Interested Article - Храм Дружбы (Павловск)

Храм Дру́жбы — парковый павильон типа ротонды . Построен в 1781—1784 годах по проекту шотландского архитектора Чарлза Камерона в Павловском парке , в излучине реки Славянки в качестве символического дара великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны матери Павла, императрице Екатерине II в благодарность за подаренные им земли усадьбы Павловское.

Павильон — первый проект Камерона в Павловске. Он был спроектирован в 1799 году, заложен в июне 1780 года. Строительством руководил Г. П. Пильников, подрядчиками были А. Лисицын и И. Кириллов (каменные работы), К. Михайлов (штукатурные работы), Д. Бернаскони (лепнина), И. Рудольф (окраска), резчик Шарлемань (резные банкетки с ножками в виде «факелов любви» и двери) .

Архитектор спроектировал необычное сооружение: подобие храма в виде древнеримской ротонды , увенчанной куполом, но охваченной кольцом каннелированных колонн греческого дорического ордера архаического типа: колонны без баз поставлены на невысокий стереобат . Совмещение разнородных мотивов в одной композиции в виде своеобразных «цитат» является любимым приёмом Чарлза Камерона . Площадка вокруг здания соединена с кольцевой галереей лестницами, прорезающими цоколь. Стены и колонны кирпичные, покрытые слоем штукатурки. Перекрытие кессонировано, украшено розетками. Дубовые двери обиты крупными бронзовыми декоративными гвоздями. На внутренней поверхности стен чередуются полукруглые и прямоугольные в плане ниши с полукруглым завершением .

Выдающийся знаток архитектуры и павловского парка В. Н. Талепоровский писал об этой постройке: «В долине реки Славянки, в излучине, где она делает крутой поворот, на небольшой лужайке стоит Храм Дружбы… построен в виде античного храма-ротонды с глухою наружною стеною, без окон… он окружён кольцом в шестнадцать каннелированных колонн греко-дорического ордера… Архитектурный замысел Храма Дружбы имеет своим как бы прототипом павильоны-храмы в виде ротонд с колоннадами в Кью, Стоу и других европейских парках, с тою особенностью, введённой Камероном, что здесь и ротонда и колоннада перекрыты одною общею крышею. Это дало совершенно особое, удивительно сильное решение по фасаду, ставя Храм Дружбы как единственное в своём роде произведение архитектуры конца XVIII века» .

В метопах фриза чередуются рельефы , изображающие дельфинов (символ дружбы в античной мифологии) и венки из виноградной лозы, сухой и цветущей, — символ обновления природы. В верхней части стены ротонды, за колоннадой, в просветах колонн расположены круглые лепные медальоны-барельефы, исполненные Я. И. (Ж. Д.) Рашетом . В них повторяются четыре аллегорические сюжета, посвящённые Екатерине II: «Вручение дарственной грамоты наследнику», «Минерва-Виктория», «Справедливость» и «Щедрость». Над медальонами по окружности помещены лепные растительные гирлянды, перевитые лентой.

Вначале внутри находилась большая мраморная статуя императрицы Екатерины II, но в 1791 году скульптуру подарили графу И. Г. Чернышеву , и в 1792 году установили алебастровую фигуру императрицы в образе Цереры , древнеримской богини мудрости, плодородия и материнства.

Над входом планировалась надпись: «Любовь, почтение и преданность первых владельцев Павловска посвятили этот храм подарившей им этот участок земли». Однако, поскольку в церемонии закладки, состоявшейся летом 1780 года, участвовал император Священной Римской империи Иосиф II , надпись была сокращена до нейтральной: «Любовь, почтение и благодарность посвятили». Позолоченная надпись утрачена, в музее сохранилась лишь буква «ь» . Чтобы подчеркнуть посвящение храма Екатерине II, в одной из ниш находилась гипсовая статуя императрицы в образе Цереры — копия бронзовой статуи 1789 года работы Я. И. Рашета , стоявшей в царскосельском гроте (ранее там же стояла Минерва с чертами Екатерины ).

Храм Дружбы предполагалось использовать для завтраков и ужинов, поэтому на противоположном берегу Славянки Камерон предусмотрел кухню в виде хижины, сложенной из необработанных древесных стволов (разобрана в начале XIX века) . Чугунный мостик с четырьмя вазами на постаментах создан позднее, в 1823 году, предположительно по проекту К. И. Росси .

Во время Великой Отечественной войны павильон был повреждён осколками .

Л. Б. Януш . Павловск. Храм Дружбы. 1968

Примечания

  1. , с. 236.
  2. , с. 238.
  3. Власов В. Г. «Прозрачные колоннады» русского палладианизма // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 150—153
  4. Талепоровский В. Н. Павловский парк. — Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1923. — С. 82—83

Литература

  • Беланина В. А. Павловский парк. Гос. музей-заповедник «Павловск». — Л. : Лениздат, 1988.
  • Зеленова А. И. Павловский парк. — Л. : Лениздат, 1986.
  • Конашевич В. М. Павловский парк. — Л. : Лениздат, 1925.
  • Кучумов А. М. Павловск. Дворец и парк. — Л. : Лениздат, 1976.
  • Масси С. Павловск. Жизнь русского дворца. — СПб. , 1993.
  • Несин В., Сауткина Г. Павловск Императорский и Великокняжеский 1777—1917. — СПб. , 1996.
  • Талепоровский В. Н. Павловский парк. — Пг. , 1923.
  • Талепоровский В. Н. Павловский парк. — СПб. : Коло , 2005.
  • Третьяков Н. С. Павловск. Дворец и парк. ГМЗ «Павловск». — СПб. : «Арт-Палас», 2005.
  • Шварц В. Павловск. Дворцово-парковый ансамбль 18—19 веков. — Л. : Искусство, 1980.
  • Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. — Л. : Стройиздат, 1985. — 616 с. — 50 000 экз.
Источник —

Same as Храм Дружбы (Павловск)