Модернизм (значения)
- 1 year ago
- 0
- 0
Советский архитектурный модернизм — одно из трёх основных направлений архитектуры СССР наряду с авангардом и сталинским ампиром . Выведен критиками в начале XXI века в отдельное направление. Охватывает период с 1955 по 1991 год . Переходом к модернизму стало постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года « Об устранении излишеств в проектировании и строительстве » .
Архитектурный модернизм пришёл в СССР с Запада и трансформировался в советский. Во время так называемой хрущёвской оттепели в СССР стали появляться в открытом доступе для архитекторов специализированные профессиональные журналы, также начал происходить обмен опытом с архитекторами стран Польши , Кубы и Венгрии . Интернациональность модернизма, по сути, является одной из главных его отличительных черт. Если конкретизировать, то истоки советского модернизма лежат непосредственно в произведениях Ле Корбюзье , который к пятидесятым годам XX столетия переработал основы советского конструктивизма в новый, собственный архитектурный стиль.
Термин «советский архитектурный модернизм» был введён в начале 2010-х годов, до этого момента его фактически не существовало. Важно, что до сих пор не определено точных критериев советского архитектурного модернизма, кроме сравнительно чётко определённого периода. Большую роль в выявлении данного стиля сыграл французский фотограф Фредерик Шубин , который в начале двухтысячных годов объездил территорию бывшего Советского Союза и запечатлел ряд зданий, на тот момент относившихся исключительно к брутализму.
По мнению многих исследователей, брутализм и был положен в основу советского модернизма [ источник не указан 239 дней ] . Для советского модернизма, как и для брутализма, характерны функциональность массивных форм и конструкций; урбанистичный облик зданий. Композиционные решения, вероятно, должны были отразить, размах передовых идей и антибуржуазные принципы советской жизни. Как и в брутализме, основным строительным материалом советского модернизма является железобетон , а подход выполнения архитектурного заказа является комплексным.
Однако было бы неправильным целиком и полностью отождествлять данный архитектурный стиль с брутализмом, поскольку существуют некоторые различия. Так, особенностью советского модернизма является, к примеру, использование облицовочных материалов ( мрамор , песчаник , ракушечник, керамика и другое). Также характерна для этого архитектурного стиля (в основном — на стадии развития) декоративность — например, наличие мозаичных панно, барельефов и прочих модернистских элементов украшения монументального искусства, а кроме того — массовое остекление поверхностей зданий, отчасти напоминающее о конструктивизме .
Важную роль в определении стиля сыграло исследование (точнее — альбом) французского фотографа (Frédéric Chaubin), а также серия фотографий «Споменики» нидерландского фотографа Яна Кемпенаэрса . В этом же контексте заслуживает внимания исследование архитектора Феликса Новикова , изданное уральским издательством Tatlin под названием «Советский модернизм: 1955—1985» , а также работа о творчестве армянских архитекторов «Архитектура советского модернизма» .
Главными образцами советского модернизма можно считать следующие постройки: Московский дворец пионеров [ источник не указан 417 дней ] , Кремлёвский Дворец Съездов , ансамбль Парка Победы на Поклонной горе , Останкинская телебашня , микрорайон «Северное Чертаново» , Здание музея АЗЛК , Центральный дворец бракосочетания и филиал Центрального музея В. И. Ленина в Киеве, и другие.
Основная критика данного архитектурного стиля заключается в том, что после сталинской «декоративности» сугубо функциональная аскетичность модернизма (начиная с хрущёвских времён) лишила архитекторов простора для творчества. Что же касается взглядов обывателей, а не деятелей данного вида искусства, многих рядовых граждан СССР не устраивали так называемые «дома-коробки», они их считали лишёнными культурной и художественной ценности. Кроме того, искусство данного периода в целом и архитектуру — в частности, отличал формальный подход и следование идеологическим установкам.
Так, в открытом письме Михаилу Суслову группа художников круга Э. М. Белютина раскритиковала формальный подход к искусству и практику создания произведений искусства в рамках государственного заказа.