Interested Article - Девана
Девана ( рус. Зевана , Dzewana, Dziewonna ) — по Яну Длугошу — богиня охоты в западнославянской мифологии. Возможно, женский мифологический персонаж сезонного обряда.
Согласно «Истории Польши» Яна Длугоша (третья четверть XV века) Dzewana — богиня польского пантеона, соответствующая римской Диане. А. Брюкнер указал, что многое в списке Длугоша является созданием хрониста и не имеет корней в древней славянской мифологии, и в частности богиня Dzewana создана стремлением найти соответствие римскому божеству (в данном случае — Диане ) .
Упоминаний о Деване нет в фундаментальной научной энциклопедии « Мифы народов мира » (с 1980), в научном Мифологическом словаре (1990) под редакцией Е. М. Мелетинского , в фундаментальной научной энциклопедии « Славянские древности » (1995—2012).
В. В. Иванов и В. Н. Топоров склонны полагать, что, «несмотря на многие неточности и вымысел, список Длугоша отражает мифологическую реальность» , указывая в качестве аргумента, что имя Dzewana схоже с польск. dziewa «дева», «девственница», и она как мифологический персонаж выступала в сезонном обряде .
В 1824 году богиня Dziewonna упомянута датским поэтом Б. С. Ингеманном среди богов северных славян .
В честь Деваны назван крупный транснептуновый объект (471143) Девана .
Примечания
- Brückner A. Mitologia słowiańska, Kraków, 1918; см. (недоступная ссылка)
- Иванов В. В., Топоров В. Н. от 16 июля 2014 на Wayback Machine // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. — Т. 2. — С. 450—456.
- / Иванов В. В. , Топоров В. Н. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 454.
- Ingeman, B. S. Grundtræk til En Nord-Slavisk og Vendisk Gudelære. Copenhagen 1824, см. .
- от 15 декабря 2019 на Wayback Machine , 2018-09-25
Литература
- Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Русские легенды и предания / Н. Арановская. — М. : Эксмо, 2008. — С. 87. — 208 с.: ил. с. — ISBN 978-5-699-06209-6 .
Общие понятия |
|
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Божества |
|
||||||||
Духи |
|
||||||||
Мифические
существа |
|||||||||
Ритуальные
персонажи |
|||||||||
Мифические
места |
|||||||||
Персонажи
сказок |
|||||||||
Мифические
растения |
|||||||||
Люди | |||||||||
Народное
христианство |
|||||||||
Персонажи
книжности |
|||||||||
Примечания:
1
некоторыми учёными оспаривается божественный статус;
2
некоторыми учёными предлагается божественный статус;
3
имя создано гипотетически.
|
По « Славянской хронике » Гельмольда, 1167—1168: Святовит — бог руян , Прове — бог вагров , Жива — богиня полабов , Редегаст — бог бодричей , Чернобог — дьявол . По «Grundtræk til En Nord-Slavisk og Vendisk Gudelære» датского поэта Б. С. Ингемана . (Copenhagen, 1824): Хорошие боги : Триглав , Перун (Бог), Святовит , Радегаст , Прове , Sieba, Siebog, Schwayxtix, Подага , Ругивит , , Juthrbog, , Woda или Waidawut ( Один ), Balduri ( Бальдр ). Плохие боги : Чернобог (Pya), Flins, Zirnitra (Zir), Berstuk, Маровит ( домовой ), Hela ( Хель ). Другие: Ипабог |
- Tags: