Tech N9ne
- 1 year ago
- 0
- 0
Чёрт — в славянской мифологии злой дух . Под различными прозвищами и синонимами является персонажем огромного количества сказок Восточной Европы , самый популярный персонаж русской демонологии .
Этимология слова долгое время оставалась спорной .
Фольклорист и историк А. Н. Афанасьев предполагал, что слово «чёрт» происходит от «чёрный» — названия цвета, обычно ассоциирующегося со злом . Однако, «чёрный» было всего лишь эвфемизмом для чёрта . По Фасмеру , праславянское * čьrtъ — «проклятый», родственно лит. kyrėti «злиться» , гипотеза происхождения от лат. curtus , «короткий, обрубленный», менее вероятна .
Сербский лингвист считает, что слово «чёрт» в русском языке является полонизмом чешского происхождения, попавшим в русский лексикон напрямую из польского или же через украинский язык в конце XVI — начале XVII века; в заимствованном из Польши литературном памятнике XVII века «Великое Зерцало» содержится повесть «яко не подобаетъ рабовъ звати: поиди, чертъ, или діаволъ» .
По мнению лингвиста и филолога , праславянское *čьrtъ является производным от глагола *čersti / čьrtǫ «чертить, бороздить». Данная деривация совместима с гипотезой о том, что *čьrtъ первоначально являлся божеством, отвечавшим за предначертание человеческой судьбы (ср. классическое армянское groł , досл. «писатель», употреблявшееся в данной функции). Из типологических соображений вероятно, что дальнейшая демонизация славянского «чертёжника» была связана с переосмыслением его функции как ангела смерти .
Слово чёрт не встречается в письменных памятниках древнерусского языка . Впервые оно зафиксировано Р. Джеймсом в русско-английском словаре-дневнике 1618—1619 годов: «6:9:tchort — diavolo». Прозвище Чёрт более старинное: «Васко Чёрт» зафиксировано в 1495 году .
У восточных славян часто выступает синонимом понятиям бес и близок понятию дьявол .
Слово «чёрт» имеет множество аналогов и синонимов: дьявол (так же персонажа называют в англ. языке — devil ), сатана , анчутка беспятный, просто «беспятный», козлоногий , бес , нечистый , лукавый, окаянный. При этом, однако, значения этих слов не всегда тождественны.
К чёрту близки образы балтийского велняса ( лит. velnias ), шайтана у исламских народов, сурта германо-скандинавов.
Зачастую чертями называют широкий пласт существ . Почти всегда в народной мифологии они отождествляются с лешими , водяными и русалками , банниками , домовыми , духом превращающими людей в ходячих мертвецов , иногда отождествляются с гномами и эльфами . Однако домовой считался более добрым «обрусевшим чёртом» , характерные для чёрта облик и оборотничество к нему употребляются реже; ср. также с шишком и херт-суртом — домовым некоторых финно-угорских и поволжских народов .
Как имя демона ада имя чёрта не полагалось произносить вслух, по крайней мере — без особого повода . Считалось, что простого упоминания чёрта достаточно, чтобы он услышал это и приблизился к неосторожному человеку, а то и навредил ему. Поэтому в обыденной речи, поминая чёрта, часто использовали эвфемизмы , например лукавый , нечистый , неназываемый , враг рода человеческого , шут и другие, см. выше. В. И. Даль и С. В. Максимов перечисляют свыше сотни имен-эвфемизмов .
Ещё в XIX веке «чёрт» имело двоякий смысл. С одной стороны оно было довольно сильным ругательством и оскорблением , как и «devil» в английском языке. Консервативные люди того времени иногда связывали его с различными пугающими механизмами и дикими местами, например, с « чёртовым колесом » и десятками древних каменных арочных [ источник не указан 205 дней ] « чёртовых мостов » , верили, что чёрт, водяной и русалки живут на мельницах , в таком смысле синонимы слова используется поныне, например: « шайтан-труба », « сады дьявола ». В советской литературе 1920-х гг. ругательства часто классифицируются как «дальше чёрта» (см. например, Н. Огнев «Дневник Кости Рябцева»). Иногда это слово применяют при удивлении работоспособностью и мастерством кого-либо («работает как чёрт») . В настоящее время чертями могут обзывать субъективно неприятных и не авторитетных людей .
В христианской народной мифологии сложились давние и устойчивые представления о внешнем виде чертей, точнее их телесного образа, так как черти — ещё и злые духи . В представлениях о чёрте сохранились остатки индоевропейской мифологии [ уточнить ] с наложением более позднего христианского представления, что все языческие божества являются демонами и олицетворяют злое начало, и смешались с иудеохристианскими представлениями о Дьяволе и падших ангелах . В представлениях о чёрте прослеживается сходство с греческим Паном — покровителем скотоводства, духом полей и лесов, и Велесом (прибалт. Вяльном ). Однако христианский чёрт, в отличие от своих языческих прототипов, не является покровителем скотоводства , а является вредителем людям. Черти в поверьях принимают вид животных старого культа — козлов, волков , псов , воронов , змей и т. д. [ источник не указан 3232 дня ] Считалось [ когда? ] , что черти имеют в целом человекоподобную ( антропоморфную ) внешность, но с добавлением некоторых фантастических или чудовищных деталей. Наиболее распространённый облик идентичен изображению античных Пана , фавнов и сатиров — рога, хвост и козлиные ноги или копыта, иногда шерсть, реже свиной пятачок, когти, крылья летучей мыши и т. п. Гераклит-парадоксограф , неизвестный античный автор, живший не раньше III века до н. э., рационализируя античные мифы, писал, что прообразы чёрта — Пан и сатиры — это люди, которые не мылись и испускали зловоние, от того считалось, что они покрыты козьим мехом и ходят на козьих ногах . Нередко их описывают с горящими как угли глазами. [ источник не указан 3232 дня ] В таком виде черти изображены на многочисленных картинах, иконах, фресках и книжных иллюстрациях как в Западной, так и в Восточной Европе [ источник не указан 3232 дня ] . В православной агиографической литературе черти описываются преимущественно в виде эфиопов .
Сказки повествуют, что чёрт служит Люциферу , к которому мгновенно летает в преисподнюю . Он охотится на людские души , которые обманом, введением во грех или договором пытается получить у людей, хотя в литовских сказках такой сюжет единичен . При этом чёрт обычно оказывается одурачен героем сказки. Одно из известных древних упоминаний о продаже души и изображение персонажа содержит Гигантский кодекс начала XIII века.
Являются хтоническими персонажами — обитают не только в подземном мире, но и воде, омуте .
Обладают широкими способностями к оборотничеству, невидимости, полётам. Могут превращаться в различных существ и людей, в камни и предметы .
Черти стерегут драгоценные клады , это описано, например, в произведениях « Ночь перед Рождеством » (1832), «Скрипач в аду» и др. балто-славянских сказках. Этим они похожи на гномов германо-скандинавского фольклора . Иногда, являясь в облике человека, платят за услуги кучей мусора или навоза, которую люди выкидывают, но с рассветом видят, что не выкинутые остатки мусора превратились в золото.
Существует много русских народных сказок об этом персонаже. Это «Шабарша» и «Чёрт-заимодавец» схожего сюжета, это «Чёрт и мужик», «Солдат и чёрт» и другие , а также « Сказка о попе и о работнике его Балде » (1831) А. С. Пушкина . Он предстаёт комическим персонажем, в надежде заполучить душу тщательно работает по договору с кем-либо, но постоянно обманывается с помощью мужицкой смекалки .
В русских и славянских сказках облик чёрта почти не описан. Но это ярко сделал Н. В. Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством»:
Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.
Дальше по сюжету чёрт также обзывается «немец проклятый» . Он водится с ведьмами , которые в ряде других сказок летают на нём на шабаш . Пролетает через дымоход. Боится христианского креста, знамения и святой воды . Исчезает с третьим криком петухов и первыми лучами солнца.
Славянская мифология близко связана с прибалтийской мифологией, поскольку во времена Средневековья значительная часть Восточной Европы входила в состав Великого княжества Литовского , Западной Руси и Речи Посполитой , а затем эти территории входили в Российскую империю.
В прибалтийской мифологии чёрта называют ве́лняс, велинас, велнс ( лит. vélnias, vẽlinas ; латыш. velns ), что значит «чёрт» , « дьявол » . Он является постоянной жертвой Перкунаса (подобно антагонизму славянского Велеса и Перуна ), метающего в него молнии, при этом велняс пытается прятаться у людей, в которых эти молнии зачастую попадают . С начала XX века фольклористы собрали сотни сказок о нём, имеющих бесчисленное число вариаций . Часто в сказках он является как пан и выглядит как немецкий землевладелец . Но иногда у него видны рожки, копыта и он покрыт шерстью . Умение играть на дудке в сочетании с частым присутствием домашнего скота в сюжетах о велнясе, делает его одним из пасторальных индоевропейских божеств — покровителей домашних животных, таких как Фавн , Пушан , греческий Пан , и славянский Велес , с которым он имеет общий корень *vol- *vel- . В нескольких сказках он превращается в чёрного кота или предстаёт в образе ягнёнка. Не боится солнечного света.
В основном велняс вредит людям — пытается повесить, искалечить, заманить в болото. Литовские сказки довольно характерны жестокостью мифических существ к людям, в отличие от сказок других народов . Например, велняс, являясь в образе пана, приглашает прохожего мужика или музыканта на свадьбу, где с другими панами и паночками веселится и часто мажет глаза какой-то мазью. Когда мужик тоже мажет глаз, то видит, что находится среди чертей на болоте или среди вьюги в буреломе. Если кто-то видит невидимого велняса, тот спрашивает, «каким глазом меня видишь?», и после ответа выкалывает его. Зачастую становясь невидимым, толкает посетителей в корчме, провоцируя этим драку. Или мужику пытается повесить на шею праздничное полотенце, от которого тот уворачивается, подставив ногу, и тут же приходит в себя подвешенным на ветке на удавке за ногу .
В латышских сказках и легендах велняс изображается с коровьим хвостом, козлиными ногами и рогами. Ему часто приписывают огромную силу, но его самый большой недостаток — честность и глупость. Он беспокоит людей, но в результате всегда оказывается в проигрыше, потому что его легко перехитрить. В фольклоре велняс ассоциируется с влажными местами, а также большими деревьями, камнями, пещерами и пнями .
/…/ кликушество, любовные недуги (блудный бес), пьянство (пьяный бес). Эти функции беса сходны с функциями чёрта, лихорадки. В позднейших христианских легендах бес наносит нравственный вред (отвлечение от молитв, лесть, козни, внушение ложных помыслов.) В устных пересказах заклинательных легенд беса заменяет чёрт. Книжные и народные легенды о бесе и о чёрте имеют сходные мотивы: сотворение мира, свержение падших ангелов с неба и др. Взаимозаменяемы Бес и чёрт в молитвах и заговорах. В фольклоре бес 'нечистый дух' употребляется под влиянием книжной традиции («бес вселился», «бес попутал»).
Бес в народной демонологии представляется особым персонажем, отличным от чёрта, дьявола и беса книжной традиции. У вост. славян чёрт и бес — синонимы (ср. лысый бес — лысый чёрт ; хромой бес — хромой чёрт , общие эвфемизмы: злой, нечистый, беспятый ). Общие у беса и чёрта внешние черты. Бес — родовое название всех демонологических персонажей
иконографические типы … зубчатые крылья, хвостик, длинные когти, высунутый язык, остроконечная голова, волосы шишом (ср. рус. диалектное шиш, шишко 'чёрт')', рожки (не ранее XVII в.), с XVII в. — фантастические костюмы. С начала XVIII в. изображения бес превращаются в живописную характеристику греха, порока (бес пьянства — обрюзглый Силен, бес обжорства — со свиным рылом).— Бес // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 165. — ISBN 5-7133-0704-2 .
Другой мотив, характеризующий чёрта, — вселение в тело человека (живого или умершего). Это действие может восприниматься как злонамеренное, причиняющее вред человеку, или же как потребность бестелесного злого духа обрести защитную телесную оболочку (например, в ситуации, когда он прячется от преследований грома). Рассказы о людях, проглотивших с едой или питьём незримого беса и ставших бесноватыми, или об изгнании из пострадавших злого духа, имеют широкую сферу бытования как в фольклорной, так и в книжной традиции. Одним из наиболее популярных в Полесье является сюжет о том, как сын изгоняет чёрта из тела умершего отца-колдуна, вылив на усопшего горячую воду. Особенно близки к полесским демонологические поверья, записанные на Русском Севере, где точно так же размыты границы между отдельными персонажными типами, а вся нечистая сила осмысляется как множество однотипных по своим характеристикам духов, объединённых общим названием черти, бесы (или местными терминами — шишки́, анчутики, ичетики, кузутики, хохлики, кулеши и т. п.). По мнению лингвистов, названия леший, водяной, домовой могли появиться в русском языке в сравнительно позднее время как конкретизация более раннего и обобщённого слова бес (ср. бес-хороможителъ, бес во дворе, водяная сила ) [Черепанова 1983: 81]. Таким образом, недостаточная степень индивидуализации образов нечистой силы, смешение их в обобщённом образе чёрта (беса), как нам кажется, отражает одну из ранних стадий формирования народных демонологических представлений, связанных с категорией «нечистых» покойников.
—