Киевская археологическая культура
- 1 year ago
- 0
- 0
Пра́жская культу́ра — археологическая культура древних славян ( V — VII века), распространённая в Центральной и Восточной Европе (от Эльбы до Дуная и среднего Днепра ). В некоторых работах эта культура объединяется с корчакской и называется пра́жско-корча́кской ( Prague-Korchak Culture ).
Название культура получила по характерной лепной керамике , впервые обнаруженной близ Праги чешским археологом И. Борковским . Исследователь отметил, что подобная глиняная посуда известна также на территории Польши и Германии , и предложил именовать её пражской, полагая при этом, что она развивалась автохтонно из керамики культуры погребальных урн и кельтской культуры .
Имеют место предположения известных археологов о том, что пражско-корчакская культура является продолжением зарубинецкой культуры ( Г. С. Лебедев ), является продолжением пшеворской ( И. П. Русанова ) и является родственной черняховской ( В. В. Седов ) или киевской культурам ( Е. В. Максимов ) . Обсуждалась также её возможная преемственность с культурой штрихованной керамики ( Д. А. Мачинский ) .
Прослеживается преемственная связь пражской культуры с более поздними славянскими культурами. Археологические данные свидетельствуют о массовом перемещении в VI—VII веках носителей пражско-корчакской культуры из разных мест её ареала в район реки Моравы , что соответствует сообщению Нестора в « Повести временных лет »: «…пришедше сѣдоша на рѣцѣ имѧнемъ Морава, и прозваша сѧ морава» . В начале VI века в Моравии находилось королевство придунайских герулов , было разгромлено в 508 году лангобардами, после чего источники фиксируют перемещение герулов в другие местности. В конце VII века пражская культура в восточной части своего ареала сменяется Лука-Райковецкой культурой , просуществовавшей до конца IX века .
Первоначально пражская культура была распространена на территории южной Польши , Чехии , Словакии и северо-западной Украины ( Шумское городище ). Позднее ареал её охватил также северную часть Польши, восточные районы Германии , Белоруссию (где выделяются две группы — полесская и верхнедвинская), среднюю часть Правобережной Украины, Молдавию и Румынию . Это привело к смешению пражской культуры с местными (более ранними) культурами и возникновению локальных вариантов. Высказываются предположения, что наиболее ранние поселения пражской культуры, датируемые IV веком, следует искать в бассейне реки Припять (Южная Белоруссия) .
Основными памятниками пражской культуры являются неукреплённые поселения — селища (от 0,5 до 1,5 га), реже мысовые городища с полуземлянками (до 20 м²). Обычно они располагались по берегам рек и иных водоёмов, часто на склонах надпойменных террас ; изредка находились и на открытых местах плато . Селища имели в основном небольшие размеры и состояли в среднем из 8—20 хозяйств. Рядовая застройка на поселениях прослеживается реже — например, крупное поселение V—VII веков Рашков на Среднем Днестре .
Основу хозяйственной деятельности племён пражской культуры составляли земледелие и животноводство . Земледелие было пашенным; для вспашки применялись рала (с железными наконечниками и без таковых), а в качестве тягловой силы выступали лошади и волы. Среди используемых зерновых культур преобладали пшеница , ячмень , рожь и овёс . В качестве сельскохозяйственных животных разводили крупный рогатый скот , свиней , овец , кур .
Для поселений пражской культуры характерны жилища-полуземлянки, имевшими двускатные крыши из досок или соломы, с печами-каменками. При строительстве полуземлянок применялись срубная, реже — столбовая конструкция стен. Полы были земляными, иногда на них клали деревянный настил. Вдоль стен располагались вырезанные в материке лежанки, иногда обложенные деревом. Очевидно сходную планировку имели и наземные срубные дома. Характерная славянская этнографическая черта — печи (каменки или глинобитные), были расположены в углу жилища. На западе ареала были распространены и очаги. Известны и наземные хозяйственные постройки. Так как в процессе земледельческой колонизации по мере оскудения почв славянам приходилось менять места обитания, то жилища на них обычно располагались кучно.
Как и для других славянских племён, для племён, входивших в пражско-корчакскую группировку, характерно ношение височных колец как важной детали женского головного убора. При этом этническим маркером племён пражско-корчакской группировки являются эсоконечные височные кольца — проволочные (или дротовые) кольца различного диаметра, у которых один конец завит в виде латинской буквы S . Носились такие кольца на висках одной или обеих частей головы, а прикреплялись, как правило, к налобной ленточной повязке или же к головному убору .
Основу пражской керамики составляют высокие горшки со слегка суженным горлом и коротким венчиком. Наибольшее расширение их приходится на верхнюю треть высоты. Поверхность сосудов обычно коричневатая, изредка несколько сглаженная. Большинство их лишено орнаментации, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Вся эта керамика изготовлена без помощи гончарного круга .
Погребальные памятники пражской культуры представлены полями погребальных урн, грунтовыми бескурганными могильниками с трупоположениями и, реже, курганными могильниками с трупосожжениями .
В. В. Седов идентифицирует памятники пражской культуры в восточной части её ареала с раннесредневековой славянской племенной группой дулебов . Средневековые византийские источники ассоциируют эти территории с хорватами , склавенами . В 565—567 годах через территорию пражской культуры проходила миграция аваров . На основании источников X века говорится, что часть хорватов переселилась в первой половине VII века в Далмацию , вступив в противостояние с аварами. Древнерусские летописи рассказывают об этнической связи племён кривичей ( полочан ), древлян , полян (днепровских) и дреговичей с осевшими на территории Белоруссии племенами белых хорватов , сербов и хорутан , пришедших в VI — VII веках .
Распад пражской культуры хронологически совпал с распадом соседнего Аварского каганата и появлением государства Великая Болгария в Причерноморье.
По сообщению франкского хрониста VII века Фредегара , около 630 года в Восточных Альпах существовала область славян — « Вендская марка » ( лат. marka Vinedorum ). В том же веке земли славян были на время объединены в государство Само . Само, просуществовавшего несколько десятилетий, пока не было завоёвано аварами.