Бартошевич, Эдуард Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Эдуа́рд Миха́йлович Загору́льский ( белор. Эдуард Міхайлавіч Загарульскі ; род. 18 декабря 1928 года , Тула ) — белорусский историк и археолог . Крупнейший специалист по памятникам средневековья . Доктор исторических наук ( 1984 ), профессор ( 1986 ). Основатель кафедры археологии и специальных исторических дисциплин БГУ . Декан исторического факультета БГУ ( 1986 — 1991 ). Действительный член Белорусской Академии образования, заслуженный работник высшей школы Республики Беларусь . Основные научные интересы — древние города, этническая история Белоруссии, этногенез славян . Опубликовал более 100 научных работ в том числе свыше 10 авторских монографий и брошюр .
Родился 18 декабря 1928 год в Туле . В 1953 году окончил исторический факультет МГУ , после чего переехал в Минск и продолжил учёбу в аспирантуре Института истории АН БССР . Окончив аспирантуру в 1957 году, работал младшим научным сотрудником сектора археологии Института истории. С 1962 года работал в Белорусском государственном университете . Прошёл путь от преподавателя до декана исторического факультета (1986—1991) . В 1963 году защитил кандидатскую диссертацию. Именно по его инициативе в 1973 году в университете была открыта кафедра археологии, этнографии и вспомогательных исторических дисциплин, которую он возглавлял вплоть до 1997 года .
Во время археологических раскопок в Минске сумел определить общую планировку центра города XI—XIII веков, а также застройку и оборонительные укрепления .
В последнее годы работы занимался в основном проблемой этногенеза славян . С 2015 года на пенсии. Проживает в Минске .
|
Этот раздел
не завершён
.
|
В 1976 году на раскопках раннефеодального замка Вищин в Рогачевском районе Гомельской области Загорульский обнаружил уникальный клад древнерусских украшений и серебряных платежных слитков XII—XIII веков. Коллега Загорульского А. Егорейченко рассказывал:
Эдуард Михайлович в течение нескольких лет вел раскопки раннефеодального замка. Чтобы изучить внутривальные конструкции, определить время их сооружения, необходимо было прорезать окружающий замок земляной вал. Совершенно неожиданно на гребне насыпи, буквально под дёрном, был обнаружен клад. В него входили серебряные браслеты, причём некоторые из них с чернением, колты — височные украшения с эмалями, рясны, гривны и многое другое. Впервые в одном комплексе были найдены слитки трёх типов — киевские, новгородские и литовские. Ничего подобного на территории Беларуси ни до, ни после того не находили .
В белорусской историографии традиционно спорным считается вопрос о месте основания города Минска . Научная проблема была выдвинута [ когда? ] известным историком А. Ясинским , который в статье «Менск — Немига — » предположил, что изначальный Минск ( летописный Мѣнскъ ) находился не в центре современного города на реке Немиге (Немизе), а за чертой города, на реке Менке . Такое предположение основывается на летописном свидетельстве о походе Ярославичей ( Изяслава Киевского , Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского ) на полоцкого князя Всеслава Брячиславовича . В результате похода Менск был сожжён, а уже после этого на некотором отдалении от города состоялась знаменитая битва на Немизе .
27 мая 1935 года в газете « Звязда » была опубликована заметка двух известных археологов А. Лявданского и А. Ковалени о раскопках в деревне Городище на реке Менке в 18 километрах южнее Минска . Ими было обнаружено большое земляное укрепление с высокими валами , селище и много курганных могил X—XI веков, найдены клады арабских и византийских монет, что свидетельствует о ведении активной торговли в поселении. Было сделано предположение что это поселение и есть изначальный Минск, получивший своё название от реки Менка и впоследствии перенесённый на современное место .
Гипотеза о местоположении изначального Минска на Менке крепко укрепилось и до недавнего времени этот вопрос в историографии считался в целом решённым . В обоснованности этой гипотезы впервые усомнился тогда ещё молодой Эдуард Загорульский. Во время празднования 900-летия Минска (1967) от заявил: «Ни одно из этих положений не было доказано» . Обстоятельно свою позицию он изложил в книге «Возникновение Минска». В целом она сводится к тому, что Минск «никто никогда никуда не переносил», что изначальный Минск находился в самом центре современного. Летописное сообщение о том, что дружины Ярославичей после разрушения Менска направились «к Немизе» Загорульский объясняет тем, что недалеко от Минска существовало поселение с названием «Немиза», около которого и произошло сражение . И действительно, в «Списке русских городов дальних и ближних» конца XIV века встречается город Немиза, причём Менск в этом списке также присутствует. Вот что писал по этому поводу исследователь списка М. Н. Тихомиров :
Остается неустановленным местоположение трёх городов: Березуеск, Немиза, Мченеск. Трудно предполагать, что речь идет ещё об одном городке на маленьком высохшем ручье Немига, на котором стоит Минск. К тому же Минск указан в Списке отдельно. Не было ли ещё какой-либо другой Немиги или Немизы, по имени которой и был назван город?
Также в подтверждение своей гипотезы Загорульский приводит многочисленный археологический материал, обнаруженный на раскопках в центре Минска. По мнению археолога, найденные в Минске находки (например, шейная гривна ) датируются Х — первой половиной XI века, что подтверждает факт «непереноса» города. Также немаловажен и тот факт, что источники ничего не говорят о каком-либо изменении положения Минска, хотя в источниках XI век город упоминается более десяти раз .
Между тем, некоторые видные белорусские археологи поддерживают гипотезу Ясинского. Так, например, извечный оппонент Загорульского Г. В. Штыхов не согласен с датировкой минских находок и предполагает, что они относятся ко второй половине XI века, то есть ко времени уже после переноса города. Также Штыхов оперирует находками из деревни Городище (предполагаемого место изначально Минска), которые относятся к X—XI векам. Загорульский соглашаясь с датировкой находок городищенского селища, обращает внимание на то, что величественные валы были возведены никак не в XI веке, а гораздо позже — спустя 400—500 лет после того, как в деревня прекратила своё существование. Исходя же летописи, жители Менска укрылись от дружин Ярославичей за крепостными стенами, которых в деревне Городище никогда не было .
На данный момент (2010) проблема не имеет однозначного решения.