Interested Article - Наговицын, Алексей Евгеньевич

Алексе́й Евге́ньевич Нагови́цын ( 1961 , Москва , СССР 23 ноября 2020 , Москва , Россия ) — российский психолог и культуролог. Кандидат психологических наук, доктор философских наук. Активист российского родноверческого движения, в котором был известен под именем Велемудр .

Биография

Научная деятельность

В 1984 году окончил Московский авиационный институт по специальности «Конструирование антенно-фидерных устройств» (инженер-конструктор).

В 1998 году в Институте развития личности РАО под научным руководством доктора психологических наук, профессора В. К. Шабельникова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата психологических наук по теме «Влияние ритмо-фонетической структуры текста на подростков и молодёжь» (специальность 19.00.07 — педагогическая психология ). Официальные оппоненты — доктор психологических наук, профессор и кандидат психологических наук . Ведущая организация — кафедра психологии личности Института психологии личности имени Л. С. Выготского РГГУ .

В 1999 году окончил Институт развития личности РАО (психолог).

В 2003 году в Московском государственном университете культуры и искусств защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Смена гендерных ролей в мифологических системах» (специальность 24.00.01 — теория и история культуры). Научный консультант — доктор философских наук А. А. Пилипенко . Официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор К. И. Никонов , доктор философских наук, профессор Э. А. Орлова и доктор философских наук, профессор . Ведущая организация — Институт философии РАН .

С 1994 года работал в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, являлся старшим научным сотрудником лаборатории психологических проблем воспитания.

Преподавал социальную психологию, социологию, культурологию, этнопсихологию, этнолингвистику и психолингвистику, этнологию, религиеведение. Являлся профессором Института социальной инженерии МГУДТ и исследователем в области педагогической и исторической психологии.

Автор книги стихов и поэм «Венок из крапивы» , альманаха «Мифы и магия индоевропейцев», организатор нескольких выставок древнерусской культуры. Автор нескольких научных трудов о русских народных сказках (ввёл термин «сказкотерапия» для направления в практической психологии, связанного с русскими народными сказками) и русской дохристианской мифологии.

Родноверие

С 1990-х годов увлёкся исследованиями дохристианских верований народов Европы и реконструкцией обрядов и мистерий, в 1990 году пришёл в общину «Купала» . В 1997 году участвовал в съёмках одной из передач-диспутов в павильоне ВДНХ. Состоял в таких неоязыческих организациях, как «Московская Велесова община» под руководством А. Жилко (Велемир) и «Коляда вятичей» .

В июне 2000 года Наговицын принял участие в создании общины «Круг Бера» во время Купальского праздника на городище Вышгород-на-Яхроме .

В 2002 году Наговицын вместе с Д. А. Гавриловым (Иггельд) и К. В. Бегтиным (Огнеяр) основал организацию « Круг языческой традиции » (КЯТ) с целью возрождения русской дохристианской культуры . В период своего рассвета организация насчитывала до 500 активистов . В 2004 году был вынужден покинуть КЯТ .

Критика

Попытки приписать фонемам и графемам определенное смысловое наполнение, предпринятые Наговицыным в работе «Особенности ритмо-фонетической структуры текста» (2006), были раскритикованы как любительские . Как отправную точку в определении значений фонетических знаков Наговицын использует значение русских предлогов, союзов и местоимений. Природные звуки, по Наговицыну, являются « первопричинами » появления обозначающих их слов и понятий. Фонема в начале корня слова рассматривается им как определяющая основное направление круга значений и смыслов данного слова. По мнению филолога Д. Ю. Полиниченко , этих построения носят произвольный характер и содержат подгонку фактического материала под результат. Согласно его мнению, семантическую связь между выделенными группами слов Наговицыну обосновать не удалось. Наговицын обращается к названиям букв в кириллице , сужая круг возможных значений. Название некоторых букв якобы полностью или частично соответствует их смысловому значению. В итоге семантический анализ графем русского и латинского алфавитов, а также некоторых других (в частности, футарка ), а также примеры имён собственных из мифологических систем разных народов в русской транскрипции дают Наговицыну основания для приписывания окончательного «семантического поля» соответствующим звукам. Сочетания знаков сужают значения соответствующих полей, и данное значение рассматривается как универсальное для всех языков .

Библиография

  • Мифология и религия этрусков. — М.: Рефл-бук, 2000. — 495 с. — ISBN 5-87983-054-3 .
  • Гаврилов Д. А. , Наговицын А. Е. Боги славян. Язычество. Традиция. — М.: Рефл-бук, 2002. — 463 с. — (Созвездия мудрости). — ISBN 5-87983-054-3 , 5-87983-111-6.
  • Тайны славянской мифологии. М.: Академический проект , 2003. — 477 с. — ISBN 5-8291-0343-5 .
  • Магия хеттов. — М.: Академический проект , Трикста, 2004. — ISBN 5-8291-0396-6 , 5-902358-29-9.
  • Трансформация гендерных ролей в мифологических системах. Учебное пособие. — М.: : Флинта, 2005. — 438 с. — (Библиотека психолога / Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т). — ISBN 5-89349-795-3 (МПСИ)
  • Древние цивилизации. Общая теория мифа / А. Е. Наговицын, Д. А. Гаврилов . — М.: Академический проект , 2005. — ISBN 5-8291-0497-0 .
  • Особенности ритмо-фонетической структуры текста (Учебное пособие) — М.: МПСИ, Флинта, 2006.
  • Наговицын А. Е., Попел А. Е. Правовые нормы в ранних государственных образованиях: монография. — М.: МГУДТ , 2009. — 233 с. — ISBN 978-5-87055-112-8 .
  • Тайны мифологии славян. — М.: Академический проект ; Традиция, 2009. — 511 с. — (Технология культуры). — ISBN 978-5-8291-1157-1 , 978-5-902590-07-1.
  • Наговицын А. Е., Пономарёва В. И. Типология сказки. — М.: Генезис, 2011. — 336 с. — (Сказкотерапия: теория и практика). — ISBN 978-5-98563-250-7 .
  • Наговицын А. Е., Пономарёва В. И. Атлас сказочного мира. — М.: Генезис, 2011. — 318 с. (Сказкотерапия: теория и практика).; ISBN 978-5-98563-245-3 .
  • Наговицын А. Е., Пономарёва В. И. Симвология: от философских теорий до практики сказкотерапии. — М.: Генезис, 2014. — 303 с. — (Сказкотерапия: теория и практика). — ISBN 978-5-98563-310-8 .
  • Волшебные животные и растения славян. — М.: Вече, 2019. — 384 с. — ISBN 978-5-4484-0829-8 .
  • Ведьмы в традиции и народной культуре. — М.: Вече, 2019. — 304 с. — ISBN 978-5-4484-0932-5 .

Примечания

  1. Черкасов В. от 16 января 2021 на Wayback Machine // Славянская традиция, 25.11.2020
  2. Наговицын, Алексей Евгеньевич. Влияние ритмо-фонетической структуры текстов на отношение подростков и молодёжи к их содержанию : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07. — Москва, 1998. — 207 с.
    • Наговицын, Алексей Евгеньевич. Трансформация гендерных ролей в мифологических системах : дисс. ... д-ра филос. наук : 24.00.01. — Москва, 2003. — 403 с.
    • Наговицын, Алексей Евгеньевич. : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 24.00.01 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — Москва, 2003. — 44 с.
  3. (рус.)
  4. от 10 августа 2016 на Wayback Machine (рус.)
  5. .
  6. от 4 января 2019 на Wayback Machine (рус.)
  7. Наговицын А. Е. Возрождение дохристианских традиционных верований в современной России // Вестник Традиционной Культуры: статьи, изведник. Вып. № 1 / Под ред. докт. филос. наук А. Е. Наговицына. М.: Издатель Воробьев А. В., 2004.
  8. , с. 325—333.
  9. от 4 января 2019 на Wayback Machine // Газета этнического возрождения «Дерево Жизни». № 53. 2012.
  10. .

Литература

Ссылки

  • (рус.)
Источник —

Same as Наговицын, Алексей Евгеньевич