Interested Article - Карл-Маркс-аллее

Карл-Маркс-аллее ( нем. Karl-Marx-Allee — аллея Карла Маркса ) — улица в берлинских районах Митте и Фридрихсхайн . Карл-Маркс-аллее известна монументальными жилыми зданиями в стиле социалистического классицизма, построенными в 1950-х годах .

Сначала аллея носила название «Большая Франкфуртская улица» ( нем. Große Frankfurter Straße), но 21 декабря 1949 года по случаю 70-летия И. В. Сталина была переименована в аллею Сталина Шталин-аллее ( нем. Stalinallee), а с 13 ноября 1961 года после развенчания культа личности Сталина носит имя знаменитого немецкого экономиста. Карл-Маркс-аллее начинается от Александерплац и идёт через площади до Франкфуртер-Тор, где затем переходит во Франкфуртер-аллее ( нем. Frankfurter Allee — Франкфуртская аллея). Карл-Маркс-аллее входит в федеральную дорогу 1 ( нем. Bundesstraße 1), которая на пути из Магдебурга пересекает Берлин в направлении Кюстрин-Киц , а также в федеральную дорогу 5, которая соединяет Франкфурт-на-Одере с Гамбургом . Под Карл-Маркс-аллее проложена линия U-Bahn 5 , соединяющая Александерплац с . Жилые дома на Карл-Маркс-аллее строились как «дворцы для рабочих» и были призваны отражать мощь инженерной мысли в ГДР .

Положение на карте города

Вид на Карл-Маркс-аллее

Карл-Маркс-аллее вместе с Франкфуртер-аллее составляет одну из восьми радиальных дорог германской столицы, начинающихся в историческом центре города, от Хаккешер-Маркт и Александерплац. По часовой стрелке это:

История

17 июня 1953 года

Улица оказалась в центре событий 17 июня 1953 года , известных как Берлинский кризис 1953 года . Рабочие на строительстве тогда ещё Шталиналлее начали 16 июня забастовку в связи с принятым Центральным комитетом СЕПГ общим повышением норм труда. Демонстрации распространились по всему Берлину и были подхвачены по всей ГДР.

Первый этап: дома с крытыми галереями

Дома с крытыми галереями по проекту Людмилы Герценштейн

После Второй мировой войны архитектор Ганс Шарун подготовил проект восстановления Берлина, так называемый «коллективный план» , предусматривавший новое жёсткое деление и децентрализацию города, при этом со свободной застройкой и обилием зелени между отдельными жилыми комплексами. Начало реализации этого плана было намечено в сильно пострадавшем округе Фридрихсхайн в советском секторе оккупации Берлина . В 1949 году было построено два дома с крытыми галереями, отвечавших представлениям Шаруна (дома 102—104 и 126—128).

После этого коллективный план был отменён, а идеи, положенные в его основу, были названы формалистскими , элитарными и прозападно- декадентскими . Дома с галереями оказались изолированными и чуждыми объектами в ином градостроительном и архитектурном окружении. Образцом в образованной в 1949 году ГДР стала монументальная советская архитектура, а перед домами с галереями были высажены закрывшие их вскоре от взглядов тополя.

Второй этап: социалистический реализм и национальная архитектурная традиция

  • Купол башни на площади Франкфуртер-Тор
    Купол башни на площади Франкфуртер-Тор
  • Фасад жилого дома
    Фасад жилого дома
  • Фасад жилого дома
    Фасад жилого дома
  • Деталь фасада
    Деталь фасада
  • Шталиналлее, 1950
    Шталиналлее, 1950
  • Шталиналлее, 1959
    Шталиналлее, 1959
  • Серия почтовых марок «Пятилетний план». 1953. Семья перед высотным зданием Ан-дер-Вебервизе
    Серия почтовых марок «Пятилетний план». 1953. Семья перед высотным зданием Ан-дер-Вебервизе
  • Берлин, Шталиналлее
    Берлин, Шталиналлее
Надпись, свидетельствующая о том, что первый камень в основание жилого дома заложил председатель Совета министров ГДР Отто Гротеволь

В ознакомительных целях специальная делегация из ГДР побывала в Москве, Киеве, Сталинграде и Ленинграде. Первый приз в конкурсе 1951 года на проект застройки Карл-Маркс-аллее получил Эгон Хартман. Конечный вариант проекта был разработан с участием четырёх других победителей конкурса: Рихарда Паулика, Ханса Хоппа , Карла Зоурадны и Курта Лойхта, а также московского архитектора А. В. Власова и вице-президента Академии архитектуры СССР С. И. Чернышёва. Стилистически застройка Карл-Маркс-аллее оказалась близка главному зданию Московского университета и Дворца культуры и науки в Варшаве . Уже в 1952 году в непосредственной близости от Карл-Маркс-аллее появилось высотное здание по проекту , оставившее свой отпечаток в архитектуре улицы.

Монументальная широкая улица задумывалась не просто как транспортная магистраль города, а должна была соответствовать столичному статусу Берлина. По Карл-Маркс-аллее проводились марши и парады. Роскошный бульвар, окружённый большими жилыми кварталами, достигающими в высоту 13 этажей, вытянулся в прямую линию на несколько километров. Фасады домов выполнены с использованием стилистических элементов берлинского классицизма , кое-где можно обнаружить античные цитаты, как например дорический или ионический ордеры , декоративные фронтоны с архитравами и фризами . Это строительство резко отличалось от того, что происходило в это же время в Западном Берлине, где восстанавливался также сильно разрушенный квартал Ганзафиртель . Соперничество архитектурных проектов превратилось в соперничество политических систем. И Шталиналлее, и Ганзафиртель, появившиеся в одно время, стали лицами двух общественных систем.

К западу от Штраусбергер-плац бульвар ограничивают 13-этажные высотные дома Германа Гензельмана, похожие на городские ворота и напоминающие о стиле американской архитектуры ар-деко 1930-х годов. На востоке Карл-Маркс-аллее ограничивает площадь Франкфуртер-Тор с двумя башнями, которые Гензельман создал по образцу башен Немецкого и Французского соборов Гонтарда на Жандарменмаркт .

Третий этап: модернизм 1959—1965 годов

Кафе « », на самом деле ресторан русской кухни высокого класса
Кинотеатр « » и отель « », ныне здание администрации округа Митте, построены по проекту архитектора Йозефа Кайзера
Весна 1967 года на Карл-Маркс-аллее. На заднем плане — строящаяся Берлинская телебашня

Единый стиль застройки не удалось сохранить на всём протяжении Карл-Маркс-аллее до Александерплац. Причиной стала высокая стоимость строительства представительных «дворцов для рабочих» и наступившая смена архитектурных стилей. Поэтому на участке от Штраусбергер-плац до Александерплац появились простые десятиэтажные панельные здания с большими зелёными дворами. На этом участке также обычно возводились трибуны для руководства страны к ежегодным демонстрациям. Наиболее яркие строения — кафе « », кафе-мороженое «Мокка-Мильх-Айсбар» и кинотеатр «Интернациональ» (построен в 1961—1963 годах), за которым находится 13-этажное здание гостиницы « » (1961—1964, позднее « Интерхотель »). Строительство второго участка Карл-Маркс-аллее до реконструированной к тому времени площади Александерплац, было завершено в 1965 году .

После объединения

После объединения Германии в 1990 году жилые здания на Карл-Маркс-аллее были проданы нескольким инвесторам, в них были проведены дорогостоящие работы по реконструкции. Сегодня квартиры в этих домах пользуются большой популярностью. С 1990 года не прекращаются дискуссии по вопросу возвращения улице её прежнего исторического названия Гроссе-Франкфуртер-штрассе.

Здание гостиницы «Беролина» было снесено весной 1996 года, а на его месте было возведено новое, где со 2 марта 1998 года размещается администрация округа Митте.

Примечания

  1. (нем.) — 1994.

Литература

  • Herbert Nicolaus, Alexander Obeth: Die Stalinallee. Geschichte einer Deutschen Straße. Verlag für Bauwesen, Berlin 1997, ISBN 3-345-00605-7
  • Andreas Schätzke: Zwischen Bauhaus und Stalinallee. Architekturdiskussion im östlichen Deutschland 1945—1955. Vieweg, Braunschweig 1991, ISBN 3-528-08795-1
  • Mathias Wallner und Heike Werner: Architektur und Geschichte in Deutschland . S. 140—141. München 2006, ISBN 3-9809471-1-4
  • Birk Engmann: Bauen für die Ewigkeit: Monumentalarchitektur des zwanzigsten Jahrhunderts und Städtebau in Leipzig in den fünfziger Jahren. Sax- Verlag. Beucha. 2006. ISBN 3-934544-81-9
  • Köhler, Tilo: Unser die Straße — Unser der Sieg. Die Stalinallee, Berlin 1993

Ссылки

  • (нем.)
  • (нем.)

Same as Карл-Маркс-аллее