Саяны (субэтническая группа)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ма́рковцы ( анадырщики , анадырцы ) — субэтническая группа русских , проживающая в селе Марково и небольших поселениях рядом с ним в Анадырском районе Чукотского автономного округа .
Марковцы представляют собой одну из ряда небольших групп русских , расселившихся в XVI—XVIII веках в заполярных районах Сибири , наряду с затундренными крестьянами Таймыра , русскоустьинцами и походчанами севера Якутии . Их формирование связывается с ассимиляцией русскими оседлых чуванцев среднего течения реки Анадырь . Численность марковцев в конце XIX — первой трети XX века составляла около 400 человек , по данным на 2010 год в селе Марково проживает 740 человек.
В прошлом среди марковцев был распространён особый марковский говор русского языка , характеризующийся влиянием языков северных народов Чукотки . По вероисповеданию марковцы принадлежали к официальному православию .
Согласно классификации русских субэтнических групп , опубликованной в монографии Института этнологии и антропологии РАН «Русские», в которой рассматривается территориальное размещение субэтносов за пределами Европейской части России , марковцы отнесены к группе русских-метисов Якутии, Забайкалья и затундренной зоны , противопоставленной группе русских, не смешавшихся с другими народами и являвшихся потомками старожилов, вышедших из разных областей, в особенности из севернорусских .
Согласно классификации русских субэтнических групп по фактору происхождения, опубликованной в работе «Субэтносы русских: проблемы выделения и классификации» В. С. Бузина и С. Б. Егорова, марковцы принадлежат к так называемым группам смешанного происхождения . Данные субэтносы сформировались в ходе колонизации славянами новых земель, сопровождавшейся тесными контактами с автохтонным ( коренным ) населением, в том числе и посредством межэтнических браков. В процессе ассимиляции русскими местного населения, либо метисации с ним (часто эти процессы было трудно разграничить), образовывались симбиозные группы, воспринявшие многие черты культуры и антропологические черты местного населения, но сохранившие русское самосознание и русский язык . Главный фактор, по которому марковцы включены в число групп смешанного происхождения , — образование данной группы в результате ассимиляции русскими оседлых чуванцев .
В 1920-х годах марковцев считали частью камчадалов . К середине XX века для наименования марковцев использовался специальный термин «местнорусские» (в том числе и в официальных документах), который стали употреблять и сами марковцы наряду с самоназваниями «марковцы», «анадырщики» и «анадырцы». Современная этническая самоидентификация марковцев неустойчива и зависит от определённой ситуации — они могут называть себя как марковцами, так и русскими, чуванцами или камчадалами .
Марковцы, оказавшись в особых природных и климатических условиях, переняли от чуванцев большое число черт их традиционного хозяйственного уклада: способы охоты и рыболовства, собаководство и оленеводство, некоторые виды одежды, сохранив при этом русскую основу в фольклоре и православную веру .
Основными занятиями, обусловленными проживанием в заполярной тундре, у марковцев в XIX веке были рыболовство и охота (главным образом на дикого северного оленя), важную роль в их хозяйстве играло разведении ездовых собак, частично — оленеводство . Жили в срубных домах с земляным полом и плоской крышей без потолка с очагом-чувалом. В число хозяйственных построек входили бани. Марковцы носили одежду русского типа. В питании преобладали рыба и оленье мясо с приправами из кореньев, хлеб и пироги являлись частью праздничного стола. Из напитков марковцев известны чай и брага. Русская основа сохранилась у анадырцев в обрядах жизненного цикла и устном народном творчестве (русские былины, песни, сказки). Отчасти был перенят аборигенный фольклор охотничьего цикла .
В настоящее время марковцы занимаются добычей и переработкой рыбы, животноводством и огородничеством .