Большие Каменщики
- 1 year ago
- 0
- 0
Ка́менщики ( бухтарми́нские каменщики, бухтарми́нские старообрядцы, алтайские каменщики, бухтарми́нцы ) — этнографическая группа русских , сформировавшаяся в XVIII—XIX веках на территории Юго-Западного Алтая в многочисленных труднодоступных горных долинах бассейна реки Бухтармы и высокогорной Уймонской степи у истоков реки Катуни . Название происходит от старинного русского обозначения гористой местности — ка́мень , и значит « жители гор, горцы ». Формировалась из семей старообрядцев , преимущественно беспоповцев поморского согласия , и других беглецов от правительственных повинностей — горнозаводских крестьян , рекрутов , крепостных , каторжников и более поздних поселенцев.
Исторический диалект языка — о́кающий .
Формирование бухтарминских каменщиков явилось результатом смешения выходцев из различных регионов и различных социальных групп, постепенно вливавшихся в общины старожилов. Основу составляли кержаки из Нижегородской губернии . Отмечено культурное влияние выходцев из Поморья , Олонецкой , Новгородской , Вологодской , Пермской губерний , Западной Сибири и Алтайского края , а также казахов , алтайцев , ойратов . В силу общего происхождения и длительного совместного проживания бухтарминцы особенно сблизились с «поляками» . Заметно влияние казахских традиций на быт и культуру каменщиков в элементах одежды, предметах быта, некоторых обычаях, знании языка . Существовал обычай усыновления чужих детей вне зависимости от национальности. Внебрачные дети носили фамилию деда по матери и пользовались такими же правами, как и «законные» . Старообрядцы во избежание близкородственных браков помнили до девяти поколений предков .
Исследователями отмечалась большая зажиточность бухтарминских каменщиков из-за минимального давления государственных повинностей, внутренней системы самоуправления и взаимопомощи, особого склада характера, щедрых природных богатств края, использования наёмных работников. Каменщики вплоть до коллективизации представляли весьма замкнутое и локальное общество со своей самобытной культурой и традиционным бытовым укладом — по консервативным нормам и правилам православных старообрядческих общин, с сильным ограничением внешних контактов.
С самого начала XVIII века русские беглецы селились за Колывано-Кузнецкой укрепленной линией в обширных труднодоступных местах южных Алтайских гор. После ослабления и разгрома Джунгарского ханства войсками Цинской империи Бухтарминский край оказался на нейтральной территории, между нечеткими границами Российской империи и Китая . Край был богат природными ресурсами и находился вне правового поля соседних государств. Первые староверы появились здесь ещё в 1720-е годы , но документальные свидетельства относятся лишь к 1740-м . Причиной побегов было введение в 1720-х годах двойного оклада со староверов, а также распоряжение 1737 года о привлечении раскольников к горным работам при казённых заводах .
Долина Бухтармы зачастую являлась конечной целью беглецов. Позже эти земли получили название Беловодье .
Основателем бухтарминской вольницы считался крестьянин Афанасий Селезнёв, а также Бердюгины , Лыковы , Коробейниковы , Лысовы. Их потомки и сейчас живут в сёлах на берегу Бухтармы .
Первые поселения состояли из одиночных домиков, заимок и маленьких посёлков в 5—6 дворов. Каменщики занимались охотой, сельским хозяйством (преобладала залежно - паровая система), рыболовством , пчеловодством , позднее (разведением алтайского подвида Благородного оленя ). Обменивали добытые меха и продукты на товары у соседей — сибирских казаков , казахов , алтайцев , китайцев , а также заезжих русских купцов . Деревни строились возле речек, и в них обязательно ставили мельницу и кузницу. В 1790 году насчитывалось 15 селений. Часть каменщиков ушла из Бухтарминской долины дальше в горы, на реки Аргут и Катунь . Ими было основано старообрядческое село Уймон и ещё несколько поселений в Уймонской долине .
После основания Бухтарминской крепости обнаружилось 17 русских поселений в окрестных горах на нижней Бухтарме .
Рескриптом Екатерины II от 15 сентября 1791 года часть каменщиков (205 мужчин и 68 женщин ) и заселённые ими земли были приняты в состав России как Бухтарминская инородческая управа и Уймонская инородческая управа. Они расплачивались с правительством ясаком в виде пушнины и звериных шкур, как инородцы (народы нерусского происхождения). С одной стороны такое юридическое положение давало больше свобод, а с другой приравнивало к наименее почитаемым категориям населения. Кроме того, бухтарминцы были освобождены от подчинения присылаемой администрации, горно-заводских работ , рекрутчины и некоторых других повинностей.
После получения официального статуса российских подданных бухтарминские каменщики переселились в более удобные для жительства места. В 1792 году вместо 30 мелких посёлков из 2-3 дворов образовались 9 деревень, в которых проживало чуть более 300 человек: Осочиха (Богатырево), Быково, Сенное, Коробиха, Печи, Язовая, Белая, Фыкалка, Малонарымская (Огнево) .
В 1796 году ясак заменили денежной податью, а в 1824 году — оброком как с оседлых инородцев. В переписи 1835 года в управе числилось 326 мужчин и 304 женщины.
В 1878 году Бухтарминская и Уймонская инородческие управы упразднены и превращены в обычные крестьянские управы с отменой всех льгот .
В 1883 году народонаселение Бухтарминского края, входившего в Бийский округ Томской губернии , составляло 15503 души обоего пола, в том числе в Зыряновской волости проживало 5240 душ; Бухтарминской крестьянской — 4931, Бухтарминской инородческой — 2153, Большенарымской — 3184 души. Бухтарминская крестьянская волость состояла из 11 селений, жители которых занимались скотоводством, хлебопашеством, пчеловодством, перевозкой руд от Змеиногорского рудника на Бухтарминскую рудосплавную пристань, торговлей и прочим. В их пользовании находилось 5000 десятин пашни и до 1400 десятин сенокосных земель . Часть неизвестных властям поселений сохранялась до Октябрьской революции и Коллективизации .
В 1927 году только в пяти основанных каменщиками Бухтарминских деревнях насчитывалось свыше 3000 человек .
В результате столыпинских, советских и постсоветских культурно-политических процессов и миграций потомки бухтарминцев причисляют себя к общерусскому этносу и проживают в различных регионах Казахстана , России , Китая , США и других странах мира. Наибольшее количество потомков алтайских каменщиков живёт в городах и селах Восточно-Казахстанской области , которая включает в себя основные территории исторического формирования каменщиков. Во время переписи населения 2002 года на территории России лишь 2 человека указали свою принадлежность к каменщикам.