Interested Article - Неделя (мифология)
- 2020-03-08
- 1
Неде́ля ( св. Неделька, св. Анастасия , ст.‑слав. недѣля ) — в народной традиции славян персонификация воскресенья , как дня недели . Соотносится со святой Анастасией (у болгар — и со святой Кириакией ). С почитанием Недели связаны запреты на различные виды работ (ср. происхождение славянского неделя от не делать ).
В древнерусских источниках
В древнерусских поучениях против язычества («Слово о твари и дни рекомом неделе» и «Слово св. Григория... како первое погани суще языци кланялися идолом»), говорится, что почитать следует не изображение Недели в виде «болвана», не день недели как таковой, а « Христово воскресение » .
На формирование народного культа святой Недели оказал влияние также переводной апокриф « Епистолия Иисуса Христа о неделе ». Согласно апокрифу, в Риме или в Иерусалиме с неба падает камень, в котором обнаруживается «свиток». В нём от имени Христа предписывается жить праведно и чтить воскресный день (неделю), так как в этот день свершилось много знаменательных событий: Благовещение, Крещение Христа и Его Воскресение, в этот же день совершится Страшный суд . В заключение говорится, что не поверивший «писанию» будет проклят и обречён на муки. При этом, польские и юго-западно-русские списки апокрифа, опирающиеся на западно-европейскую редакцию, содержат упоминание только о почитании Недели, в то время как великорусские списки апокрифа, восходящие к византийскому протографу , наряду с Неделей упоминают в качестве почитаемых дней также среду и пятницу как дни, «которыми земля стоит». Сюжет апокрифа отразился в украинском и белорусском фольклоре, в русских духовных стихах. Помимо апокрифических сочинений, на народное почитание Недели оказал влияние культ святой Анастасией ( греч. άναστασία ― «воскресенье») .
Народное представление
Среди святых жён Параскева и Анастасия были на Руси особенно почитаемы. Их парные изображения наиболее часто встречаются в иконописи Новгорода. В культах мучениц много общего. Обе святые ассоциировались в народной традиции с образом Богородицы, евангельскими событиями (Анастасия — с "Рождеством Христовым", Параскева — "Распятием"), обе покровительствуют дням недели: Анастасия — воскресению, Параскева — пятнице. По народным поверьям считались покровительницами женского труда, почитались как целительницы. Иногда они наделялись одними и теми же иконографическими признаками. Обычно Параскева представлялась облаченной в красный мафорий, но изредка в красном изображалась и Анастасия. В почитании Анастасии её роль как целительницы акцентирована сильнее. Поэтому она чаще, чем Параскева, изображается держащей сосуд с лекарством. Ей молились женщины, ждущие появления ребенка.
Белорусы Гродненской губернии говорили, что день отдыха ( белор. нядзеля ) «был дан людям после того, как однажды человек спрятал святую Неделю от преследовавших её собак; до этого были одни будни». Украинцы Волынской губернии говорили, что «Бог подарил Неделе целый день, но велел ей самой следить, чтобы люди в этот день не работали». По хорватским представлениям, святая Неделя была без рук, поэтому работать в этот день грешно .
Считалось, что святая Неделя приходит к тем, кто не соблюдает запрет работать в воскресенье. Неделя появляется в виде женщины в белой, золотой или серебряной одежде, с израненным телом и жалуется, что её колют веретенами, прядут её волосы, рубят, режут и т. п. В западно-белорусской легенде Неделя является в паре с нарядной и красивой жидовской недзелькой (т. е. субботой — нерабочим днём у евреев) и жалуется, что евреи свою «неделю» почитают, а «вы всё работаете в воскресенье, и мне чистое тело пооборвали» .
Неделя просит людей не забывать о почитании праздника или жестоко наказывает нарушителей запретов длительной или смертельной болезнью, забивает до смерти вальком для трепания льна, сдирает кожу с рук и тела ткачих, не окончивших вовремя работу, и развешивает её на ткацком станке (аналогичные сюжеты связаны у украинцев со Параскевой Пятницей ), душит, подвергает жизнь человека опасности (например, переворачивает воз), грозит смертью, пугает (женщине, оправдывающейся, что прядёт она в воскресенье потому, что голодна, подбрасывает в хату конские головы и мертвые тела: «Ешь, если голодна») .
Почитание Недели тесно связано с почитанием других персонифицированных дней недели — среды и пятницы, которые в народных верованиях связаны родственными узами. Сербы считают, что Параскева Пятница — мать или сестра святой Недели (см. следующие друг за другом дни святой Параскевы Пятницы — 28 октября и святой Анастасии ― 29 октября) .
См. также
Примечания
- Дата обращения: 11 сентября 2013. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
- ↑ , с. 391.
- , с. 197.
- , с. 79–80.
- , с. 138.
- ↑ , с. 392.
Литература
- Неделя (персонаж) / О. В. Белова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 391–392. — ISBN 5-7133-1207-0 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Гальковский Н. М. . — Харьков: Епархиальная типография, 1916. — Т. I. — 376 с.
- Гальковский Н. М. . — М. : Печатня А. И. Снегиревой, 1913. — Т. II. — 308 с.
- Народна култура на балканджиите. Научна етнографска конференция / Съставител и редактор: Ст.н. с. д-р Ангел Гоев. — Габрово: Архитектурно-етнографски комплекс "Етър", 1996. — Т. II. — 308 с. (болг.)
- Federowski M. . — Kraków, 1897. — Т. 1. Wiara, wierzenia i przesądy z okolic Wołkowyska, Słonima, Lidy i Sokółki. (польск.)
Ссылки
- // Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей
- 2020-03-08
- 1