Interested Article - Шапка Мономаха

Шапка Мономаха в Оружейной палате , 2013

Ша́пка Монома́ха , Мономахова шапка — главная царская шапка великих князей и царей , символ самодержавия в России . Относится к числу древнейших регалий Оружейной палаты Московского Кремля . Внешне представляет собой золотой головной убор с соболиной опушкой, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, увенчана крестом . На Руси полусферическая форма шапки с опушкой символизировала небо и солнце. Устремлённый ввысь наконечник «соединял» носившего с предками и легитимизировал его власть через связь с божественным .

Вопрос места и времени создания шапки Мономаха является спорным, историки выдвигают на этот счёт различные гипотезы. Согласно основной современной теории, она была собрана из деталей шлемов сыновей Ивана Красного Дмитрия Донского и княжича Ивана . Золотые пластины тульи датируются началом-серединой XIII века , единый предмет из них был составлен в 1505—1526 годах .

До середины XIX века за неимением серьёзных аналитических исследований атрибуция шапки Мономаха основывалась на сказании о дарах византийского императора Константина Мономаха . В действительности эта легенда была создана при великом князе Василии III с целью упрочить его права на престол .

Характеристики

Вес шапки Мономаха — 993,66 грамма. Нижняя часть оторочена собольим мехом, навершие-«яблоко» украшено золотым крестом . На шапке расположено 11 драгоценных камней пяти видов: синий и жёлтый сапфиры на «яблоке», три красных шпинели (один камень на яблоке и два камня на пластинах), два рубина и четыре изумруда на тулье. Кроме того, в украшении использованы 32 жемчужины : по четыре на кресте и в его основании, три — на яблоке, по три жемчужины на семи золотых пластинах. Передняя восьмая пластина содержит четыре жемчужины, выложенные в форме ромба .

Создание

Марка СССР. Серия «Кремль. Оружейная палата», 1964

Шапка Мономаха является предметом дискуссии учёных-историков на протяжении нескольких веков. Время и место изготовления, первый владелец, идеологическая составляющая — все эти аспекты имеют многочисленные версии . До конца XVIII века происхождение регалии связывали со сказанием о дарах Константина Мономаха, однако уже к XIX столетию эта легенда была развенчана. В XX веке сложились четыре основные теории о месте создания убора: из Золотой Орды , Каира , Древней Москвы и Византии .

Легенда о подарке Мономаха

Согласно преданию, в 1114 году князь Владимир призвал к себе бояр и молвил: «князь великий Олег ходил и взял с Царьграда дань на вся вои своя, и здрав воротился восвояси; а потом князь великий Святослав Игоревич ходил и взял на Константин-град тяжчайшую дань: и мы Божею милостею той же чести сподобны». Владимир собрал искусных воевод, великое войско и отправил их на Оракию , откуда вернулись они с богатством и тысячами пленных. Византии тогда угрожали персы и латыняне , а правил ею Константин IX Мономах, приходившийся Владимиру дедом. Не желая новой войны, император отправил своему внуку в Киев богатые дары в честь его восхода на русский престол. Послы из Царьграда — митрополит Эфесский Неофит, епископ Милитинский Евстахий и стратиг Антиохийский — поднесли Владимиру золотое блюдо, на котором лежали животворящий крест, царский венец , святые бармы и цепь аравийского золота. Этими регалиями византийский император благословил великого князя на самодержавное царство и нарёк его Мономахом, государем всей Руси .

В действительности Константин Мономах умер, когда Владимиру было два года . Ещё в 1860 году было установлено, что среди исторических деятелей не существовало митрополита Неофита. Более того, по мнению ряда историков, князь Владимир Всеволодович при жизни не именовался Мономахом — это прозвище было добавлено позднее, примерно во время создания легенды о шапке .

Монгольское происхождение

Знаток древнерусской истории Николай Борисов предполагает, что шапку после смерти московского князя Юрия Даниловича получил его брат Иван Калита от Узбек-хана . Якобы изначально шапка являлась женской тюбетейкой и принадлежала сестре Узбека и жене Юрия Кончаке, в крещении — Агафие . Юрий Данилович «жил в Орде, умел сблизиться с семейством хана <…> и возвратился на Русь с сильными послами татарскими». В 1317 году Кончака была взята в плен и умерла в Твери , предположительно от отравления . Князь был убит в 1325 году по приказу тверского князя Дмитрия Михайловича . Хану Узбеку сообщили, что Юрий присваивал себе собранную для Орды дань. Из-за отсутствия других наследников вся казна перешла к Ивану Калите .

Историк Г. Ф. Валеева-Сулейманова подтверждает монгольское происхождение шапки результатами исследования Симферопольского клада из Исторического музея Москвы. По мнению учёной, входящий в него женский головной убор идентичен шапке в расположении деталей навершия и филиграни пластин. Дополнительное сходство придаёт расположенный в верхней части цилиндрический стержень — такое крепление использовалось в тюркских женских тюбетейках для декора павлиньими перьями, в шапке Мономаха на него был установлен крест .

Согласно работам историка И. А. Бобровницкой, золотые пластины шапки были частью головного убора Чингизидов Золотой Орды . По мнению ведущего научного сотрудника Эрмитажа М. Г. Крамаровского, шапка была создана в Крыму или одном из городов Поволжья в начале XIV XV веков .

Существуют также более оригинальные версии. Например, что хан Узбек получил шапку от некого египетского султана в 1317 году, а сама она была сделана в Каире в XIV веке . Другая гипотеза предполагает, что Иван Калита купил шапку в генуэзской колонии в Каффе .

Монгольское происхождение шапки Мономаха опровергается несколькими аргументами. Во-первых, восточная традиция считала недопустимой передачу сакрального символа власти от одного мужчины другому, за исключением кровного наследования. Во-вторых, на протяжении многих лет именно русские князья с данью передавали богатые подарки ордынским ханам, а не наоборот. В-третьих, нет документального подтверждения, что шапка принадлежала сестре хана Узбека. Традиция передавать богатое приданое при выдаче замуж существовала только у европейцев и отсутствовала у монголов. Переделка шапки из женской тюбетейки и последующая передача в качестве княжеской инсигнии невозможна по религиозным причинам: христианская религия прямо запрещает ношение мужчиной женских вещей .

Византийская теория

Альбом «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом». Художник Василий Верещагин , 1896
Фёдор I Иванович, гравёр Штенглин, Иоганн , литография, XVIII век
Борис Годунов в шапке Мономаха, художник Борис Зворькин, 1925

Датирование

Анализ деталей шапки однозначно подтверждает большую разницу во времени происхождения отдельных её частей. Самой древней признана тулья и золотые пластины, из которых она сложена. Согласно исследованиям сотрудников Оружейной палаты, соболья опушка и крест на шапке появились значительно позднее . Навершие в форме «яблока» предположительно относится к середине XVI века . Датировка отдельных элементов не даёт ответа на вопрос о точном возрасте шапки Мономаха. Как и многие исторические династические головные уборы, она является сложным составным предметом . Золотые пластины по уровню исполнения значительно превосходят качество соединения шапки в единое целое. Это позволяет предположить, что шапка была собрана мастерами низшего уровня из частей произведения более искусных ювелиров . Недостоверность мифологического происхождения не отменяет вероятности того, что шапка была действительно сделана византийскими мастерами. В результате тщательного анализа филиграни на золотых пластинах тульи историк и искусствовед, специалист по скани и зерни Н. В. Жилина относит создание этой части шапки Мономаха к первой половине XIII века .

Формирование легенды

Легенда о происхождении шапки Мономаха как подарка от византийского императора Константина была документально оформлена в правление Василия III, который стал вторым наследником Ивана III . Первым был Дмитрий , внук по линии первой супруги царя Марии Тверской . Дмитрий получил титул великого князя и был венчан на царство в 1498 году на специальной церемонии в Успенском соборе , однако лишь как соправитель деда, без наименования самодержцем. Спустя несколько месяцев Иван III пожаловал Василию III правление Великим Новгородом и великокняжеский титул, фактически аннулировав в правах предыдущего наследника. Уже в 1502 году Дмитрий-внук попал в опалу, в 1505-м посажен в тюрьму и умер семь лет спустя .

Австрийский дипломат барон фон Герберштейн в своих воспоминаниях писал:

При жизни Дмитрия Василий выдавал себя только за правителя, по смерти же его завладел княжеской властью, не будучи, однако, венчанным .

Действительно, о процессе венчания на царство Василия III не сохранилось письменных свидетельств. Кроме того, в духовной грамоте Ивана III подробно перечислены самые ценные реликвии, которые он передавал в наследство Василию — кресты и икона, но шапки Мономаха в этом списке нет. Василий III стремился упрочить легитимность своей власти, подчеркнуть её многовековую преемственность, хотя фактически к началу его правления многие настоящие династические регалии были утрачены . Среди политических сил ему противостояли сторонники Дмитрия-внука, папа Лев X навязывал вступление под власть Ватикана. Обостряло проблему долгое отсутствие наследников — Василий III передавал престол трёхлетнему сыну . По совокупности этих причин в период с 1505 по 1533 год была развёрнута программа «реставрации» династических регалий, в том числе исторических царских головных уборов. Предположительно, шапка Мономаха была создана по заказу Василия III между 1521 и 1526 годами из золотых пластин — частей шлемов, которые хранились в московской казне .

Роль Василия III

Для сказаний русской литературы XIV—XVI веков характерно смешение исторических фактов и легендарных мотивов, позволявшее изложить события прошедшего времени в нужном современному правительству свете. После перехода власти к Василию III списки летописей редактировались так, чтобы подчеркнуть династическую преемственность его власти и тесные связи с Византией, а через неё — с древним Римом . В «Рассказе о потомках Августа и о дарах Мономаха» первый русский князь Рюрик восходил к роду римского императора Августа , а передача регалий Мономаха «связывала историю Московского государства двойным узлом с давним величием Римской империи» . Исследователи отмечают сходство этой генеалогической легенды с подобными сюжетами византийцев и южных славян , когда действующего властителя представляли наследником легендарного персонажа из прошлого. Таким образом подчёркивались особое положение правителя и его исключительные права .

Русские великие князья тесно общались с татарскими правителями и ещё со времён Ивана Красного переняли тюрко-монгольскую традицию использовать два царских головных убора — золотую шапку и шлем наследника . Сравнение шапки Мономаха и шлема Ивана Грозного обнаруживает принципиальное сходство в структуре и художественном исполнении .

Первое короткое письменное упоминание о некой «шапке», которой венчался на царство внук Ивана III Дмитрий, встречается в грамоте 1498 года . В 1509—1518 годах ещё существовала формулярная редакция чина венчания, где шапка фигурирует без приставки «Мономахова». Однако уже в текстах 1518-го и чудовской редакции 1510 — начала 1540-х годов коронование Дмитрия проводится именно Мономаховой шапкой . Дошедший до современных исследователей текст «Послания о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы также датируется эпохой правления Василия III и подчёркивает династическую важность шапки Мономаха как символической связи с Византией . Подробный рассказ о венчании на царство Дмитрия именно шапкой Мономаха обнаруживается в списках летописей только XVII века . Сомнения в подлинности этой легенды встречаются у многих учёных XIX века. Уже в 1856 году профессор Сергей Орнатский сомневался в достоверности «рассказа позднейших писателей о столь отдалённом от них событии, о котором ближайшие к нему по времени летописцы вовсе не упоминают». Согласно Орнатскому, ошибка один раз случайно попала в летописи-чины царских венчаний и стала восприниматься как истина только потому, что дублировалась на протяжении целого столетия .

Утверждение шапки Мономаха как части вымышленной непрерывной традиции венчания на царство русских князей закрепилось в правление Ивана Грозного . Достоверно известно, что в 1547 году он использовал эту регалию на церемонии вступления на престол. Предположительно, именно тогда на шапке появился крест. В 1551-м были созданы барельефы Успенского собора, посвящённые легенде о даре Константина Мономаха. Изданная при Грозном формулярная редакция чина венчания его сына Ивана гласила, что царевич должен получить «царский венец, который, наряду с другими регалиями, был прислан императором Константином Мономахом». Более поздняя версия документа от 1557—1560 годов уже явно подчёркивала древность московской династии и близость её к византийскому императору .

Основная теория происхождения

По мнению историка Г. Н. Бочарова, шапку создали в Москве из золота великокняжеской казны во времена правления Василия II . Исследователь С. Н. Богатырёв подтверждает эту гипотезу примерами других исторических артефактов, собранных из фрагментов более древних предметов. Подобным образом были сделаны панагия архиепископа Пимена и Корсунские ворота новгородского Софийского собора . По версии Богатырёва, шапка Мономаха была собрана из деталей шлемов обоих сыновей Ивана Красного — Дмитрия Донского и княжича Ивана. Анализ завещаний великих князей позволил предположить, что золотые пластины происходили из шлема- шишака Ивана Красного . Эту гипотезу подтверждает расположение орнаментальной окантовки пластин: угловые элементы зигзагообразного узора направлены в разные стороны, как если бы части двух очень похожих головных уборов были сложены в одно целое. При этом на I конструктивной стадии золотые пластины, вероятно, были соединены встык — об этом свидетельствует отсутствие соединительных отверстий. Дополнительным аргументом в пользу этой теории является наличие звёздчатого основания в навершии шлемов-шишаков, аналогичного по креплению навершию шапки Мономаха . Предположительно, шлемы братьев-князей перешли во владение Ивана III в составе белозёрской казны в 1486 году от внука Дмитрия Донского Михаила Верейского-Белозёрского . К тому моменту уже были утрачены некоторые детали, шлемы даже могли храниться разобранными. Поэтому при создании шапки Мономаха мастера использовали пластины с несовпадающим узором . Отдельную статью посвятила критике представлений Богатырёва о русских царских шапках историк Юлия Игина .

Внешний вид

Рисунок начала 1830-х годов, художник Фёдор Солнцев

Описания

Первое краткое описание внешнего вида шапки Мономаха сохранилось в записках барона фон Герберштейна. Он приезжал в Москву в 1517 и 1526 годах и в один из своих визитов увидел в казне Василия III следующий предмет:

Шляпа на их языке называется schapka; её носил Владимир Мономах и оставил её, украшенную драгоценными камнями и нарядно убранную золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками (будучи подвешенными на золотых проволочках) .

16 февраля 1696 года по приказу Петра I постельник Алексей Михайлович Татищев и стряпчий с ключом Леонтий Богданович Плохов составили опись казны покойного Ивана V Алексеевича . В документе упоминался следующий предмет:

Шапка царская золотая , сканая Мономахова, на ней крест золотой гладкий, на нём по концам и в исподи четыре зерна гурмицких , да в ней каменья, в золотых гнёздах: над яблоком, яхонт жёлтый , яхонт лазоревый , лал , промеж ними три зерна гурмыцких ; да на ней четыре изумруда , два лала , две коры яхонтовых , в золотых гнёздах, двадцать пять зёрен гурмицких, на золотых спнях; около соболей: подложена атласом червчатым: влагалище деревянное, оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны .

В Описи московской Оружейной палаты 1884 года приводится более подробное описание:

Наследственный государей Российских царский золотой венец, называемый шапкой Мономаха Золотой и украшенный драгоценными каменьями, он состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек, покрытых с лицевой стороны сканью, соединённых острыми концами под яблоком. Рисунок скани на дощечках, представляя собою общий характер греческих завитков, различается в подробностях так, что на одной дощечке, служившей передней, совершенно особый рисунок, на трёх других он несколько сходен с рисунком первой дощечки, на четырёх остальных совершенно отдельный от рисунка подробностей первых дощечек. Рисунок каждой дощечки окоймлён снизу поясом в роде угольчатой цепи, а около швов боковыми рамками: по открытым швам пробиты отверстия, для укрепления дощечек. Яблоко по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На яблоке гладкий золотой крест; по концам и в подножии его четыре бурмитских зерна, верхнее продолговато, боковые круглы, а нижнее как бы несколько сдавлено и крупнее прочих. На яблоке в гнездах, украшенных сбоку колечками, на долгих согнутых спнях три крупных камня: яхонт лазоревый, яхонт жёлтый и просверленный лал; между ними в репьях, на таких же долгих согнутых спнях три бурмитских зерна, величиной равные вышеописанным. На каждой из восьми дощечек, в гнёздах, из которых три украшены сбоку финифтью, находится посередине по крупному камню: два червчатых яхонта, два лала, один гранёный розсыпью, один испорчен, и четыре изумруда. Камни обставлены бурмитскими зернами, в виде треугольников: на семи дощечках по три, а на восьмой, передней, четыре зерна. Внутри шапки винты медные и шести гаек золотых недостаёт. Опушка на шапке соболья. Вес с опушкой и подкладкой два фунта сорок один золотник. Цена одна тысяча девятьсот девяносто два рубля .

Золотой и украшенный драгоценными каменьями, он состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек, покрытых с лицевой стороны сканью, соединённых острыми концами под яблоком. Рисунок скани на дощечках, представляя собою общий характер греческих завитков, различается в подробностях так, что на одной дощечке, служившей передней, совершенно особый рисунок, на трёх других он несколько сходен с рисунком первой дощечки, на четырёх остальных совершенно отдельный от рисунка подробностей первых дощечек. Рисунок каждой дощечки окоймлён снизу поясом в роде угольчатой цепи, а около швов боковыми рамками: по открытым швам пробиты отверстия, для укрепления дощечек. Яблоко по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На яблоке гладкий золотой крест; по концам и в подножии его четыре бурмитских зерна, верхнее продолговато, боковые круглы, а нижнее как бы несколько сдавлено и крупнее прочих. На яблоке в гнездах, украшенных сбоку колечками, на долгих согнутых спнях три крупных камня: яхонт лазоревый, яхонт жёлтый и просверленный лал; между ними в репьях, на таких же долгих согнутых спнях три бурмитских зерна, величиной равные вышеописанным. На каждой из восьми дощечек, в гнёздах, из которых три украшены сбоку финифтью, находится посередине по крупному камню: два червчатых яхонта, два лала, один гранёный розсыпью, один испорчен, и четыре изумруда. Камни обставлены бурмитскими зернами, в виде треугольников: на семи дощечках по три, а на восьмой, передней, четыре зерна. Внутри шапки винты медные и шести гаек золотых недостаёт. Опушка на шапке соболья. Вес с опушкой и подкладкой два фунта сорок один золотник. Цена одна тысяча девятьсот девяносто два рубля .

Конструктивные фазы

Схемы крепления деталей шапки на I, II и IV стадиях

Автор самого детального современного исследования шапки Мономаха, специалист по зерни и скани Н. В. Жилина выделяет четыре фазы в её истории.

  • I стадия, Митрообразный венец, 60-70-е годы XIII века — На этом этапе шапка состояла из двух рядов декорированных золотых пластин и креста, который крепился на тонкую проволоку к специальным треугольным вырезам в их верхней части .
  • II стадия, Княжеская шапка, XV век — В этот период шапка имела меховую окантовку в нижней части и была украшена драгоценными камнями, но утратила нижний ряд золотых пластин. Ко внутренней части добавили металлический обруч и опорные дощечки, для их закрепления проделали новые отверстия в первом слое. На этой стадии шапка Мономаха стала главным символом власти и послужила прообразом для создания целого ряда подобных уборов .
  • III стадия, Царская шапка с «яблоком», середина XVI века — На этом этапе была изменена верхняя часть, крест насажен на полусферическое навершие .
  • IV стадия, Конструктивный распад, конец XVII—XIX века — В этот период шапка утратила целостность головного убора, исчез второй слой креплений, а мех был поднят наверх и скрыл часть филиграни. Также к этому периоду относятся грубые ювелирные решения: соединение пластин проволокой через края, крепление прямоугольных кастов на круглые гнёзда .

Замена некоторых деталей документально подтверждена: например, в описи 1884 года винты были сделаны из меди . А по описи 1696-го закладки и крючки внутренней части были серебряными . На основе реконструктивного анализа предполагается, что шапка I этапа имела нижний ряд более коротких золотых пластин. Их изогнули так, что диаметр обода внизу сужался и плотно охватывал голову .

В нижней части золотых пластин расположены отверстия трёх видов. Первый тип отличается аккуратностью исполнения — диаметром 1-1,5 мм и с гладким контуром вокруг, точным соответствием узору. Отверстия второго типа имеют неправильные очертания, часто рваные контуры и расположены с нарушением орнамента скани. Сторонники теории монгольского происхождения шапки предполагают, что все отверстия использовались для крепления драгоценных подвесок . Однако исследование Н. В. Жилиной подтверждает, что отверстия второго и третьего типов хронологически отстают от первого и выполнены с нарушением изначального ювелирного замысла .

Золотые пластины

Золотые пластины тульи являются основным элементом конструкции шапки и одной из древнейших её частей. Каждая пластина представляет собой вытянутую трапецию с треугольным вырезом наверху, покрытую сканым орнаментом. По поверхности деталей расположены жемчужины, отдельно и в кастах высотой 3-4 мм . На половине пластин в нижней части изображён лотос , на остальных — шестиконечная звезда с 12- лепестковой розеткой внутри. Завитки из золотой проволоки спиралевидно закручиваются справа налево .

Вопрос атрибуции филиграни на золотых пластинах вызывает разногласия среди историков. Согласно сторонникам монгольской теории, технология накладной ажурной скани применялась в Поволжье ещё в X XII веках , а наибольшее количество предметов в подобной технике датируются XIII—XIV веками . Противники этой теории утверждают, что в мастерских Сарая работали пленные мастера, которые не могли создавать филигранные украшения в отрыве от многовековых ювелирных традиций . Н. В. Жилина провела детальное исследование скани на шапке Мономаха по нескольким факторам: качеству вальцевания, типу витья, способу наложения, толщине золотой нити. На основе этого анализа она относит пластины к византийскому искусству первых трёх четвертей XIII века . Согласно исследованию Жилиной, именно большие фоновые спирали позволяют отнести пластины к византийскому искусству XIII века: филигрань высокого рельефа изготовлена навиванием одной проволоки .

Навершие

Навершие шапки Мономаха состоит из трёх частей: креста с жемчужинами, на изогнутой проволоке, в которых заключены группы из трёх жемчужин и трёх драгоценных камней, и полусферы-«яблоко» .

Эти составляющие соединены с искажениями, что свидетельствует о переделках относительно оригинального расположения и опровергает теорию о происхождении шапки от тюркского женского головного убора. Например, проволочные дуги слишком тонкие для тяжёлых кастов и деформированы под их весом. Число и расположение проволочек соответствуют окончаниям зубцов на кресте, а центральное отверстие в верхней части выпилено, а не задумано изначально. Касты тульи и навершия технологически отличаются и атрибутированы к разным эпохам .

Меховая опушка

Соболья оторочка на шапке служила дополнительным символом власти и богатства . В описях Оружейной палаты упоминания о мехе на шапке встречаются только с XVII века. «Опушка» или «отворот» скрыла декор в нижней части золотых пластин. Кроме того, после добавления меха шапку стало невозможно носить — убор был слишком широк. При сравнении шапки Мономаха с венцом Михаила Фёдоровича , сделанным в 1627 году, становится очевидна разница между оригинальным и вторичным добавлением меха. В уборе Михаила Фёдоровича металлические пластины сужаются книзу, а меховая опушка плотно охватывает голову и не скрывает других декоративных элементов .

По мнению Н. В. Жилиной, нынешний меховой отворот является как минимум вторым в истории шапки. Сохранившееся описание регалии историка А. Ф. Вельтмана от 1860 года указывает, что «венец имеет византийскую форму в виде митры, украшенной драгоценными камнями». Вероятно, на тот момент шапка сохраняла пропорции I и II конструктивных стадий и сужалась внизу так, что могла плотно сидеть на голове. Меховой отворот при этом не скрывал деталей декора золотых пластин .

Шапка в истории России

Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, 1890—1907

XII—XVII века

Шапкой Мономаха короновались на протяжении 178 лет :

Со времён Ивана Грозного шапка Мономаха утвердилась как главный символ самодержавия и вошла в Большой наряд — торжественное облачение царя на самых важных событиях . В письменных источниках её отличали как «шапку царскую с крестом» . Характерная « луковичная » форма напоминала купола православных церквей и символизировала связь царской и божьей власти. Она так точно отражала дух времени, что стала прообразом для целого ряда династических головных уборов — ей подражали шапки Астраханская , Сибирская , Казанская , Алмазная и другие .

Исследователи отмечают, что в чинах венчания и художественных исторических свидетельствах встречаются многочисленные разночтения облика шапки Мономаха. Поскольку её символическое значение было важнее реального образа, детали передавались непоследовательно и без точности .

Для двойной коронации Петра и Ивана Алексеевичей были сделаны некоторые отступления от традиции. Для церемонии был изготовлен двойной серебряный трон, Пётр получил новый венец — шапку Мономаха второго наряда .

XVIII—XIX века

В 1721 году по указу Петра I традиция венчания на царство была заменена обрядом коронации . С 1762 года место главной династической регалии заняла Большая императорская корона , изготовленная для коронации Екатерины II . Более древние инсигнии, в том числе и шапка Мономаха, были перевезены в Успенский собор. При коронациях их выставляли на аналое как «достопамятность Царского достоинства» .

В культуре

Юбилейная монета Банка России, серия «Оружейная палата» достоинством 3 рубля. Серебро, реверс, 2016

Копии и эпонимы

Упоминания

  • Предположительно, одно из малоизвестных изображений шапки расположено на винграде пушки « Ревельский лев » работы Карстена Миддельдорпа — якобы скульптурной голове Ивана Грозного в шапке Мономаха. Её облик,. по мнению Сергея Богатырева, идентичен изображению на панно Царского места в Успенском соборе , однако это предположение опровергается другими исследователями, как и версия о портрете царя на пушке .
  • Крылатая фраза «Тяжела ты, шапка Мономаха!» из трагедии Александра Пушкина « Борис Годунов ». Это выражение описывает груз ответственности монарха за свой народ .
  • В 1997 году журнал «Мономах» учредил одноимённую премию за достижения в науке и культуре .
  • В 2016 году Банк России выпустил юбилейную монету достоинством в три рубля , на обратной стороне которой изображена шапка Мономаха .

См. также

Примечания

Комментарии
  1. Золотой и украшенный драгоценными камнями, он состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек, покрытых с лицевой стороны сканью, соединённых острыми концами под яблоком. Рисунок скани на дощечках, представляя собою общий характер греческих завитков, различается в подробностях так, что на передней дощечке, совершенно особый рисунок, на трёх других он несколько сходен с рисунком первой дощечки, на четырёх остальных совершенно отдельный от рисунка подробностей первых дощечек. Рисунок каждой дощечки окаймлён снизу поясом в роде угольчатой цепи, а около швов боковыми рамками: по открытым швам пробиты отверстия, для укрепления дощечек. Яблоко по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На яблоке гладкий золотой крест; по концам и в подножии его четыре жемчужины, верхняя продолговата, боковые круглы, а нижняя как бы несколько сдавлена и крупнее прочих. На яблоке в гнёздах, украшенных сбоку колечками, на долгих согнутых застёжках три крупных камня: синий сапфир, жёлтый сапфир и просверленная красная шпинель; между ними в репьях, на таких же долгих согнутых застёжках три жемчужины, величиной равные вышеописанным. На каждой из восьми дощечек, в гнездах, из которых три украшены сбоку финифтью, находится посередине по крупному камню: два рубина, две красной шпинели — один гранённый россыпью, один испорчен — и четыре изумруда. Камни обставлены жемчужинами, в виде треугольников: на семи дощечках по три, а на восьмой, передней, четыре зерна. Внутри шапки винты медные и шести гаек золотых недостаёт. Опушка на шапке соболья. Вес с опушкой и подкладкой 993,66 грамма
Источники
  1. // Новый энциклопедический словарь : В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб. , Пг. , 1911—1916.
  2. .
  3. Сергей Кот. . day.kyiv.ua (1 августа 2013). Дата обращения: 20 ноября 2020.
  4. , с. 226.
  5. , с. 106—111.
  6. , с. 192—193.
  7. , с. 192.
  8. , с. 182.
  9. , с. 5—182.
  10. Кот С. . Дата обращения: 3 марта 2018.
  11. .
  12. , с. 13.
  13. , с. 29—31.
  14. Карпов Ю. А. . Вступительная статья, перевод, комментарии и примечания А.Ю. Карпова . Образовательный портал “Слово”. Дата обращения: 3 марта 2018.
  15. , с. 165.
  16. , с. 151.
  17. , с. 26.
  18. , с. 7.
  19. , с. 23.
  20. , с. 182.
  21. , с. 22.
  22. , с. 57.
  23. , с. 181.
  24. , с. 171—205.
  25. Петин П. . Московские ведомости (5 февраля 2015). Дата обращения: 3 марта 2018. 5 сентября 2017 года.
  26. , с. 111, 153.
  27. , с. 184.
  28. , с. 155—56.
  29. , с. 96—99.
  30. , с. 172.
  31. , с. 190.
  32. , с. 209.
  33. , с. 126.
  34. , с. 193.
  35. , с. 204—205.
  36. , с. 206.
  37. , с. 77.
  38. , с. 104.
  39. , с. 188.
  40. , с. 9.
  41. , с. 173.
  42. , с. 642—648.
  43. , с. 174.
  44. , с. 44.
  45. , с. 45—46.
  46. , с. 206—207.
  47. , с. 174—175.
  48. , с. 189.
  49. , с. 110.
  50. , с. 175.
  51. , с. 251—253.
  52. , с. 125—126.
  53. . www.proquest.com . Дата обращения: 12 февраля 2022.
  54. , с. 91.
  55. , с. 207.
  56. , с. 28.
  57. , с. 27—28.
  58. , с. 1601.
  59. , с. 160.
  60. , с. 161.
  61. , с. 162.
  62. , с. 128.
  63. , с. 176.
  64. , с. 81.
  65. , с. 118.
  66. , с. 117—119.
  67. , с. 24.
  68. , с. 55—57.
  69. , с. 53.
  70. , с. 56.
  71. , с. 111.
  72. , с. 113—115.
  73. .
  74. , с. 127—128.
  75. , с. 51.
  76. , с. 51—52.
  77. , с. 10.
  78. , с. 33.
  79. . Музеи Московского Кремля. Дата обращения: 3 марта 2018.
  80. . РИА Крым (21 мая 2016). Дата обращения: 19 апреля 2018.
  81. .
  82. .
  83. . Газета «Коммерсантъ» (9 октября 2002). Дата обращения: 19 апреля 2018.
  84. , с. 177—178.
  85. , с. 71.
  86. София Багдасарова. (рус.) . Проверено.Медиа (12 февраля 2022). Дата обращения: 12 февраля 2022.
  87. . Информационный портал «Ульяновская правда» (9 января 2018). Дата обращения: 19 апреля 2018.
  88. . РИА Новости (31 мая 2016). Дата обращения: 19 апреля 2018.

Литература

  1. Бобровницкая И. А. Шапка Мономаха: к проблеме происхождения формы. — 1. — Москва: Филимоновские чтения, 2010. — 81 с.
  2. Борисов Н. С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света. Россия в 1492 году от Рождества Христова. — Академический проект, 2017. — С. 151. — 395 с. — ISBN 978-5-8291-1946-1 .
  3. Богатырёв С. Н. Ещё раз о шапке Мономаха и казне московских князей // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2011. — Июль-Декабрь ( № 2 (10) ). — С. 251—254 . — ISSN .
  4. Богатырёв С. Н. Шапка Мономаха и шлем наследника: репрезентация власти и династическая политика при Василии III и Иване Грозном // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2011. — Январь-Июнь ( № 1 (9) ). — С. 171—200 . — ISSN .
  5. Богатырёв С. Н. Шлем Ивана Грозного в контексте придворной культуры // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2014. — Июль-Декабрь ( № 2 ). — С. 112—140 . — ISSN .
  6. Валеева-Сулейманова Г. Ф. // Золотоордынская цивилизация / под ред. Миргалеева И. М. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2008. — Вып. 1 . — С. 22—26 . 19 октября 2016 года.
  7. Виноградов М. // Вечерняя Москва. — 2018. — 9 март.
  8. Геращенко В. П. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств : журнал. — 2008. — С. 42—53 .
  9. Гольдберг А. Л. К истории рассказа о потомках Августа и дарах Мономаха // Труды Отдела древнерусской литературы. — Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1976. — Т. XXX. — С. 204—216.
  10. Жилина Н. В. Шапка Мономаха: Историко-культурное и технологическое исследование / Институт археологии РАН . — М. : Наука , 2001. — 248 с. — 1000 экз. ISBN 5-02-008722-X .
  11. Игина Ю. Ф. О династических шлемах, чичаках и шапках. Ответ на статью С. Н. Богатырёва «Шлем Ивана Грозного в контексте придворной культуры» // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2015. — Январь-Июнь ( № 1 (9) ). — С. 66—81 . — ISSN .
  12. Коллектив авторов. // Нива: Иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни. Репринт / ред. Клюшников В. — Санкт-Петербург: А. Ф. Маркса/Альфарет, 1874 (2012-1013). — Т. 1—26. — 420 с.
  13. Королёв К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Мидгард, Эксмо, 2003. — С. 226. — 608 с. — ISBN 978-5-699-08964-2 .
  14. Лаврентьев А. В. // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2014. — Июль-Декабрь ( № 2 ). — С. 92—111 . — ISSN .
  15. Лагеев М. В., Никольский Е. В. // Studia Humanitatis. — Автономная некоммерческая организация «Институт современных гуманитарных исследований», 2016. — № 3 . — С. 1—16 . — ISSN .
  16. Михайлова И. Б. И здесь сошлись все царства... Очерки по истории государева двора в России XVI в. : повседневная и праздничная культура, семантика этикета и обрядности. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. — С. 80—93. — 648 с. — ISBN 978-5-86007-634-1 .
  17. Наконечный С. // «Городское обозрение красивых домов и квартир» : журнал. — 2008. — Январь ( № 1 ).
  18. Орнатский С. // Речи, стихи и исследования, написанные по случаю торжества священного миропомазания и венчания на царство государя императора Александра Второго, самодержца Всероссийского и августейшей его супруги государыни императрицы Марии Александровны, ординарными профессорами Московского университета для торжественного собрания 31-го августа 1856 года. — Москва: Университетская типография, 1856. — С. 44—46. — 189 с.
  19. Пузанов В. В. // Учёные записки Казанского университета. — 2011. — Т. 153 , вып. 3 . — С. 102—111 .
  20. Синицына Н. В. Киевская и Московская Русь. Из истории русской культуры // О происхождении понятия «шапка Мономаха» (к вопросу о концепциях римско-византийского преемства в русской общественно-политической мысли XV—XVI вв.). — Москва: Языки славянской культуры, 2002. — Т. II. — С. 642—648.
  21. Успенский Б. § 6. Помазание царя в России // Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. — Москва: Языки русской культуры, 2000. — С. 77. — 144 с. — ISBN 5-7859-0145-5 .
  22. // Опись Московской оружейной палаты. — Москва: Типография Общества распространения полезных книг, 1884—1893. — Т. 1. — С. 27—34.
  23. Шипицин К. // «СМ Номер один» : газета. — 2016. — 29 Сентябрь ( № 38 ).
  24. Щербина Н. Ф. Шапка Мономаха, которую коронуются на царство российские государи // Пчела. Сборник для народного чтения и для употребления при народном обучении. — 6. — Санкт-Петербург: Типография Глазунова, 1882. — С. 29—31.
  25. Эткинд А. = Internal Colonization: Russia's Imperial Experience / в пер. Макарова В.. — Новое Литературное Обозрение, 2013. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный Запас»). — ISBN 978-5-4448-0090-4 .
  26. // The Reception of Byzantium in European Culture Since 1500 / edited by Przemyslaw Marciniak, Dion C. Smythe. — NY: Routledge, 2016. — P. 57. — ISBN 9781472448606 .
Источник —

Same as Шапка Мономаха