Interested Article - Эрмитажный мост

Эрмита́жный мост — автодорожный железобетонный арочный мост через Зимнюю канавку , соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова в Центральном районе Санкт-Петербурга . Это старейший каменный мост Санкт-Петербурга. Вид на Эрмитажный мост со стороны Миллионной улицы — один из узнаваемых символов города . Объект культурного наследия России федерального значения.

Расположение

Расположен по линии Дворцовой набережной между зданиями Эрмитажного театра (дом № 32) и Большого (Старого) Эрмитажа (дом № 34) у истока Зимней Канавки. Ниже по течению находится 1-й Зимний мост . Ближайшие станции метрополитена — «Адмиралтейская» (1,0 км), «Невский проспект» (1,2 км), «Гостиный двор» (1,2 км).

Название

20 апреля 1738 года мост получил название Верхний Набережный . Однако это название фактически не употреблялось. В середине XVIII века возникло название Зимнедворцовый мост по Зимнему дворцу, а с конца XVIII века мост стал Дворцовым . С 1829 года за ним закрепилось современное название – Эрмитажный , по зданиям Малого Эрмитажа и Старого Эрмитажа .

История

Первый деревянный подъёмный мост на этом месте был построен в 1718—1720 годах, сразу после прорытия канала у Зимнего дворца Петра I . Проект моста составил Харман ван Болес . Мост был балочным трёхпролётным на свайных опорах. Средний разводной пролёт, состоящий из двух полотен, раскрывался в разные стороны вокруг горизонтальных осей . На протяжении почти полувека мост периодически перестраивался. Постоянный каменный мост был построен в 1763 1766 годах , одновременно с возведением гранитных набережных Невы, став первым каменным мостом в городе . Мост имел однопролётное строение в виде свода из кирпича и известняка с прокладными рядами и фасадными арками из гранита. Береговые опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой, ограждение — сплошные гранитные парапеты.

В таком виде (с рядом последующих ремонтов) мост сохранился до 1933 года. При техническом обследовании моста, проведенном в 1933 году, выяснилось, что кладка тела свода пришла в полное расстройство: швы местами разошлись, часть камней выпала, внутренняя поверхность свода разрушена морозом на глубину до 10 см . В 1934 году кирпично-плиточный свод моста был заменён на железобетонный (монолитный бесшарнирный) с выносными пятами и внутренним очертанием по эллипсу с уширением на 1,44 м. Устои переложили, забив новые сваи, уклоны съездов были значительно смягчены за счёт снижения проезжей части над замком на 50 см . При этом внешний облик моста был сохранён. Проект переустройства Эрмитажного моста был составлен инженером и архитектором . Около 1950 года в ходе реконструкции был восстановлен архитектурный декор пандусов .

Конструкция

Мост однопролётный арочный со сплошным железобетонным бесшарнирным сводом. Устои моста из бутовой кладки на свайном основании, облицованы гранитом . Толщина железобетонного свода в замке — 25 см, у пят — 45 см; размеры свода эллиптической формы в свету составляют 9,73 м, при стреле подъёма его внутреннего очертания 3 м . Фасады облицованы гранитом с рустовым камнем в замке. Длина моста составляет 12,2 м (24,8 м по задним граням устоев), ширина — 15,2 м (16,5 м по карнизам) .

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 2 полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части — асфальтобетон, на тротуарах уложены гранитные плиты. Тротуары отделены от проезжей части гранитным поребриком. В качестве ограждений использованы глухие гранитные парапеты. Тротуары моста и набережных сопряжены ступенями.

Мост в искусстве

По сюжету оперы Петра Ильича Чайковского « Пиковая дама », в третьем действии Лиза бросается с Эрмитажного мостика в воды Зимней канавки, после того как от неё убегает помешавшийся на трёх картах Герман. Этот элемент сюжета отсутствует в повести Пушкина « Пиковая дама », и появляется под влиянием реального факта самоубийства некой Юлии Перовой, совершенного на этом месте на почве несчастной любви, и описанного в одной из петербургских газет 1868 года. В 1890 году П. И. Чайковский пересылает вырезку из газеты своему брату Модесту с просьбой включить самоубийство Лизы в либретто оперы . Отсюда происходит второе популярное название этого моста — «Мостик Лизы».

Примечания

  1. .
  2. Петров П. Н. . — СПб. , 1884. — С. 342. — 848 с. 20 июля 2019 года.
  3. Эрмитажный мост // Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Лик , 1997. — С. 138. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2 .
  4. Владимирович А. Г. , Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М. : АСТ ; СПб. : Астрель-СПб; Владимир : ВКТ, 2009. — 752 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-17-057482-7 .
  5. , с. 415.
  6. , с. 15.
  7. , с. 35.
  8. , с. 158.
  9. , А. Л. Пунин . . — 2-е изд. — Л. : Аврора , 1977. — С. 28. 18 августа 2021 года.
  10. , с. 185.
  11. , с. 23.
  12. .
  13. 26 февраля 2009 года.

Литература

  • Кочедамов В. И. . — Л. : Искусство, 1958. — 60 с.
  • Петров А. Н. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л. : Стройиздат, 1972. — 498 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л. : Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М. : Издательство министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.
  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л. : Стройиздат, 1986. — 280 с.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л. : Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб. : Норинт , 1996. — С. 312. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1 .

Ссылки

  • . СПб ГБУ «Мостотрест».
  • . Энциклопедия Санкт-Петербурга.
Источник —

Same as Эрмитажный мост