Вестник Московского университета
- 1 year ago
- 0
- 0
Символы Московского княжества — изображения на печатях , монетах и знамёнах Великого княжества Московского .
Самого понятия , широко принятого в Западной Европе , на Руси не существовало. Во время боёв знамёнами служили чаще всего хоругви с вышитыми или нарисованными изображениями Христа , Богородицы , святых или православного креста . Встречающиеся на древнерусских военных щитах изображения не были наследственными. Поэтому история герба России — это прежде всего история великокняжеской печати.
На своих печатях древнерусские князья изображали, прежде всего, своих святых покровителей (как, например, на печати Симеона Гордого изображен Святой Симеон , а на печати Дмитрия Донского — Святой Димитрий ), а также надпись, указывающая, кому именно принадлежит эта печать (обычно в форме «Печать (великого) князя такого-то »). Начиная с Мстислава Удатного и внуков Всеволода Большое гнездо , на печатях (так же, как и на монетах) стал появляться « ездец » — символическое изображение правящего князя. Оружие ездеца могло быть разным — копьё, лук, меч. На монетах времён Ивана II Красного впервые появляется пеший воин , поражающий мечом змея (дракона). Изображение ездеца было присуще печатям не только князей Владимирских и Московских, но и других. В частности, во время правления Ивана III изображение всадника, поражающего змею, имелось на печати не Великого князя Московского (там был просто ездец с мечом), а его шурина Великого князя Тверского Михаила Борисовича . С тех пор, как Московский князь стал единоличным правителем Руси , всадник на коне, поражающий копьём дракона (символическое изображение победы добра над злом), стал одним из главных символов Русского государства наравне с двуглавым орлом.
Кроме России «ездец» стал символом соседнего государства — Великого княжества Литовского , однако всадник там изображался с мечом и без змея (см. Погоня ).
Впервые двуглавый орёл в роли государственного символа Русского государства встречается на оборотной стороне государственной печати Ивана III Васильевича в 1472 году, хотя изображения двуглавого орла (или птицы) встречались в древнерусском искусстве и на тверских монетах и раньше .
Есть несколько теорий о причинах его появления .
Есть предположение, что двуглавый орёл был символом Черниговских князей в X—XII веках. Его изображение вырезано на турьем роге, найденном при раскопках княжеского захоронения X века, а также на стенах усыпальницы черниговских князей — Черниговского Борисоглебского собора 1123 года. Когда Черниговская земля находилась под властью Польши , ей пожалован герб — двуглавый орёл под одной короной. Возможно, он возник в связи с древним прототипом .
Использование двуглавого орла как императорского в Священной Римской империи (попытка оспорить первенство) и как родового в Византии/Мореи (наличие законных прав) могло лишь подтолкнуть Ивана III к мысли принять его как государственный символ Московской Руси. Не имея русских корней (довод старинного использования), он, возможно, и не прижился бы. У него были альтернативы: Владимирский лев или просто Георгий Победоносец. Ведь у Ивана III орёл был лишь на оборотной стороне печати, то есть занимал второстепенное положение. Зная серьёзное отношение к символу государства Ивана III, можно предположить, что этот вопрос рассматривался со всех сторон, а не с одной какой-либо. И все аргументы были «за».
Во времена Ивана Грозного одним из символов государства выступал единорог. На протяжении десятилетий он использовался одновременно или вместо всадника с копьём — символа защитника княжеской дружины и князя.
После Ивана Грозного государственный символ окончательно закрепился как двуглавый орёл со щитом на груди, где изображён всадник с копьём, поражающий змея. Менялись только форма орла (поднятые или опущенные крылья), его цвет (золотой или чёрный .), положение всадника (иногда был повернут влево от зрителя), количество корон (две, одна, три) и некоторые детали .