Теленгуты
- 1 year ago
- 0
- 0
Нимфеум, нимфей ( др.-греч. νυμφαῖον ) — архитектурное сооружение , в античности — небольшое святилище, которое посвящали водным нимфам , обычно сооружалось у источника воды или водоёма — крены ( др.-греч. κρηνη ). У римлян — лутерий ( лат. luteris — бассейн для омовений, купель).
В Древней Греции святилищами нимф, божеств природных сил, считались пещеры, рощи, леса. Но поскольку древнегреческие нимфы покровительствовали не только природным явлениям, но и творческим деяниям человека, то и храмы нимф часто сближали по смыслу с волшебными источниками, например с Гиппокреной (Иппокреной; греч. Ἵππου κρήνη — конский источник) — священным источником поэтического вдохновения на вершине Геликона в Беотии, возникшего от удара копытом крылатого коня Пегаса . Такую же роль играл Кастальский источник на горе Парнас .
П. П. Муратов посвятил выразительные строки природному святилищу нимфы Эгерии в римской Кампанье :
«Капли, падающие с потолка в гроте Эгерии, ещё и теперь слышны, как лепет нимфы, который умел понимать когда-то Нума Помпилий… Всё это место со стоячими водами Алмоне, с камышом, зелёными холмами и могучими дубами священной рощи, с прохладной тенью нимфея, кажется легендарным и чудесным. Bosco Sacro состоит из нескольких очень старых вечнозелёных дубов, растущих правильным кругом… Внутри готово место для алтаря, но и без алтаря здесь живёт дух античной религии»
В эллинистическое и римское время лесным и озёрным нимфам стали посвящать небольшие сооружения над источниками воды — эдикулы , стелы , мраморные фонтаны , чаши и бассейны. Иногда стену или пилон оформляли нишей со статуей нимфы, фонтаном и чашей. «В I—II в. н. э. в домах римских патрициев и на помпейских виллах сооружали отдельные помещения с фонтанами, также называемые нимфеями. Фонтан давал прохладу, а небольшой алтарь служил жертвоприношениям домашним богам: ларам и пенатам» .
Нимфеи также строили в виде квадратных или круглых в плане зданий с колоннами , иногда в несколько этажей, либо постройку типа толоса , позднее — стилизованную под естественную пещеру: грот . Например в Поццуоли вблизи Неаполя сохранились руины Нимфеума Дианы (от которого остался круглый фундамент и часть возвышения).
В период эллинизма и в Древнем Риме «нимфеумами» стали называть сооружения, украшавшие источники воды, а также городские здания с водоёмами для бытовых нужд, но освящённые изображениями нимф или аллегорическими статуями. Сохранился целый ряд остатков подлинных античных нимфеумов, найденных при археологических раскопках, в частности в странах Ближнего Востока, который ранее входил в сферу эллинистического и римского влияния.
Нимфеем был выдающийся памятник античной архитектуры Септизоний ( лат. Septizonium , от лат. septem — семь и лат. zona — пояс, обрамление) — монументальное сооружение в Риме у подножия Палатина сооружённый в 203 году н. э. императором Септимием Севером . Сооружение имело семь ярусов с нишами и рядами колонн, было богато украшено мрамором и статуями. Нимфей был полностью разрушен по приказу папы Сикста V в 1588—1589 годах; оставшийся строительный материал использовался для новых построек, в частности, для Сикстинской капеллы и базилики Санта-Мария-Маджоре . Сохранились лишь некоторые остатки фундамента и зарисовки руин нимфея, сделанные в эпоху Ренессанса .
В Малой Азии сооружали огромные нимфеи с колоннадами, портиками и статуями. Одна из наиболее ярких реконструкций воспроизводит облик монументального нимфея в Милете , оформлявшего рыночную площадь античного города (I—III в. н. э.). От сооружения остались лишь руины.
В раннехристианскую эпоху нимфеумы выполняли функцию баптистериев . В средневековье античные крены переоборудовали в «Святые колодцы» ( лат. Sacrum Puteus ) — «путеалы», водоёмы, иногда с фонтаном в центре и с навесом — киворием , находящиеся посреди атриума или двора монастыря — клуатра . Такой водоём символически переосмысливался как источник вечной жизни, которую дарует вера в Христа. Близкий средневековый памятник, хотя и иной функции и композиции , — « Колодец предков », или «Колодец Моисея», — работа фламандского скульптора Клауса Слютера выполненная для картезианского монастыря вблизи Дижона , Франция.
Ренессансные и барочные городские фонтаны, прежде всего фонтаны Рима , также восходят к античным нимфеям. Например, Фонтан « Аква-Феличе » ( итал. Fontana dell'Acqua Felice ), также известный как «Фонтан Моисея», — монументальный барочный фонтан , расположенный на Квиринальском холме в Риме , Италия . Он оформляет окончание одноимённого античного акведука , возобновлённого по велению Папы Сикста V . Фонтан в 1585—1588 годах спроектировал и построил Доменико Фонтана . Античные источники имеет и знаменитый Фонтан Треви в Риме.
Один из самых знаменитых памятников эпохи французского Ренессанса — шедевр архитектора Пьера Леско и скульптора Жана Гужона : « Фонтан невинных » в Париже (1547—1549), восходящий к традициям античных нимфеев. В период неоклассицизма и увлечения античным искусством, в европейских поместьях и парках стали возникать павильоны-нимфеумы, обычно представлявшие собой архитектурные фантазии на античные темы. Такие нимфеумы можно увидеть во многих странах и городах Западной Европы. «Купальня нимф» (Nymphenbad) имеется в Цвингере , уникальном архитектурно-скульптурном ансамбле в стиле немецкого барокко в центре Дрездена (Саксония), творение архитектора М. Д. Пёппельмана и скульптора Б. Пермозера (1709—1719).
В российских усадьбах павильоны схожего типа обычно назывались гротами .