Мытник царский скипетр
- 1 year ago
- 0
- 0
«Больша́я госуда́рева кни́га и́ли Ко́рень росси́йских госуда́рей» , известная также как «Ца́рский титуля́рник» — созданная в 1672 году рукопись , богато иллюстрированная портретами русских монархов и гербами русских земель, самый знаменитый и роскошный из титулярников (русских справочников- письмовников по титулам русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей, составлявшихся в XV — XIX вв. в качестве пособия в дипломатической переписке).
Книга была составлена русским дипломатическим ведомством в царствование Алексея Михайловича . Она стала подарком, преподнесённым царю главой Посольского приказа боярином Артамоном Матвеевым 23 мая 1672 г. (или же была создана по приказу царя). После преподнесения её царю она была оставлена в Посольском приказе и являлась официальным справочником, содержащим информацию дипломатического характера.
После гибели Матвеева в 1682 г. текст «Титулярника» пытались продолжить, с ним знакомили наследников престола, на него ссылались, копировали и издавали в XVIII в., кроме того, он стал де-факто первым гербовником России.
Книга была изготовлена в трех (или же, как указывается, в четырёх ) экземплярах. Один хранится в Российском Государственном архиве древних актов , другой — в Государственном Эрмитаже , и ещё один экземпляр — в Российской национальной библиотеке .
Согласно имеющимся сведениям, первый экземпляр был оставлен в Посольском приказе и для руководства в работе, и для показа приезжающим иностранцам, так как Алексея Михайловича не устроил слишком большой размер «Титулярника», и он приказал, скопировав, сделать «в Верх» ещё два экземпляра, так же украшенных, но меньшего размера . Один предназначался для царевича Фёдора Алексеевича , а другой для самого царя. Книги были созданы в течение нескольких последующих лет. Миниатюры рукописей отличимы, в первую очередь, по разнице в орнаментированных цветочных рамках.
«Книга, а в ней собрание, откуда произыде
корень великих государей царей и великих
князей российских, и как в прошлых годех
великие государи цари и великие князи
российские писали в грамотах ко
окрестным великим государям християнским
и к мусульманским по нынешней по 180-й
год, и какими печатми грамоты печатаны,
и как к предком их государским и великим
государем царем и великим князем
российским окрестные великие государи
християнские и мусульманские имянованья
и титла свои пишут, и каковы которого
государя их государские персоны и гербы.
Состроена сия книга повелением великого
государя царя и великого князя Алексея
Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя
Росии самодержца в нынешнем во 170-м году».
Рукопись считается не только выдающимся памятником древнерусского изобразительного и прикладного искусства, но и значимым произведением исторической и политико-дипломатической мысли. Текст «Титулярника» представляет собой краткие сведения по русской истории, а также справочную информацию о титулах зарубежных государей, гербах и печатях.
Его написали дипломат и писатель, выходец из Молдавии Николай Гаврилович Милеску-Спафарий и подьячий Посольского приказа Петр Долгово .
Тематику и идейное содержание книги составляет доказательство законности и преемственности династии Романовых от рода Рюриковичей , а также её богоизбранность. Как отмечают советские историки, «перед нами откровенная проповедь идей формирующегося абсолютизма» . Также авторы текста касаются таких тем, как церковная власть на Руси (патриархи и патриаршество), а также дела посольские.
«В целом дипломатическая история России прослеживается, начиная от правления последнего Рюриковича Фёдора Ивановича и до Михаила Фёдоровича Романова, но минуя царствование Бориса Годунова и Смуту. Тем самым ещё раз подчёркивалась связь царствующего дома с предшествующей династией, растущее всемирно-историческое значение России. Можно сказать, что „Титулярник“ — это не только справочно-информативное издание, но к тому же и первая книга по истории внешней политики России» .
Основой для описания исторических событий и взаимоотношений с иностранными государствами создателям «Титулярника» послужил богатый архив Посольского приказа. Также использованы другие источники, традиционные для авторов 2-й пол. XVII века : « Степенная книга », «Тверденная грамота 1613 г. об избрании на Московское государство Михаила Фёдоровича Романова», «Новый летописец», «Сказание о поставлении на патриаршество Филарета», акты земских соборов, сказания и повести о Смутном времени и князьях Владимирских , статейные списки (отчёты) русских послов и различные летописцы.
Исследователи отмечают особое внимание, уделённое авторами Крымскому и Ногайскому ханствам , в том числе их современному состоянию и политике в отношении России.
Иллюстрации включают портреты русских князей и царей, патриархов, иностранных государей, изображения российских и иностранных гербов и печатей, а также многочисленные заставки и инициалы. Над украшением «Титулярника» трудились лучшие художники и золотописцы Оружейной палаты и Посольского приказа, в том числе жалованный иконописец Иван Максимов (ученик Симона Ушакова ), «золотописец» Григорий Благушин , патриарший иконописец Дмитрий Львов, а также Фёдор Лопов, Матвей Андреев , специально вызывавшийся из Твери в Москву для написания «персон» Макарий Митин-Потапов и многие другие .
Книга выполнена в стиле московского барокко . Все портреты написаны акварелью с применением золота и серебра и заключены в роскошные орнаментальные рамки.
В описании гербов использованы силлабические вирши , что является одним из ранних примеров на отечественной почве.
Книга уникальна, так как является самым древним источником, из которого дошли до нас многие из изображений русских правителей. Внешний облик, к примеру, Ивана Грозного , Фёдора Иоанновича , Бориса Годунова , Василия Шуйского или патриарха Филарета известен в основном именно по этой книге. (Прижизненных портретов троих последних вообще не сохранилось). Полагают, что авторы портретов в титулярниках опирались на недошедший до нас более ранний материал — в иконах, фресках, «подлинниках» (сборниках образцовых описаний или изображений для иконописцев).
Портретные образы русских государей следуют «реалистической» технике, незадолго до этого введённой в иконографию, и традициям русского портрета, не так давно заложенным Симоном Ушаковым. Эти миниатюры — практически первые образцы русских не парсунных портретных изображений, выполненных в технике, демонстрирующей польское и западноевропейское влияния, уж не говоря о влиянии школы Ушакова.
«Эти иллюстрации отличаются тонким искусством и замечательной остротой психологических характеристик. Здесь и упрямое, с злыми глазами, энергичное лицо патриарха Никона; и пресыщенное, немного рыхлое лицо датского короля Кристиана ; и франтоватый, избоченившийся герцог флорентийский Фердинанд . Этнографически точно переданы изображения хана Бухарского, турецкого султана, грузинского царевича Николая Давыдовича и других. Но наряду с этими, проникнутыми чертами реализма „портретами“, мы видим и глубоко традиционные и шаблонные изображения московских святителей и некоторых русских государей и князей» .
Кроме того, галерея изображений князей и царей послужила важнейшим иконографическим источником для мастеров XVII и XVIII веков , создававших произведения на тему родословия русских правителей по образцу, заданному «Титулярником» (например, Чесменская серия медальонов Федота Шубина , костяная пластина с царским родословием работы Якова Шубина, серия портретов, резаная мастером Иоганном Доршем и проч.)
«Царский титулярник» в отечественной науке часто называется первым русским гербовником . Тем не менее, этот почётный титул подчас оспаривается. Проблема связана с тем, что гербы «Титулярника», обладая уже всей иконографической полнотой и богатством сюжетов, тем не менее, не несут в себе черты стилистической чистоты. «По-видимому, лишь условно их можно отнести к гербам; скорее это рисунки эмблем, ибо в них отсутствуют стилизация, присущая гербу, определённая геральдическая ориентация фигур, геральдическая цветовая гамма» .
В оформлении гербов-эмблем в «Титулярнике» были использованы лишь определённые геральдические приёмы, а, например, щит , на котором помещены символические фигуры, имеет нестандартную — круглую форму. Противники концепции «первого гербовника» также указывают, что «во-первых, создание рукописи не было связано с обобщением именно эмблем и гербов; они, наряду с портретами правителей, выполняли только функцию иллюстраций. Во-вторых, сами изображения, символизировавшие русские земли и княжества, нельзя однозначно трактовать как гербы. Они сочетают геральдические (например, наличие щита) и негеральдические (несоблюдение правила сочетания цветов, иконописное изображение фигур и др.) признаки, и их логичнее определить как протогербы . „Титулярник“, являясь ценным геральдическим источником, не гербовник ни по содержанию, ни по цели создания» .
Как бы то ни было, именно в «Титулярнике» эмблемы русских городов и регионов приобретают характер завершённости и почти без изменений появляются в создаваемых затем городских гербах , поскольку он послужил главным источником вдохновения сочинителей гербов последующих поколений: когда при Петре I местным административным органам было приказано иметь печати с региональной символикой, именно «Царский титулярник» послужил источником для большинства гербов, использующихся до сегодняшнего времени.
Созданная в 1722 году по инициативе императора особая Герольдмейстерская контора , которая должна была заниматься наблюдением за тем, чтобы российские гербы соответствовали мировым, находилась под руководством графа Франциска Санти , «товарища герольдмейстера». Он разослал в российские губернии запросы об их административной символике, большинство из которых оказались неудовлетворёнными. «Даже из владимирской и вятской канцелярий пришли ответы, что никаких гербов у этих городов нет. А ведь они были ещё в „Титулярнике“, составленном во времена Алексея Михайловича!» . Поэтому материал имеющегося под рукой «Титулярника», который прислали в Герольдмейстерскую контору из Коллегии иностранных дел (бывш. Посольский приказ) по распоряжению Сената , оказался весьма необходимым. Санти отредактировал многие фигурировавшие эмблемы согласно европейским геральдическим правилам, и они стали называться гербами — и действительно соответствовать этим названиям.
Так, оттуда заимствованы изображения для гербов Ростова (олень), Рязани (стоящий человек в стрелецкой, затем в княжеской шапке, с саблей или мечом в одной руке и ножнами — в другой), Вятки (выходящая из облака рука с луком, заряженным стрелой), Перми (идущий медведь несёт на спине Евангелие ) и т. д. Таким образом, эмблемы земель, изображенные в «Титулярнике», со временем превратились в официальные гербовые символы , а сам «Царский титулярник» всё же фактически оказался первым русским гербовником : «Титулярник явился для создателей городских гербов основным источником, который использовали, начиная с составителей первого знаменного гербовника, все герботворцы. В Титулярнике появились и новые эмблемы, употребляемые впоследствии как городские» .