Interested Article - Хедер
- 2020-10-30
- 1
Хе́дер ( идиш חדר хе́йдэр — начальная еврейская школа; восходит к ивр. חֶדֶר — комната) — базовая начальная школа в традиционной еврейской ашкеназской религиозной системе образования.
Происхождение
Название хедер впервые упомянуто в XIII веке. В дальнейшем школы такого типа получили широкое распространение в среде ашкеназских евреев . Функционирование хедера в Белоруссии и в Польше в первой половине XVII века описано в книге Н. Ганновера «Иевен мецула» («Пучина бездонная»). Система, установленная в те времена, сохранялась в пределах Российской империи и в некоторых районах Австро-Венгрии вплоть до Первой мировой войны .
Система обучения
В хедере, как и в школах талмуд-тора , учились только мальчики, на 1-й ступени – от 3–5 до 9–10 лет, на 2-й ступени – до 13 лет. Однако если талмуд-тора была общинным учреждением для поддержки бедных детей, чьи родители не могли вносить плату за обучение, хедер был частной школой, и его учитель ( меламед от иврит. обучающий ) получал плату от родителей (для санкционирования такой платы потребовались юридические ухищрения галахических авторитетов, ибо считалось, что обучение законам веры должно осуществляться как мицва , то есть бесплатно).
Перед поступлением в хедер мальчик проходил через специальные "проводы" в синагоге, где ему читали вслух 10 заповедей. На следующий день его отводили в дом учителя.
Тем не менее, община контролировала обучение в хедере и устанавливала определённые правила и ограничения частной инициативе меламеда. Согласно школьному статуту Кракова (1511), в хедере не могло обучаться одновременно более 40 учеников. У учителя могли быть специальные помощники ( идиш : , единственное число белфер). Однако на практике нагрузка учителя была значительна; в одном классе одновременно могли обучаться ученики трёх возрастных групп. В младшей группе ( , с трёх лет) школьники обучались азбуке и чтению еврейских текстов без перевода. В следующей группе (с пяти лет) изучалось Пятикнижие с комментариями Раши и начальные сведения о Талмуде . Старшие ученики (с восьми лет) более углублённо занимались Талмудом.
Светские учебные дисциплины в хедере не изучались. Занятия проходили с раннего утра до семи-восьми часов вечера. Практиковались телесные наказания строптивых учеников, для чего существовал специальный кнут ( ). Считалось, что преподавание не требовало специальных знаний, и труд учителя ценился невысоко. По окончании хедера юноша мог под руководством раввина или образованных членов общины продолжить изучение Талмуда в училище при синагоге ( бейт-мидраш ) или поступить в иешиву . Однако для значительной части жителей штетла (см. Местечко ) образование ограничивалось учёбой в хедере.
В Новое Время
Со времени Хаскалы хедер подвергался яростной критике со стороны тех, кто получил светское образование; приверженцы Хаскалы ( маскилим ) особенно возмущались примитивной методикой обучения. Ненависть к сложившейся системе образования ярко выражена в произведениях И. Б. Левинзона , , П. Смоленскина и многих других. Однако в Российской империи только в конце XIX в. смогла реализоваться попытка реформации хедера (так называемый хедер метуккан ) на основе идеологии палестинофильства ( Ховевей Цион ) и, позднее, сионизма . Реформированные хедеры размещались в просторных помещениях, здесь преподавали историю еврейского народа , географию Эрец-Исраэль , грамматику иврита , в некоторых случаях даже русский , польский или немецкий языки. Несмотря на ожесточённое сопротивление ортодоксально-религиозных кругов, ассимиляторов и властей, школы системы «хедер метуккан» оказали влияние на становление новой системы еврейского образования.
См. также
Литература
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Ссылки
- 2020-10-30
- 1