Interested Article - Саяны (субэтническая группа)

Сая́ны — субэтническая группа русских в Курской губернии ( Курский , Щигровский , Фатежский , Тимский , Дмитриевский , Суджанский , Льговский , Обоянский , Белгородский , Корочанский , Старооскольский уезды). Существовали до начала XX века, затем постепенно слились с основным массивом русского населения. В конце XIX века численность саянов составляла порядка 25—30 тысяч человек .

Саяны, по всей видимости, также жили и в Новосильском уезде Тульской губернии , в принадлежащих местному Свято-Духову монастырю сёлах — Архангельское , Березовец , Задушное , Игумново , Подъяковлево , и деревнях — Городилова , Колгановка , Толстенкова . По описанию одежды, внешности, говора и бытового уклада, местные экономические крестьяне были практически идентичны курским саянам .

Происхождение

Происхождение этнической группы саянов не вполне ясно. По одной из версий, саяны возникли в результате смешения автохтонного населения — севрюков (потомков племени северян ) с белорусскими переселенцами из Великого Княжества Литовского . В речи саянов (в т. ч. жителей бывших городов Белгородской черты Болховца и Карпова ) наблюдались параллели с говорами давних обитателей Белёвского уезда . Н. А. Благовещенский указывал на сходство фатежских саянов (жителей сёл Поныры , Смородина, Березовец , Ольховатка и др.) с мордвой и черемисами . Их название, скорее всего, возникло из-за характерного произношения « сая » вместо « себя » .

Саяны с начала XVII века селились на пустых землях, осваиваемых Коренским Рождество-Богородицким , Курским Знаменским , Льговским Дмитриевским и другими монастырями. В результате они обособились от остального русского населения региона, обретя признаки полноценной этнотерриториальной и этносословной группы. К примеру, из среды однодворцев Щигровского уезда отчётливо выделялись саяны — жители сёл Охочевка , Ясенки и Старая Слободка. После секуляризации церковных земель при Екатерине II саяны были переведены в категорию экономических крестьян . Саяны, населявшие южную часть Курской губернии, были известны как мамоны . Они проживали в сёлах Алексеевка , Ломово и Проходное , т. е. в бывшей дворцовой посопной волости Белгородского уезда , концентрируясь по берегам реки Корень . Жителей села Банище одни исследователи относили к саянам , другие — к горюнам .

Особенности

Саян — девичье платье
Девушка из села Березовец Новосильского уезда Тульской губернии в платье-«саяне». Конец XVIII века.
Женщина из села Березовец Новосильского уезда Тульской губернии в клетчетой юбке-«поневе» и головном уборе-«сороке». Конец XVIII века.

Саяны отличались от других русских Курской губернии рядом антропологических, диалектных и культурных особенностей:

  • Во-первых, отличия проявлялись в антропологическом типе. Саяны характеризовались светлым цветом волос и глаз, долихокефалией . Саянские женщины в противоположность мужчинам были высокого роста.
  • Во-вторых, саяны отличались особенностями говора : «когоканьем» — твёрдым произношением г с особенным ударением на о ; произношением с вместо аффрикаты ц ; подчёркнутым аканьем и т. д. В курско-белгородском регионе для характеристики речи саянов имела хождение поговорка: «Куриса на улисе яйсо снесла». Г. В. Денисевичем зафиксирован современный вариант этой поговорки: «Куриса на улисе яйсо снесла, а я его сап и в кооперасыю». В селе Болховец Белгородского района , окружённом сёлами перевертней , однодворцев , цуканов и украинцев с акающими слобожанскими говорами был отмечен следующий вариант поговорки: « Как у нас на Болховсе куриса снесла яйсо прямо в рукавису ».
  • В-третьих, саяны отличались особенностями быта (южнорусские черты в западном варианте).

Основным занятием саянов было земледелие . Значительное развитие получило овцеводство. Мужчины занимались деревообработкой, плотницким ремеслом, извозом, в городах — торговлей в разнос, а также нанимались в приказчики, лакеи, трактирные половые. Поскольку многие из этих занятий были связаны с отходом, значительная часть сельскохозяйственных работ выполнялась женщинами.

Поселения саянов представляли собой большие деревни , располагавшиеся несколько в стороне от реки, в низине или овраге.

Саяны выделялись своеобразной одеждой собственного изготовления. Будничная женская одежда состояла из рубахи, расшитой разноцветными нитями, клетчатой шерстяной понёвы или юбки, головным убором служила повязка в виде повойника . В состав праздничной одежды женщин входили расшитая нитями и позументом юбка и в качестве головного убора — богато украшенная « сорока » в форме высокого кокошника с «позатыльником». Девушки носили так называемый «саян» — платье без рукавов из чёрной самодельной сарпинки , расшитое по швам позументом , поверх которого подвязывали холщовый «запон» (фартук). Повседневным девичьим головным убором был платок, а праздничным — «венок» из красного бархата . Саян был типичной одеждой для жителей многих сёл Шебекинского района Белгородской области .

Новосильские девушки-«саянки» подвязывали платье красными кушаками, а на головах носили сложенные в виде венка красные платки с бахромой.

Изучение

Особый вклад в изучение говоров курско-белгородского региона, в том числе и саянов, внесли М. Г. Халанский и .

См. также

Примечания

  1. , с. 337.
  2. «Ревизские сказки служителей бывшего Московского Крутицкого архиерейского дома, экономических крестьян и казаков Новосильского уезда за 1795 год» — дело 593, Орловский областной архив
  3. «Этнографические сведения о быте государственных крестьян Тульской губернии» — С-Пб, 1795
  4. . Дата обращения: 25 марта 2010. 8 августа 2017 года.
  5. Халанский М. Г. . — СПб. , 1904. — С. 36-37. 23 мая 2023 года.
  6. Зеленин Д. К. Великорусскіе говоры съ неорганическимъ и непереходнымъ смягченіемъ задненебныхъ согласныхъ / Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации — СПб. : Типография А. В. Орлова, 1913
  7. Малые этнические и этнографические группы: Сб. статей, посвященных 80-летию со дня рождения проф. Р. Ф. Итса / Под ред. В. А. Козьмина. — СПб.: Новая Альтернативная Полиграфия, 2008. — 356 c., ( ) (недоступная ссылка)
  8. Булгаков Г. И. К вопросу об изучении Саянских сел Курского края (Из материалов обследований) // Изв. Курск. об-ва краеведения. — 1928. — № 3 (9). Май-июнь . — С. 34 .
  9. Загоровский В. П. . — Воронеж, 1968. — С. 45-46. 3 августа 2023 года.
  10. Булгаков Г. И. // Курский край : сборник. — Курск, 1925. — Вып. 1 . — С. 100 . 1 декабря 2022 года.
  11. [bgcnt.ru/assets/files/Kostumi/Kostiym%20Shebekinsk.doc Костюм и ремёсла Шебекинского района] // «Традиционная культура Шебекинского района» (экспедиционная тетрадь №14) — Белгород,: Белгородский центр народного творчества , 2009

Литература

  • Благовещенский Н. А. . — М. , 1899.
  • Бузин В. С., Егоров С. Б. // Малые этнические и этнографические группы (Сб. статей, посвященный 80-летию со дня рождения проф. Р. Ф. Итса ) (Историческая этнография. Вып. 3) / Под ред. В. А. Козьмина. — СПб. : Новая Альтернативная Полиграфия, 2008. — С. 308—346 . 6 октября 2014 года.
  • Булгаков Г. И. К вопросу об изучении Саянских сел Курского края (Из материалов обследований) // Изв. Курск. об-ва краеведения. С. 32-42; С. 61-64
  • Глаголев Н. В. Сказки, сказания и предания Новосильского края. Рукопись. — Тула: Тульская универсальная научная библиотека, 1926.
  • Горбачёв П. О. Саяны вы мои, саяны // Курский вестник. 2005. 9 февраля.
  • Добротворский Н. Саяны. Историко-этнографический очерк // Вестн. Европы. — СПб. , 1888. № 9. С. 197—213
  • Живая старина. 1906 г. Вып. III. Периодическое издание отделения Этнографии Имп. Русского Географического Общества — СПб. : Тип. И. Н. Кушнерев и К, 1906
  • Зеленин Д. К. — Спб, Типография А. В. Орлова, 1913
  • Чижикова Л. Н. // Этнографическое обозрение . 1998. № 5. С. 37-38.

Ссылки

  • Шпилев А. Г. — 2011
Источник —

Same as Саяны (субэтническая группа)