Interested Article - Серафим (Соболев)

Архиепи́скоп Серафи́м (в миру Никола́й Бори́сович Со́болев ; 1 декабря 1881 , Рязань 26 февраля 1950 , София ) — епископ Русской православной церкви . В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей . В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма , автор книги «Русская идеология».

Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей. Память — 13/26 февраля .

Биография и взгляды

Родился в городе Рязани 1 декабря (по старому стилю) 1881 года в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны .

В 1894 году Николай Соболев был принят во второй класс , затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию .

26 января 1908 года на последнем курсе духовной академии епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) был пострижен в монашество с именем Серафим в честь Серафима Саровского .

3/16 февраля 1908 года был рукоположён епископом Сергием (Тихомировым) в иеродиакона , а 18/31 марта — в сан иеромонаха .

16 сентября 1908 года учёный совет академии по итогом защиты диссертации «Учение о смирении по Добротолюбию» постановил удостоить иеромонаха Серафима учёной степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых устных испытаний . Профессор Александр Бронзов в рецензии отметил глубокое изучение автором святоотеческого наследия и подчеркнул, что работа выходит за рамки кандидатской диссертации .

В 1908 году иеромонах Серафим начал преподавательскую деятельность в Пастырском богословском училище в Житомире , открытом архиепископом Антонием (Храповицким) , затем был переведён смотрителем Калужского духовного училища .

В 1911 году определён на должность инспектора Костромской семинарии .

22 декабря 1912 года назначен ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита . Ситуация в духовных семинариях того времени была сложной, и Воронежская семинария не была исключением: воспитанники даже совершили покушение на ректора и инспектора семинарии, а 1912 год был отмечен настоящим бунтом семинаристов. Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в связи с новым назначением отца Серафима написал ему: «Вы назначены в наибезнадёжнейшую и бунтарскую семинарию» .

1 мая 1917 года заявил Воронежскому епархиальному собранию об отказе от редактирования «Воронежских епархиальных ведомостей» и 17 июня передал дела новой редакции.

На юге России архимандрит Серафим вошёл в подчинение Временного высшего церковного управления (ВВЦУ). Короткое время возглавлял Таврическую духовную семинарию .

Его хиротонию в Симферополе 1 октября (ст. ст.) 1920 года возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), впоследствии председатель Архиерейского синода . 14 ноября на комендантском пароходе «Херсонес» вместе с комендантом Севастополя генералом Николаем Стоговым эмигрировал в Константинополь . Весной 1921 года переехал в Болгарию .

В апреле 1921 года назначен епископом , викарием Воронежской епархии .

18/31 августа 1921 года определением Высшего русского церковного управления заграницей епископу Серафиму было поручено управление русскими православными общинами в Болгарии . Летом того же года стал во главе Болгарского благочиния русских приходов; настоятель бывшего русского посольского храма в Софии. Продолжал именоваться «Лубенским» до принятия специального о его титуле определения Архиерейским синодом 18 (31) декабря 1929 года — «О переименовании Преосвященного Серафима, Епископа Лубенского, во Епископа Богучарского» — по его рапорту: сведения о его перемещении на викарную кафедру Воронежской епархии ( Богучар ) патриархом Тихоном поступили в Архиерейский синод только в 1928 году («экземпляр списка иерархов Российской Православной Церкви» ).

Его имени не было в числе восьми иерархов РПЦЗ, подвергнутых прещениям указом заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия и при нём патриаршего Священного синода «О Карловацкой группе» от 22 июня 1934 года № 50 ; в 1930-х годах поддерживал сношения с митрополитом Литовским Елевферием (Богоявленским) и архиепископом Вениамином (Федченковым) , пребывавшими в юрисдикции Московского патриархата .

В 1934 году председателем Архиерейского синода митрополитом Антонием (Храповицким) возведён в сан архиепископа .

В 1935 году дал детальную богословскую оценку « имябожнического » учения (имяславия) в своей работе против софиологии Владимира Соловьёва , Сергия Булгакова и Павла Флоренского .

В августе 1938 года, на II Всезарубежном церковном соборе в Сремских Карловцах, представил доклад об экуменическом движении, в котором обосновывал недопустимость участия в нём Православной церкви .

В труде «Русская идеология» (1939) отстаивал необходимость для России монархического правления, осуждал секулярные преобразования Петра и его последователей, восхвалял линию патриарха Никона , призывал к «восстановлению в будущей России истинного самодержавия на основе симфонии властей », призывал «неуклонно осуждать безбожие и всякие отклонения от православной веры», а также принять закон, который бы сурово — вплоть до смертной казни карал за пропаганду атеизма и кощунство.

В статье «О новом и старом стиле» указывал на противоречие григорианского календаря Церковному уставу и сложившейся богослужебной традиции.

В 1943 году отказался участвовать в «Архиерейском совещании иерархов Православной русской церкви заграницей» в Вене 21—26 октября 1943 года, которое проходило под покровительством властей Третьего рейха ; содействовал преодолению схизмы Болгарской церкви (снята в феврале 1945 года) .

2 марта 1945 года архиепископ Серафим направил письмо патриарху Алексию I , в котором поздравлял его с избранием предстоятелем Русской православной церкви. 15 апреля 1945 года архиепископ Серафим обратился к патриарху с просьбой о принятии в Московский патриархат.

В докладе в Совет по делам РПЦ (конец апреля 1945 года) главы делегации Московской патриархии, посетившей Болгарскую церковь, архиепископа Псковского Григория (Чукова) , на основе которого была подготовлена докладная записка Иосифу Сталину , давалась следующая характеристика Серафиму: «<…> человек аполитичный, безусловно духовный, но очень „узкий“ и политически довольно тупой, пользующийся, однако, большим уважением прихода» .

30 октября 1945 года был принят вместе с семью русскими приходами в Болгарии в юрисдикцию Московского патриархата .

В 1946 году принял советское гражданство; в конце декабря того же года правительство СССР передало в его ведение бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии .

В июле — августе 1948 года находился в Москве, куда был приглашён для участия в Совещании глав и представителей автокефальных Православных церквей . Это было сделано для нейтрализации экуменически настроенного экзарха Стефана (Шокова) .

Скончался 26 февраля 1950 года в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Погребён в крипте под алтарём Никольского храма.

Почитание и канонизация

Ещё при жизни считался старцем и прозорливцем. В Болгарской православной церкви неоднократно поднимался вопрос о его канонизации .

В феврале 2002 года был канонизирован неканонической Старостильной православной церковью Болгарии ; канонизация была фактически признана руководством РПЦЗ , с которой Болгарская старостильная церковь в то время находилась в евхаристическом общении.

Большую работу по подготовке канонизации архиепископа Серафима провёл назначенный в 2011 году настоятелем Русского подворья в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) . В августе 2013 года на официальных сайтах Русской и Болгарской православных церквей появилась сообщение о сборе свидетельств о благодатной помощи архиепископа Серафима (Соболева) для передачи в Синодальную комиссию по канонизации святых .

В феврале 2015 года в Софии прошли памятные мероприятия, посвящённые 65-летию со дня преставления архиепископа Серафима (Соболева). На премьере фильма «Архиепископ Серафим, Софийский чудотворец» архимандрит Филипп (Васильцев) отметил: «Мы надеемся, что наши торжества станут малым вкладом в дело канонизации архиепископа Серафима». Идею канонизировать архиепископа Серафима поддержал патриарх Болгарский Неофит .

3—4 декабря 2015 года состоялись заседания совместной комиссии Русской и Болгарской православных церквей, которая рекомендовала канонизировать архиепископа Серафима .

24 декабря 2015 года Священный синод Русской православной церкви постановил «вынести вопрос о канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на рассмотрение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви» .

Вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) был рассмотрен 3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Архиерейского собора в храме Христа Спасителя . В заседании приняла участие делегация Болгарской православной церкви, в состав которой вошли митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн (Иванов) , епископ Знепольский Арсений (Лазаров) , архимандрит Феоктист (Димитров) . С докладами, посвящёнными жизненном подвигу и почитанию святителя, выступили сопредседатели Совместной комиссии Русской и Болгарской православных церквей по вопросу канонизации архиепископа Серафима — митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) и митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн (Иванов). О необходимости прославления архиепископа Серафима в лике святых в своих выступлениях говорили патриарх Кирилл, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) , митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) , митрополит Воронежский и Лискинский Сергий (Фомин) , митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков) , архимандрит Филипп (Васильцев) .

Члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России. Затем митрополит Волоколамский Иларион огласил Деяние Освященного Архиерейского собора о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима. Члены Собора пропели величание новопрославленному святому .

26 февраля 2020 года в Софии в квартале « » епископ Белоградчишкий Поликарп (Петров) возглавил закладку храма святого Серафима, Софийского Чудотворца .

Взгляды

По своим политическим убеждениям был монархистом . В своём труде «Русская идеология» (1939), он отстраивает принцип симфонии , где царская власть почитала бы священство и действовала бы в согласии с властью церковной. В качестве примера такой симфонии он рассматривает Россию до начала реформ Петра I . Симфония, согласно архиепископу Серафиму, служила залогом процветания России. Пётр же, идеалом которого был западноевропейский абсолютизм, попрал в правах Церковь и разрушил симфонию, что по мнению архиепископа Серафима, стало причиной гибели России и спустя два века и привело к агрессивному безбожию . Абсолютизм архиепископ Серафим отвергал, подчёркивая, что Император должен действовать в строгом соответствии с учением Церкви .

Кроме того архиепископ Серафим выступил и против возникших в эмигрантском богословии учений — теории искупления митрополита Антония (Храповицкого) и учения о Софии протоиерея Сергия Булгакова .

По мнению историка Андрея Кострюкова «он отстаивал старый календарь, выступал против экуменического движения. Однако излишнюю строгость святителю попросту приписали в 1990-е годы. На почве борьбы с имевшимися тогда нарушениями и крайностями в отношении инославия владыка Серафим был поднят как знамя, причём некоторые группировки даже попытались посмертно представить его идеологом „зилотских“ течений, например, в Болгарии и Румынии. Отсюда и пошло мнение об архиепископе Серафиме как о непримиримом обскуранте. На самом деле это совершенно не так, стоит почитать его труды, письма, воспоминания о нём. Да, это был великий апологет православия, но до фанатизма он никогда не доходил» .

Труды

  • , магистерская диссертация, София, 1935
  • (на церковнославянском языке), 1938
  • . София 1939 (репринт: Джорданвилл, 1981)
  • Софія: [Б. и.], 1941. 126 с. (2). 1000 экз.
  • Софія: [Б. и.], 1943. 349 с. 500 экз.
  • // Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей . — М.: Издательство Московской Патриархии, Т. II, 364—368.
  • , 1948
  • «Отступление русского народа от православной веры», Православная Русь, 1978, № 23, 2-4
  • Святитель Серафим Соболев. Жизнеописание и сочинения. — St. Herman of Alaska Brotherhood Press. — 1992.

Примечания

  1. Дата обращения: 4 февраля 2016. 20 мая 2020 года.
  2. от 20 мая 2020 на Wayback Machine . Патриархия.ru.
  3. от 29 апреля 2020 на Wayback Machine . Православие.ru.
  4. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. V : « Бессонов Бонвеч ». — С. 558. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  5. от 27 августа 2018 на Wayback Machine — № 3. — 15/28 апреля 1922. — С. 7—8.
  6. Церковные ведомости ( Архиерейского Синода , Королевство С. Х. С.). — 1 (14) — 15 (28) января 1930. — № 1 и 2 (188—189). — С. 2.
  7. (недоступная ссылка) . // ЖМП. — 1934. — № 22. Официальный отдел.
  8. Кострюков А. А. Преодолевший разделение. К жизнеописанию архиепископа Серафима (Соболева). // Церковь и время. — 2006. — № 3 (36). — С. 108.
  9. Архиепископ Серафим (Соболев) . Новое учение о Софии Премудрости Божией. — София, 1935.
  10. Дата обращения: 4 февраля 2016. 28 октября 2007 года.
  11. Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953. Документы российских архивов. — М.: РОССПЭН, 2009. — Т. 1. — С. 121, прим. № 1).
  12. Цит. по: Григория Архиепископа Псковского и Порховского, возглавлявшего делегацию от Московского Патриархата в Болгарию к Экзарху митрополиту Стефану: Доклад. // Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953. Документы российских архивов. — М.: РОССПЭН, 2009. — Т. 1. — С. 698—699.
  13. Кострюков А. А. Преодолевший разделение. К жизнеописанию архиепископа Серафима (Соболева). // Церковь и время. — 2006. — № 3 (36). — С. 111.
  14. (недоступная ссылка) .
  15. Кострюков А. от 14 июля 2014 на Wayback Machine .
  16. Кострюков А. А. Преодолевший разделение. К жизнеописанию архиепископа Серафима (Соболева). // Церковь и время . — 2006. — № 3 (36). — С. 101.
  17. от 21 февраля 2020 на Wayback Machine Патриархия.ru.
  18. от 8 августа 2020 на Wayback Machine . patriarchia.ru , 08.08.2013.
  19. от 11 марта 2018 на Wayback Machine Патриархия.ru.
  20. от 1 октября 2020 на Wayback Machine Православие и мир.
  21. от 24 марта 2019 на Wayback Machine Патриархия.ru.
  22. от 1 февраля 2020 на Wayback Machine Архиерейский собор Русской православной церкви.
  23. (болг.) . bg-patriarshia.bg (26 февраля 2020). Дата обращения: 6 июля 2023. 7 июля 2023 года.
  24. . Дата обращения: 11 октября 2016. 8 августа 2017 года.
  25. . Дата обращения: 11 октября 2016. Архивировано из 11 октября 2016 года.
  26. . rocorstudies.org . РПЦЗ:Обзор (4 февраля 2022). Дата обращения: 3 августа 2022. 12 мая 2022 года.

Литература

статьи
  • Гаврилов И. Б. . // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 12-42.
  • О некоторых подробностях жизни Преосвященного Серафима (Соболева) // «Православная Русь». — 1991. — № 11. — С. 7-9, 11
  • Бойкикева А. Заслуги архиеп. Серафима (Соболева) к св. Болгарской православной церкви и его значение для духовной жизни в Болгарии // Русский свято-Николаевский храм в Софии. — С., 1995,
  • Новикова А. С. Владыка Серафим (Соболев) и болгарская церковная жизнь. // Бялата емиграция в Българии. Материали от научна кнференция София, 23 и 24 сентября 1999 г. — София: Институт по история Българска академия на науките. — 2001. — С. 354—359
  • Бондарева Е. А. Историческая судьба России в трудах иерархов Русской Православной Церкви за рубежом. Митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Анастасий (Грибановский), архиепископ Серафим (Соболев) // Бялата емиграция в Българии. Материали от научна кнференция София, 23 и 24 сентября 1999 г. — София: Институт по история Българска академия на науките. — 2001. — С. 328—353
  • // «Православная Русь». церковно-общественный орган Русской Православной Церкви Заграницей. — 2002. — № 14 (1707) 15/28 июля. — С. 1
  • Кострюков А. А. // Церковь и время . 2006. — № 3 (36). — С. 98-115.
  • Кострюков А. А. // Церковь и время. 2010. — № 3 (52). — С. 219—240.
  • Кострюков А. А. К вопросу о посмертном почитании архиепископа Серафима (Соболева) // Россия — Болгария. Образы духовного единства. София. Подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии (Болгария). 2015. — С. 173—181.
  • Кострюков А. А. Серафим (Соболев) // Православная энциклопедия . — М. , 2021. — Т. LXII : «Свенская Печерская икона Божией Матери — Сергий». — С. 509—511. — 752 с. — ISBN 978-5-89572-069-1 .
  • Кашеваров А. Н. // Церковь. Богословие. История. 2021. — № 2. — С. 330—336.
книги
  • Краткое жизнеописание архиепископа Серафима (Соболева): воспоминательное слово архим. Пантелеимона в первую годовщину после кончины архиеп. Серафима (сказано 13.02.1951). — Фессалоники : Б.и., 1991. — 128 с.
  • Жизнь, чудеса и заветы архиепископа Серафима (Соболева). — София: Девичий монастырь Покрова Пресвятой Богородицы. Издательство св. апостола и евангелиста Луки. 2001. — 204 c.
  • Кьосева Ц. България и руската емиграция 20-те — 50-те години на XX в. — София: Междунар. център по проблемите на малцинствата и културните взаимодействия, 2002. — 591 с.
  • Кригер M. Всеправославното съвещание от 1948 година за икуменизма. Докладите на Архиепископ Серафим Соболев. — С.: Св. Вмчк Георги Зограф, 2005. — 172 c.
  • Кострюков А. А. — М.: Издательство «ФИВ». 2011. — 264 с.
  • Кострюков А. А. . — М.: Издательство Сретенского монастыря. 2015. — ISBN 978-5-7533-0930-3

Ссылки

  • . — Биографический очерк. Дата обращения: 13 июня 2009. 17 февраля 2012 года.
  • . Дата обращения: 5 ноября 2008. Архивировано из 10 ноября 2007 года.
Источник —

Same as Серафим (Соболев)