Комалькалько (археологическая зона)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ки́евская культу́ра — восточноевропейская археологическая культура , датируемая с II по V век н. э. Выделена в 1940—1950-е годы советским археологом В. Н. Даниленко . Развилась предположительно на основе зарубинецкой культуры .
Ареал киевской культуры располагался к северу от ареала черняховской культуры . По современным данным, территория киевской культуры доходила до юга Псковской области (круг памятников ) . Самые восточные памятники киевской культуры начиная с конца XX века обнаруживаются в Самарском Поволжье . Во второй половине V века территория киевской культуры подверглась гуннскому нашествию.
Поселения — неукреплённые селища , представленные преимущественно полуземлянками , которые отапливались каменными очагами. Конструкция стен срубная или столбовая. Рядом с домами располагались погреба-ямы. Керамика лепная и более примитивная, чем предшествующая зарубинецкая. О земледельческих занятиях населения свидетельствуют такие артефакты, как железные серпы, зернотёрки и жернова. Наличие стеклянных бус и бронзовых пинцетов указывает на торговые отношения с Римской империей . Высокий уровень развития ремесла подтверждается, в частности, материалами брянского клада (обнаружен в 2010 году), датируемого III веком.
Подавляющее большинство погребений — ямные; инвентарь их не богат. Обычно в яме находят немногочисленные кальцинированные кости и уголь, т. е. в неё помещали только горсть пепла с погребального костра. Керамика, за исключением нескольких известных урн, попадала в яму в фрагментированном виде, что, вероятно, свидетельствует о проведении ритуалов типа тризны с разбиванием посуды.
В вопросе этнической принадлежности носителей киевской культуры нет единства мнений. В. Н. Даниленко , П. Н. Третьяков , В. Д. Баран , Р. В. Терпиловский и ряд других исследователей относят её к славянам , предполагая, что на основе киевской возникают последующие славянские культуры раннего средневековья: пеньковская и колочинская .
В. В. Седов и И. П. Русанова считают её балтской . При этом Седов рассматривает славянство колочинской культуры как результат взаимодействия с пеньковской, а киевскую культуру как субстрат для пеньковской и колочинской культур.