Родился в
Либаве
(ныне — Лиепая) в
Латвии
. В 1913 году окончил мореходное училище и по совету кузена поступил в частную студию живописи и фотографии в Либаве. Там он посещал лекции по истории искусств профессора Эрнста Гренцинга, — тот и поручил Тиссэ съёмку на привезённую им кинокамеру «
Пате
»
. Сперва снимал первые латышские документальные и хроникальные фильмы
, а с началом
Первой мировой войны
, заставившей покинуть Либаву, — военную кинохронику. Был ранен, отравлен ядовитыми газами
.
В 1916—1918 годах — военный кинооператор от
Скобелевского комитета
, участник
Гражданской войны
. С сентября по ноябрь 1918 года был начальником штаба Экспедиционного партизанского отряда
Всероссийского центрального исполнительского комитета
. В 1919—1923 годах снимал важнейшие военные события на Урале, в Поволжье, Сибири и Крыму как оператор Всероссийского кинофотоотдела, затем Кинокомитета и
Госкино
. Тиссэ не только снимал, за эти годы им было смонтировано около двухсот частей кинохроники
.
В 1924 году на Первой кинофабрике «
Госкино
» на пробах к фильму «
Стачка
» поддержал
Сергея Эйзенштейна
, делавшего первые шаги в кино
, и в дальнейшем был оператором всех его фильмов. По мнению писателя
Валентина Катаева
:
Эйзенштейн нашел в Тиссе непревзойденного мастера живой фотографии, сумевшего превратить это ремесло в настоящее искусство, где каждый кадр представлял из себя маленький графический шедевр — вполне законченную картину с великолепной композицией и безупречным распределением светотени.
Из практики кинодокументалистики для художественного кино Тиссэ перенял очень многое: стремление схватить кульминационные моменты, остроту ви́дения и умение передавать масштаб происходящего, съёмку с движения, насыщенное внутрикадровое движение.
Из отзывов советской прессы на выход «Стачки»:
Тиссэ, и до сих пор считавшийся одним из лучших операторов кино, в этой картине выказал исключительную для наших нищенских средств
технику
, дав прекрасный свет, удачные углы зрения, чёткие контуры, моментами буквально стереофотографию.
По происхождению Тиссэ был из литовцев, хотя и родился в Латвии
:
Его настоящая фамилия Николайтис. А Тиссэ — это псевдоним, образованный из окончания фамилии — «тис» — и первой буквы имени — «э». А удвоение «с», вероятно, для благозвучия.
…заслуга Тиссэ состоит в том, что он сразу поверил в Эйзенштейна. С первыми своими съёмками в «
Стачке
» режиссёр, будучи незнакомым с кино и не имея кинообразования, не смог справиться, потерялся от новой технологии. Дебютант всегда совершает ошибки. Руководство Первой фабрики Госкино было обескуражено, а Тиссэ дал подписку: Эйзенштейн — талантливый человек, и он, Тиссэ, гарантирует, что тот быстро научится.
↑
// Коммерсантъ : газета. — 1997. — 12 апреля (
№ 51
). —
С. 10
. —
ISSN
.
19 июля 2016 года.
↑
Меллер Люба.
// Бизнес&Балтия : газета. — 2012. — 10 август (
№ 115 (4367)
). —
ISSN
.
25 ноября 2020 года.
↑
, с. 421.
, с. 33.
↑
(рус.)
.
Музей ЦСДФ
.
Дата обращения: 22 января 2023.
22 марта 2020 года.
, с. 34.
↑
, с. 347.
Катаев В. П.
Собрание сочинений в 9 томах // Эдуард Тиссе. —
М.
: Художественная литература, 1971. — Т. 8. — С. 471. — 512 с.
Лебедев Николай.
// Кино-газета. — 1925. — 17 марта (
№ 12 (80)
). —
С. 2
.
22 марта 2020 года.
(рус.)
.
Новодевичье кладбище
.
Дата обращения: 25 февраля 2012.
Архивировано из
14 июня 2013 года.
// Советское искусство : газета. — 1939. — 2 февраля (
№ 16 (596)
). —
С. 3
.
4 октября 2021 года.
(рус.)
.
Wikimapia
.
Дата обращения: 22 января 2023.
23 января 2023 года.
Литература
Асилов Ст.
// Кино-фронт. — 1926. — № 4.
Шкловский В.
Эйзенштейн. «Броненосец „Потёмкин“». —
М.
, 1926. — С. 9.
Болтянский Г.
Культура кино-оператора. —
М.
—
Л.
, 1927.
Вишневский Вен.
// Кино. — 1938. — 11 декабря.
Эйзенштейн С.
25 и 15 // Кино. — 1939. — 23 мая.
Иезуитов Н.
Выступление на творческом вечере Э. Тиссэ: 1940 г. // КЗ. — 1996—1997. — № 32.
Головня А.
Мастерство кинооператора. —
М.
, 1965.
Козлов Л.
С. М. Эйзенштейн // История советского кино. —
М.
, 1969. — Т. 1.
Романов А.
В одном ряду с режиссером. Заметки о творчестве кинооператора Э. Тиссэ //
Советская культура
, 15 ноября 1974
Александров Г.
. —
М.
, 1976.
Коллектив авторов.
Десять операторских биографий // Э. К. Тиссэ
(рус.)
/ Сост. М. Голдовская. —
М.
: Искусство, 1978. — С. 32—50. — 207 с.
Кино. Энциклопедический словарь
(рус.)
/ Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. —
М.
: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. —
100 000 экз.
Юренев Р.
Сергей Эйзенштейн: Замыслы. Фильмы. Метод. —
М.
, 1988.
Аксёнов И.
Сергей Эйзенштейн: Портрет художника. —
М.
, 1991.
Эйзенштейн С.
Неравнодушная природа. —
М.
, 2004. — Т. 2.
Эйзенштейн C.
Неравнодушная природа. —
М.
, 2006.
Операторы советского кино // Cправочник / Госфильмофонд России
(рус.)
/ сост. Н. М. Чемоданова. —
М.
: Киновек, 2011. — С. 347. — 418 с. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-905352-03-4
.
Риганов Александр.
Тиссэ. Оператор Эйзенштейна
(рус.)
. —
СПб.
: Сеанс, 2020. — 384 с. —
ISBN 978-5-6042795-1-9
.
Ссылки
// Энциклопедический проект «Личности»
// Kinoglaz.fr
[www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/32137/bio/ Эдуард Тиссе: Досье на сайте «Кино-Театр.ру»]
Айрат Насыров,
кандидат исторических наук
.
// Научно-документальный журнал «Эхо веков».