Interested Article - Русскоустьинцы
- 2020-02-22
- 2
Русскоу́стьинцы ( индигирщики ) — субэтническая группа русских, старожильческое население села Русское Устье (от которого они получили своё название), также живут в посёлке Чокурдах Аллаиховского улуса республики Саха (Якутия) (в низовьях реки Индигирки ). Являются одной из древнейших групп русского народа в Сибири , предположительно заселили устье реки Индигирки в самом начале XVII века .
Русские старожилы Якутии
Русские старожилы Якутии , сохранившиеся до настоящего времени, разделяются на две территориальные группы, имеющие общее происхождение, но длительное время развивавшиеся обособленно друг от друга в разном иноэтническом окружении, в разных природных условиях и с разной степенью изоляции от основного русского населения Сибири . К ним относятся жители приполярных районов (русскоустьинцы и походчане ( колымчане )) и жители таёжных районов ( якутяне или ленские крестьяне ).
Русскоустьинцы входят в группу русских старожилов , проживающих в двух регионах на северо-востоке Якутии в арктической области. Близкая им группа — это походчане ( колымчане ) в низовьях реки Колымы (село Походск и посёлок Черский ). Общая их численность около тысячи человек. По антропологическим чертам они метисы , по способу ведения хозяйства близки к юкагирам и северным якутам , по верованиям православные христиане , сохраняющие некоторые языческие традиции, по языку и этническому самосознанию русские . Русскоустьинцы, как и походчане , относятся к типу русских субэтнических групп, для которых характерны малочисленность, островное проживание в областях расселения северных народов. Вследствие общности происхождения и тесных культурных связей, общей исторической судьбы походчане и русскоустьинцы обладают культурным единством .
Происхождение и история
Русскоустьинцы являются субэтнической группой русских смешанного происхождения, формирование которых происходило при заселении новых земель, когда русские не изолировались от коренного населения, а вступали в тесные контакты с ним, в том числе и посредством межэтнических браков, в результате чего происходили взаимная передача многих черт культуры, смешение антропологических типов. В данном случае можно говорить об ассимиляции русскими местного населения или о метисации с ним. При этом устойчиво сохраняется русское этническое самосознание , православная вера и русский язык .
Первое появление русских в этих землях относится к XVII веку . В 1633 году казаки Иван Ребров и Илья Перфирьев, спустившись вниз по Лене , прошли морем на Яну , в 1636 году Ребров открыл устье Индигирки , а в 1638 году он с казацким отрядом основал Русское Устье . Первыми переселенцами были казаки. Из-за нехватки жалованья они вынуждены были заниматься и рыболовством, и охотой, и ремеслом. Так служилые люди втягивались в хозяйственное освоение региона. Этому способствовало также то, что казаки Якутского полка имели принципиальное отличие в социально-экономическом положении от российского казачества в целом. Они управлялись гражданской администрацией на общих крестьянских основаниях, так как «царское правительство России рассматривало этих казаков не как войско, а как казачье население ввиду их крайней малочисленности» . Также в числе первых были, предположительно, крестьяне- поморы , уезжавшие в Сибирь с жёнами и детьми, и оседавшие в низовьях Индигирки в уже имеющихся русских зимовьях и давшие начало русскому старожильческому населению. Возможно, что жители Зашиверска в среднем течении реки Индигирки , оставившие город к концу XIX века , переселились в Русское Устье . Сбор ясака вызывал недовольство местных народов, что приводило к вооружённым столкновениям с русскими в первое время. Они длились, вероятно, до конца XVII — начала XVIII вв. Преодоление противостояния начинается с рубежа веков, когда широтные связи, обусловленные Мангазейским морским ходом , слабеют и исчезают, и в Сибири создаются новые экономические и торговые связи . Приполярные районы становятся всё более труднодоступными и влияние Московского государства на них — минимальным. Принято считать, что рубеж XVII—XVIII вв. — это начало «архаизации» русских тундровых групп, они оказались в изоляции от основного русского населения, постепенно началось сближение и взаимовлияние культур русского и северных народов .
Северные народы оценили мастерство русских в ремесле — заготовка и сплав леса, изготовление лодок, плетение корзин и мережей из ивовых прутьев, сетей и неводов из конского волоса, даже изготовление балалаек и «скрипок» — гудков, в собаководстве (заимствование способов собачьих упряжек и конструкций нарт), пушном промысле (с приходом на север русских натуральный товарообмен, существовавший у коренных народов, заменился «денежным», в качестве которых стали выступать песцовые шкуры, промыслом песца и других пушных зверей занялось и местное население) .
Русские оценили насколько изобретательным является опыт местных жителей в приспособлении к экстремальным условиям Арктики. Русские заимствовали способы изготовления одежды и обуви из меха, переняли у юкагиров охоту на линных гусей, диких оленей (русские внесли усовершенствование — стадо загоняли в воду приученными собаками), у якутов устройство печи, дом на летней рыбалке — урасу (её конструкцию русские изменили, сделав прямоугольной в плане, в то время как у северных кочевых народов такое летнее жилище имеет ряд общих черт: коническо-цилиндрическая конструкция, или многоугольная, приближенная к кругу) .
С самого начала своего основания Русское Устье было отправной точкой для многих русских землепроходцев и полярных мореходов, отсюда начался морской поход Семёна Дежнёва , завершившийся великим географическим открытием . Из-за неопределённости социального статуса жители Русского Устья в XIX веке записывались в мещане города Верхоянска , хотя расстояние до него превышало 1000 км. Так известный путешественник Г. Ю. Майдель в конце XIX века писал: «Жители Русского Устья просили меня ходатайствовать об исключении их из мещанского сословия и приравнения к инородцам — плательщикам ясака. Они не могут платить податей, так как не могут сбывать свою рыбу. Самое большее их следовало бы обложить ясаком. Это соответствовало бы принятому в Сибири правилу, что охотник платит государству из того, что даёт ему охота» .
На рубеже XIX—XX веков в Русском Устье открывается школа, в начале XX века село становится местом ссылки, первый самолёт в восточной Арктике совершает посадку в Русском Устье в 1929 году, торговые рейсы в устье Индигирки становятся регулярными . С 1942 года село Русское Устье называлось Полярным, но в 1988 году ему вернули прежнее название.
Русское население Индигирки (как и другие потомки первых русских землепроходцев XVII—XVIII вв., походчане ( колымчане ) и марковцы ( анадырщики )) в течение нескольких веков проживания в арктическом районе Якутии и соседней Чукотки сумело приспособиться к новым для себя климатическим условиям, заимствуя элементы материальной культуры у коренных жителей и сохраняя культурно-бытовые традиции из прежних мест обитания.
Особенности говора
Индигирские старожилы разговаривали на своеобразном диалекте русского языка . Из-за особенностей произношения он назывался « шаркающим » . Он развился из севернорусских говоров XVI века вдали от торговых путей и почти в изоляции, в результате чего в языке русскоустьинцев сохранились севернорусские архаизмы. Также он подвергся некоторому влиянию якутского и юкагирского языков . В настоящее время говор Нижней Индигирки практически вытеснен русским литературным языком .
Особенности лексики русскоустьинцев собраны в издании «Малый русскоустьинский словарь», составленном уроженцем Русского устья, старшим научным сотрудником «Института малочисленных народностей Сибирского отделения РАН» Чикачёвым А. Г. .
- авидень «туда и обратно» (за один день);
- адрень «ветхость»;
- ахлипеснуть «дать пощёчину»;
- ачилинка «любовница, зазноба»;
- барабан — большая лепёшка из муки;
- бардовать «стесняться, бояться»;
- басник «сплетник»;
- беда — «очень» (одно из значений);
- бель — еле различимый свет;
- битва — шумное событие;
- богат «может быть» ( богат, пурга завтра будет );
- Бог простил «родила»;
- бровить — много говорить;
- бригать «обижаться»;
- букишка — междометие, выражающее удивление, употребляется в значении «Господи!»;
- булдыр «шишка»;
- буш «мелкий дождь»;
- быстриться — зло смотреть на кого-либо;
- вара «заварка» (о чае);
- веснусь «прошлой весной»;
- вечерша «вчера вечером»;
- в зарах-те «не помня себя, в аффекте»;
- во-длинна «длинновата»;
- воздухом болеть «болеть гриппом»;
- вонный свет «загробный мир»;
- в пень прийти «сильно устать»;
- выворотень «гордый, высокомерный человек»;
- выкладывать «кастрировать»;
- выпрягаться «выходить из себя»;
- гад «мусор, нечистоты»;
- дековаться «издеваться»;
- до кички «до краёв»;
- до потух зари «до поздней ночи»;
- дундук — меховая рубаха из оленьих шкур;
- душу поднимает «тошнит»;
- дыгать «трусить»;
- дюкак «сосед»;
- едемный «съедобный»;
- железница «божья коровка»;
- забуль «правда, истина»;
- заглумка «улыбка»;
- заход «отхожее место»;
- зачичереть «захиреть»;
- иверень «большой кусок»;
- икраница «каша из икры»;
- ик-да нету — не отреагировал, не дал ответа;
- илуга! — выражение зависти ( Илуга! Он новые часы купил );
- инде «в другом месте»;
- исток знать — знать причину чего-либо;
- кабуть «здоров»;
- караться «мучиться»;
- кила «геморрой»;
- кича «снегопад»;
- клеск «рыбья слизь»;
|
Культура, хозяйство и быт
Основу традиционного хозяйства русскоустьинцев составляет рыболовство и песцовый промысел . Ни коневодство, ни оленеводство не укладывалось в традиции оседлой земледельческой русской культуры, поэтому вместо оленьей, как у северных народов, русскоустьинцы использовали только собачьи упряжки .
Старожилы Индигирки строили дома из плавникового леса с плоской крышей, на местах рыбной ловли строили летние дома .
В устном народном творчестве сохранялись многие архаичные произведения русского фольклора — былины, песни, сказки .
В конце 1980-х годов краевед А. Г. Чикачёв основал фольклорно-этнографический ансамбль « Русскоустьинцы » при Аллаиховском районном Доме культуры, который побывал во многих районах республики и России .
Духовная культура
В области верований, наряду с православными традициями, для жителей Русского Устья были характерны шаманство , включающее такие обряды, как «кормление» огня и воды, порча во время похорон вещей, принадлежащих умершему и т. п.
Русскоустьинцы верили в переселение душ (каждый живущий является воплощением умерших предков наяву, ояви́ ) :
Иннокентий Иванович имеет в виду, что он — это не он, а брат его Павел, который умер 12 лет от роду, накануне рождения Иннокентия. Умирая, он сказал маме: «Вот мои лук и стрелы, и нож (Павел уже охотился к тому времени), сохрани их, пригодятся». Мама их в амбар положила, так они и лежали там, пока Кеша не подрос. Однажды он потянул маму за рукав: «Пойдём, мама. Моё там лежит». И взял лук и стрелы. И тогда мать поняла, что Иннокентий — ояви Павел.
Главного бога в местном пантеоне зовут Сендушный :
Сендуха-матушка — это тундра … Сендушный — хозяин тундры. Такой маленький мужичок без бровей. Ездит на собаках, живет в юрте, но где — никто не знает. У него семья, и время от времени он нянек из людей к себе прибирает. Сестра бабки нашей, Олимпиада, к нему угодила. Пропала и все. А через три года возвращается. «Где была?» — «У Сендушного». Больше ее никто ни о чём не спрашивал.
Легенда, записанная в 1946 году в селении Станчик на Индигирке, повествует, как Христос велел Адаму «приготовить людей, рыбу». Тот сделал всё, но и «ещё кое-что лишнее сделал», и, боясь, что Христос будет недоволен, этих людей лишних «послал мольча» — кого на сендуху, кого в воду, кого в огонь, кого «особно угол». Христос не стал их возвращать и сказал :
«Охто на шендухе — тот будет сендушной, охто веде — водяная хожайка, охто огонь — огонной хожанин, охто за угол — тот сушэдко пускай будет».
Современное положение
В настоящее время образуют самостоятельную родовую общину согласно закону Республики Саха (Якутия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» , её численность не превышает 400 человек.
При Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) существует секция русских арктических старожилов села Походское Нижнеколымского района и села Русское Устье Аллаиховского района . Первым, кто возглавил общественную организацию, был Чикачев Алексей Гаврилович — известный в Якутии краевед, заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия) , ведущий научный сотрудник ИПМНС СО РАН (Института проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Академии наук России ) .
По инициативе А. Г. Чикачёва и А. В. Кривошапкина, при личной поддержке президента Якутии В. А. Штырова в апреле 2004 года был принят закон Республики Саха (Якутия) «О распространении положений Федерального Закона № 82 от 30.04.1999 года „О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“ на русских арктических старожилов походчан и русскоустьинцев» . Русские старожилы были включены в категорию малочисленного коренного населения Якутии в силу того, что они наряду с отличительными социальными характеристиками, культурным обликом, характерных для коренного населения сохраняют традиционную систему жизнеобеспечения, прежде всего, такие специфические формы хозяйственной деятельности как охота, собирательство и др.
Перепись 2002 года
Постановлением Госкомстата России от 02.09.2002 г. № 171 в алфавитный перечень национальностей и языков России , составленный Институтом Этнологии РАН РФ, включены русскоустьинцы и индигирщики . Русскоустьинцами во время переписи себя назвали 8 человек, индигирщиками — 7 человек .
См. также
Примечания
- ↑ (недоступная ссылка)
- ↑ . Дата обращения: 15 апреля 2010. 10 марта 2013 года.
- . Дата обращения: 18 декабря 2010. 29 февраля 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 15 апреля 2010. Архивировано из 26 августа 2017 года.
- ↑ . Дата обращения: 15 апреля 2010. Архивировано из 1 сентября 2009 года.
- Ефимов А. В. Из истории великих русских географических открытий.
- Романов Г. И. Национальная политика царизма: военно-полицейская деятельность казачества Восточной Сибири (конец XIX — начало XX вв.). Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: история и современность. Доклады международной научно-практической конференции. 12-15 октября 1995 г. — Москва-Иркутск, 1995
- Каменецкая Р. В. Русские старожилы полярного ареала. Русский Север. Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики. — Л. 1986
- ↑ . Дата обращения: 15 апреля 2010. Архивировано из 12 октября 2009 года.
- Дружинина М. Ф. Нижнеиндигирский старожильческий русский говор: Учеб. пособие. Якутск, 1988
- . Дата обращения: 15 апреля 2010. 2 мая 2010 года.
- Фольклор Русского Устья / Азбелев С.Н., Мещерский Н.А. (отв. ред.). — Сборник, АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом.), Сибирское отд-ние, Якутский фил., Ин-т яз., лит. и истории. — Ленинград: Наука, 1986. — 382 с.
- Алексеев Н. М. Охотничий промысел у «досельных» русских низовьев р. Индигирки. Сборник материалов по этнографии якутов / Под ред. С. А. Токарева. Якутск, 1948
- ↑ Соколов-Митрич Д. (рус.) // сайт журнала "Гео". — 2011. — 11 май. 29 августа 2017 года.
- (англ.) . YakutskHistory. Дата обращения: 30 августа 2017. 30 августа 2017 года.
- Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 г. 82-З № 175-III
- Закон республики Саха (Якутия) от 15.04.2004 133-З № 269-III
- . Дата обращения: 15 апреля 2010. 15 февраля 2018 года.
Литература
- / Послесл. Ю. Б. Симченко . — М. : Мысль , 1972. — 224, [16] с. — 65 000 экз.
- Русские старожилы Сибири: Социальные и символические аспекты самосознания / Николай Вахтин , Евгений Головко, Петер Швайтцер. — М. : Новое издательство, 2004. — 292 с. — 1000 экз. — ISBN 5-98379-005-6 . (обл.)
- Зензинов В. А. Марковцы и русскоустьинцы: Этнографические параллели и сравнения. 1913 г. Этнограф. обозрение. 1914. № 1-2. С. 61-155
- Зензинов В. М. Русское Устье Якутской области Верхоянского округа. М., 1913
- Зензинов В. М. Старинные люди у холодного океана: Русское Устье Якутской области Верхоянского округа. М., 1914.
- Фольклор Русского Устья / Издание подготовили: С. Н. Азбелев , Г. Л. Венедиктов, Н. А. Габышев, М. Ф. Дружинина, (†), В. И. Жекулина, Р. В. Каменецкая, В. В. Митрофанова, М. А. Никифорова, А. Н. Розов, А. Г. Чикачёв ; Отв. ред.: С. Н. Азбелев, Н. А. Мещерский ; Рец.: А. И. Баландин , М. Ф. Дружинина, И. М. Колесницкая, ; Ред. колл. серии: С. Н. Азбелев, А. А. Горелов , Л. И. Емельянов. — Л. : Наука , Ленингр. отд-ние, 1986. — 384 с. — ( Памятники русского фольклора ). — 3400 экз. (в пер.)
- Чикачёв А. Г. Русские на Индигирке: Историко-этнографический очерк / Отв. ред. д-р филол. наук А. И. Фёдоров ; Рец.: д-р ист. наук Н. А. Миненко , канд. ист. наук Ф. Ф. Болонев, Ф. И. Зыков. Институт истории, филологии и философии; Сибирское отделение АН СССР .. — Новосибирск : Наука , Сибирское отд-ние, 1990. — 192 с. — ( Страницы истории нашей Родины ). — 25 000 экз. — ISBN 5-02-029623-6 . (обл.)
- Чикачёв А. Г. Диалектный словарь Русского Устья / Отв. ред. А. Е. Аникин ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т проблем малочисл. народов Севера. — Новосибирск : Наука : Сиб. изд. фирма, 2005. — 76 с. — 500 экз. — ISBN 5-02-032367-5 . (обл.)
- 2020-02-22
- 2