Хруничев, Михаил Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Васи́льевич Посо́хин ( 30 ноября [ 13 декабря ] 1910 , Томск — 22 января 1989 , Москва ) — советский, российский архитектор , педагог . Народный архитектор СССР (1970). Лауреат Ленинской премии (1962), Государственной премии СССР (1980) и Сталинской премии второй степени (1949).
Главный архитектор Москвы (1960—1980) . Среди главных реализованных проектов — высотный жилой дом на Кудринской площади и застройка улицы Новый Арбат в Москве .
Родился 30 ноября (13 декабря) 1910 года в Томске. Родители, Василий Михайлович и Мария Александровна, принадлежали к числу образованных мещан . Отец работал в типографии , мать — в библиотеке .
После окончания средней школы в 1927 году записался вольнослушателем в Сибирский технологический институт , параллельно посещал творческую студию художника Вадима Мизерова и работал учеником декоратора в Томском драматическом театре .
Вскоре переехал в Кузнецк-Сибирский и начал работать на строительстве Кузнецкого металлургического комбината . Затем поступил в Учебный комбинат «Кузнецкстроя» и в 1931 году получил диплом гражданского инженера . Молодой специалист перешёл в проектный отдел учреждения, где принял участие в создании « соцгорода » .
В 1935 году переехал в Москву, чтобы поступить в мастерскую Алексея Щусева в Московский архитектурный институт , окончил вуз экстерном за три года . Во время обучения познакомился с молодым архитектором Ашотом Мндоянцем , ставшим его другом и соратником на долгие годы. По воспоминаниям Михаила Посохина-младшего, даже много лет после знакомства два архитектора «работали целый день в мастерской, потом вместе шли с работы, продолжая обсуждать новые идеи по дороге, чаще всего приходили к нам, ужинали, пили чай, а потом на освободившемся столе, а зачастую и на полу раскладывали кальки и бумагу и продолжали работать, искать, обсуждать, эскизировать» . В конце 1930-х первые их совместные проекты представлены на конкурсах аэровокзала в Москве и театра в Комсомольске-на-Амуре .
После начала войны был прикомандирован к роте инженерной разведки МПВО , которая занималась возведением маскировочных конструкций и оперативным восстановлением разрушенных зданий . Однако уже в 1943 году молодого архитектора привлёк к сотрудничеству Дмитрий Чечулин , который в то время руководил реконструкцией здания Моссовета на улице Горького . В это же время Посохину и Мндоянцу поручили перестройку здания бывшего Александровского училища на улице Фрунзе , в котором должен был разместиться Генштаб РККА . Работа над первым самостоятельным проектом завершилась в 1946 году. Здание получило типичные черты нового стиля сталинский ампир .
В 1946 году возглавил одну из проектных мастерских Моссовета . Два года спустя он и Мндоянц выиграли конкурс на создание сталинской высотки — 24-этажного жилого небоскрёба на площади Восстания . Фасады здания украсили характерные для сталинского ампира элементы: скульптурные группы, колоннады , пилястры и венчающий здание шпиль . В необыкновенном по советским меркам жилом доме были применены многочисленные новаторские решения. На нижних этажах находились двухзальный кинотеатр «Пламя», прачечная, самый большой в СССР продовольственный магазин «Гастроном». Также в доме существовала подземная парковка на 134 машиноместа . Уникальное здание получило индивидуальную планировку, дорогостоящую отделку и оснащение. В частности, в доме построили 28 четырёхкомнатных квартир. Во всех квартирах на кухнях были установлены холодильники, встроенная мебель, мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов и был предусмотрен доступ к мусоропроводу .
О работе над этим зданием М. Посохин написал в мемуарах «Дороги жизни». Среди прочего он отметил тот факт, что архитекторам категорически запретили использовать зарубежные журналы, чтобы избежать копирования приёмов западных мастеров . В 1949 году за выполненный проект архитектор был награждён Сталинской премией второй степени .
Интересовался не только созданием выдающихся сооружений — он одним из первых архитекторов в СССР разработал и реализовал проекты крупнопанельных зданий . В своей книге, опубликованной в 1953 году, он подробно объяснял новые принципы жилого строительства. Подчёркивал, что для быстрого строительства новых жилых массивов на окраине столицы необходима «всемерная индустриализация … на базе типизации и широкого применения конструкций, архитектурных деталей, элементов санитарно-технического и инженерного оборудования заводского изготовления». Мастер считал, что проектировать новые каркасные дома необходимо с учётом будущего размещения на первых этажах магазинов, детских учебных заведений и развлекательных организаций. Также строители должны продумывать украшение задних фасадов и организацию дворового пространства .
Реализовать своё видение он сумел при строительстве четырёхэтажных домов на Хорошёвском шоссе . Работы на объекте начались в 1948 году. Это был первый в советской истории опыт комплексной застройки жилого квартала панельно-каркасными зданиями. Следующий построенный комплекс — десятиэтажные дома на улице Куусинена , проект которых был предложен ещё в 1953 году . Принципы жилого домостроения, которые продвигал архитектор, были близки взглядам Никиты Хрущёва . Благодаря этому он избежал обвинений в «украшательстве» , которые руководство КПСС выдвигало в адрес советскийх архитекторов в середине 1950-х годов .
В середине 1950-х годов по его проекту был перестроен главный фасад театра «Эрмитаж» . Здание в стиле модерн получило принципиально новую внешность в стилистике сталинского ампира. К небольшому сооружению, прежде практически лишённому выразительных декоративных элементов, были добавлены два соединённых колоннадой флигеля .
7 сентября 1953 года было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О сооружении Пантеона », куда предполагалось перенести останки похороненных у кремлёвской стены и в Мавзолее . К участию в закрытом конкурсе допустили 10 крупнейших архитекторов СССР, в их числе оказался и М. Посохин. Представленные проекты были опубликованы в сентябре следующего года в журнале « Архитектура СССР ». В качестве точки отсчёта все конкурсанты выбрали античный храм с колоннадой (в проекте М. Посохина — двухъярусной), что согласовывалось с принципами «сталинского ампира». Однако уже 1 ноября 1954 года Н. Хрущёв начал борьбу с «украшательством», что исключало возможность развития помпезной сталинской архитектуры вообще и проекта Пантеона в частности .
Во второй половине 1950-х годов состоялся закрытый конкурс на проект Дворца Советов . Хотя архитектор не оказался в числе участников, ему удалось построить Кремлёвский дворец съездов — самое выдающееся здание 1960-х годов. В своём проекте он использовал мотивы, предложенные Александром Власовым и Иваном Жолтовским для Дворца Советов . Центральное ядро здания составляют Зал заседаний и Банкетный зал, рассчитанные на 6000 и 4500 человек соответственно. Эти помещения с трёх сторон опоясаны взаимосвязанными пространствами фойе и кулуаров . Аналогичную компоновку помещений он реализовал в проекте кинотеатра «Октябрь» , который создавался в комплексной застройке проспекта Калинина (Нового Арбата) .
Строительство минималистичного Дворца съездов с идеей раскрытия внутреннего пространства вовне служило отражением новой архитектуры эпохи оттепели . Ради возведения огромного здания пришлось уничтожить часть исторической застройки Кремля. Архитектор с коллегами постарались гармонично вписать громадный параллелепипед в существующий архитектурный ансамбль. Ради этого пришлось на 15 м заглубить нижний уровень зала и вестибюля . Здание было введено в эксплуатацию уже в 1961 году, а год спустя за реализацию проекта он был награждён Ленинской премией .
В 1960 году Михаил Посохин возглавил Архитектурно-планировочное управление Москвы. За время его пребывания на посту архитектурный облик столицы коренным образом изменился. Первая крупная стройка, которую он инициировал — новый проспект Калинина. После окончания работ в 1962 году магистраль стала воплощением идей советского правительства о развитии отечественной архитектуры .
В первоначальном плане присутствовало много новаторских решений. Автомагистраль должна была проходить ниже поверхности земли, а над ней следовало проложить многочисленные пешеходные мостики. 26-этажные высотки южной части проспекта являлись одной огромной коммуной , соединённой общим двухэтажным стилобатом , в котором предлагалось создать развлекательные учреждения. Согласно первоначальному плану, в этих домах проектировались исключительно малогабаритные квартиры для молодых семей. При реализации плана в проект были внесены многочисленные изменения. По требованию Н. Хрущёва было проложено обычное дорожное полотно, из-за чего комплексы северной и южной части проспекта оказались обособленными. В 1964 году с приходом к власти нового правительства в южных корпусах вместо квартир были созданы офисы .
В начале 1970-х годов в книге «Город для человека» архитектор написал:
Город без свободных пространств – это лабиринт, угнетающий человека. Необходимо ритмичное чередование закрытых и открытых пространств, сочетание узких и широких улиц, больших и малых площадей, бульваров и парков… Зрительное восприятие плана города, понимание его пространственного построения дают человеку возможность глубже постичь красоту и гармонию города .
Новый проспект стал важной вехой в развитии типового строительства как наглядный пример выразительного эффекта от чередования высотных и малоэтажных зданий. Однако целостное восприятие комплекса возможно только при движении на автомобиле. Для пешехода ритмичная композиция выглядит слишком укрупнённой и монотонной . Хотя строительство проспекта Калинина являлось частью трансформации Москвы из старого города в современный мегаполис, уничтожение старинной застройки и создание высотных зданий в историческом центре вызвало критику со стороны культурного сообщества .
Следующей его знаменательной работой стал комплекс зданий СЭВ . Основной корпус высотой в 31 этаж получил оригинальную форму в виде двух изогнутых пластин, соединённых прямоугольным объёмом. Подобный приём логически развивал идеи застройки Нового Арбата . В данном случае плавный изгиб разбавлял монотонность коридоров и обеспечивал для зрителя снаружи комфортный блик стеклянной поверхности .
В 1960-х годах архитекторы М. Посохин и Н. Уллас возглавили работу над генеральным планом развития Москвы. Предполагалось, что он станет образцом для развития всех советских городов в начале XXI века. В 1971 году документ был одобрен и опубликован. Авторы указали достаточно строгие внешние границы Москвы. Разрастание города вширь должна была ограничить лесопарковая зона. Параллельно в радиусе 100 км от столицы предполагалось создать сеть городов-спутников . Согласно проекту, столичная радиально-кольцевая система дорог сохранялась, но дополнялась прямоугольной системой скоростных шоссе . Четыре из них ( Ховрино — Борисово , Тёплый Стан — Владычино , Очаково — Мытищи и Татарово — Бирюлёво ) должны были пройти в 5 км от центра и в перспективе выйти за пределы МКАД в качестве съездов на загородные шоссе. Чтобы создать такую цепь дорог, следовало построить многочисленные тоннели и эстакады . Эта часть проекта осталась неосуществлённой .
Для обеспечения жизнеспособности столицы требовалась новая полицентрическая структура с историческим центром в качестве основной зоны и семью новыми, расположенными на периферии. Промышленные предприятия следовало вывести за пределы города или модернизировать производственные мощности. Реализация генерального плана оказалась неосуществимой в условиях советской экономической системы . В одном из пунктов значилось, что население Москвы к 2000 году увеличится до 8 млн человек. Исходя из этого можно было больше сил и средств вложить в строительство общественных зданий и развитие транспортной инфраструктуры. Советские чиновники, наоборот, стремились увеличить объёмы жилой застройки, что провоцировало стремительный рост населения, и порог в 8 млн был достигнут уже в 1980 году. При этом не был обеспечен должный уровень организации городской среды. Главная идея плана — создание полицентричного города — тоже осталась неосуществлённой, а строительство Третьего транспортного кольца и ввод в эксплуатацию новых линий метрополитена затянулись на долгие годы .
В середине 1960-х годов архитектор возглавил реконструкцию Суздаля , а в начале 1970-х годов — инициировал поквартальное обследование исторической застройки Москвы. В результате был опубликован многотомник «Памятники архитектуры Москвы» и реконструирована первая в России пешеходная улица Арбат .
В начале 1970-х годов под его руководством началось возведение нового экспериментального района Северное Чертаново . Создатели стремились достичь нескольких целей. Во-первых, избежать однообразия застройки, которое являлось результатом промышленного производства стеновых панелей. Для этого возводились дома со сложной конфигурацией и переменной этажностью . В микрорайоне были устроены подземные парковки и транспортные сети, чтобы частично изолировать проезжие части от пешеходных зон. Каждый дом формировал небольшой замкнутое дворовое пространство .
При создании Северного Чертанова впервые в Советском Союзе при создании жилых зданий из типовых конструкций был применён широкий шаг несущих стен — 7,2 м. Это позволило использовать свободную планировку: при вариации комнат от 1 до 5 новосёлы могли выбрать 40 вариантов квартир, в том числе — двухуровневые . Из-за инертности экономической системы страны строительство одного микрорайона в Москве затянулось на 13 лет .
Разделение зон для движения автомобилей и пешеходов ещё отчётливее было реализовано в проекте спортивного комплекса «Олимпийский» (1977—1980). Группа архитекторов во главе с М. Посохиным умело использовала 11-метровый перепад высот, который существует в пределах огромного сооружения .
Наиболее полно идею комплексной застройки архитектор реализовал в проекте Центра международной торговли . Согласно замыслу архитекторов, в корпусах ЦМТ размещались отель международного класса на 600 номеров, апарт-отель на 625 номеров и 22-этажный офисный центр. Для всего комплекса был создан единый трёхэтажный стилобат, в котором разместились различные общественные учреждения: от конференц-залов до ресторанов .
В 20-х числах октября 1970 года в Москве состоялся V Съезд архитекторов СССР. На нём прозвучал призыв внимательно относиться к работам зарубежных мастеров и расширять участие в деятельности Международного союза архитекторов. Съезд запомнился своей неформальной атмосферой: среди участников распространялась сатирическая газета с шаржами и эпиграммами. М. Посохину были посвящены строки:
Добьемся, чтоб зелень могла процветать,
А транспорт ушел в землю чтобы,
И стал чтобы зодчих страны
вдохновлять
Характер московский особый.
Пора решить нам навсегда
Проблему «человек — среда» .
В конце 1950-х годов архитектор начал работу над комплексной застройкой курорта в Пицунде , который на тот момент являлся территорией СССР. Это был первый масштабный проект рекреационного учреждения, полностью разработанный в Советском Союзе . Во время работы в Грузии М. Посохин по совету А. Мндоянца пригласил на работу начинающего художника Зураба Церетели , который создал скульптурные композиции, украшенные мозаичными панно .
Архитектор создал два крупных посольских комплекса: в Бразилиа в 1968—1974 годах и в Вашингтоне в 1970—1993 годах. Проекты радикально отличались друг от друга. Здание в Бразилии было оформлено ярко, с контрастной расцветкой стен и балконами на главном фасаде. Здание в США получило монументальный облик в строгой стилистике официальных сооружений округа Колумбия .
С точки зрения архитектуры более интересными заграничными проектами стали павильоны СССР, которые архитектор разработал для Всемирных выставок в Монреале (1967) и Осаке (1970). Канадский павильон был выдержан в стилистике московских сооружений. Здание получило остекление по всему периметру и мощный стилобат, в котором размещалась часть общественных помещений . Сооружение в Японии отличалось оригинальностью: оно символизировало развевающееся красное знамя. За счёт максимальной высоты в 104 м павильон был виден со всех уголков выставки .
Наряду с основной деятельностью, занимался организационными и образовательными проектами. В 1963–1967 годах он создал и возглавил Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР , реорганизовал систему проектных организаций, объединил наиболее активные архитектурные силы страны .
Восемь лет преподавал архитектурное проектирование в Московском архитектурном институте (1967—1975), а в Академии художеств открыл факультет архитектуры.
Член Союза архитекторов СССР . Действительный член АХ СССР (1979), член Президиума, академик-секретарь Отделения архитектуры и монументального искусства АХ СССР (1979). Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950—1955), Академии строительства и архитектуры (1956—1963) ..
Также избирался депутатом Верховного Совета СССР 6-9 созывов . Делегат XXII — XXV съездов КПСС.
Так как он успешно выполнял диаметрально противоположные проекты, на протяжении всей карьеры пользовался уважением со стороны партийного руководства. Ещё в сталинскую эпоху он был назначен заместителем начальника Архитектурно-планировочного управления Москвы . Эту должность он сохранил и с приходом к власти Н. Хрущёва. При Н. Хрущёве он занял пост Главного архитектора Москвы и оставался на этой должности большую часть брежневского правления . Мастера признало и зарубежное профессиональное сообщество. В 1978 году он был избран Почётным членом Американского института архитекторов .
Скончался 22 января 1989 года в Москве. Похоронен рядом со своими родителями на Ваганьковском кладбище (16 уч.) .