация — кафедра психологии личности Института психологии личности имени Л. С. Выготского РГГУ .
В 1999 году окончил Институт развития личности РАО (психолог).
В 2003 году в Московском государственном университете культуры и искусств защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Смена гендерных ролей в мифологических системах» (специальность 24.00.01 — теория и история культуры). Научный консультант — доктор философских наук А. А. Пилипенко . Официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор К. И. Никонов , доктор философских наук, профессор Э. А. Орлова и доктор философских наук, профессор . Ведущая организация — Институт философии РАН .
С 1994 года работал в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, являлся старшим научным сотрудником лаборатории психологических проблем воспитания.
Преподавал социальную психологию, социологию, культурологию, этнопсихологию, этнолингвистику и психолингвистику, этнологию, религиеведение. Являлся профессором Института социальной инженерии МГУДТ и исследователем в области педагогической и исторической психологии.
Автор книги стихов и поэм «Венок из крапивы» , альманаха «Мифы и магия индоевропейцев», организатор нескольких выставок древнерусской культуры. Автор нескольких научных трудов о русских народных сказках (ввёл термин «сказкотерапия» для направления в практической психологии, связанного с русскими народными сказками) и русской дохристианской мифологии.
С 1990-х годов увлёкся исследованиями дохристианских верований народов Европы и реконструкцией обрядов и мистерий, в 1990 году пришёл в общину «Купала» . В 1997 году участвовал в съёмках одной из передач-диспутов в павильоне ВДНХ. Состоял в таких неоязыческих организациях, как «Московская Велесова община» под руководством А. Жилко (Велемир) и «Коляда вятичей» .
В июне 2000 года Наговицын принял участие в создании общины «Круг Бера» во время Купальского праздника на городище Вышгород-на-Яхроме .
В 2002 году Наговицын вместе с Д. А. Гавриловым (Иггельд) и К. В. Бегтиным (Огнеяр) основал организацию « Круг языческой традиции » (КЯТ) с целью возрождения русской дохристианской культуры . В период своего рассвета организация насчитывала до 500 активистов . В 2004 году был вынужден покинуть КЯТ .
Попытки приписать фонемам и графемам определенное смысловое наполнение, предпринятые Наговицыным в работе «Особенности ритмо-фонетической структуры текста» (2006), были раскритикованы как любительские . Как отправную точку в определении значений фонетических знаков Наговицын использует значение русских предлогов, союзов и местоимений. Природные звуки, по Наговицыну, являются « первопричинами » появления обозначающих их слов и понятий. Фонема в начале корня слова рассматривается им как определяющая основное направление круга значений и смыслов данного слова. По мнению филолога Д. Ю. Полиниченко , этих построения носят произвольный характер и содержат подгонку фактического материала под результат. Согласно его мнению, семантическую связь между выделенными группами слов Наговицыну обосновать не удалось. Наговицын обращается к названиям букв в кириллице , сужая круг возможных значений. Название некоторых букв якобы полностью или частично соответствует их смысловому значению. В итоге семантический анализ графем русского и латинского алфавитов, а также некоторых других (в частности, футарка ), а также примеры имён собственных из мифологических систем разных народов в русской транскрипции дают Наговицыну основания для приписывания окончательного «семантического поля» соответствующим звукам. Сочетания знаков сужают значения соответствующих полей, и данное значение рассматривается как универсальное для всех языков .