Interested Article - Аргиппеи
- 2021-02-01
- 1
Аргиппеи ( др.-греч. Ἀργιππαῖοι ) — народ, проживавший в районе Уральских гор к западу от места расселения исседонов , к востоку — от сарматов , к северо-западу от массагетов и к северо-востоку от каспиев . В различное время учёные помещали их в том числе близ Кавказских , Алтайских или Карпатских гор. Доктор филологических наук профессор Мирфатых Закиев считает наиболее достоверной точку зрения, согласно которой аргиппеи проживали на Южном Урале и оказали огромное влияние на формирование башкирского этноса
По данным Геродота , «…все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками. Говорят они на особом языке, одеваются по‑ скифски , а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик. Величиной это дерево почти что со смоковницу , плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Спелый плод выжимают через ткань, и из него вытекает чёрный сок под названием „асхи“. Сок этот они лижут и пьют, смешивая с молоком. Из гущи асхи они приготовляют в пищу лепёшки . Скота у них немного, потому что пастбища там плохие. Каждый живёт под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком , а летом оставляют без покрышки. Никто из людей их не обижает, так как они почитаются священными и у них даже нет боевого оружия. Они улаживают распри соседей, и если у них найдёт убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть. Имя этого народа — аргиппеи ».
Существует предположение, что термин
аргиппеи
произошёл от определённых двух слов, соответствующих
греческим
«арго» (быстроходный корабль) и «гиппей» (конь). Закиев указывает на версию, согласно которой
тюркский
воин при знакомстве с
греками
именовал себя
ират
(защитник страны), при вопросе же греков, кто он такой, сочетая «ар / ир» (мужчины) и «ат» (конь). Сами греки, возможно, осуществили полуперевод, в результате которого получили слово
иргиппей / аргиппей
. Должно быть, в состав
этнонима
вошло
тюркское
пи
(
бей
), употреблённое с определением
аргы
(та сторона), что в переводе означает «беи той стороны (реки или гор)»
.
Комментируя Геродота, Г. А. Стратоновский пишет: «Слово асхи ( ачи ) можно сравнить с древнетюркским ачуг (горький, кислый)» — и ссылается на башкирское блюдо ашха, о котором говорит С. Я. Лурье . Но поскольку у Геродота речь идет о напитке, а не о кушанье, то это слово больше подходит к балкаро-карачаевскому напитку ацтхи (ачтхи), и более того, с учетом естественных трудностей для эллинов фонетически точно воспроизводить слова «варваров-номадов», это слово тождественно балкаро - карачаевскому термину ицхи ( ичхи ) «напиток». Относительно напитка асхи следует отметить еще и такой факт. Многие авторы считают его напитком казанских татар — ашы. И. Забелин писал, что ашы — асхи — это сок вишен , и приводит мнение путешественника XVI в. Павла Иовия об этом напитке. Ф. Г. Мищенко считает, что дерево «Понтик», из плодов которого аргиппеи делали асхи — это род черешни . В этой связи очень интересно отметить, что византийского посла Зимарха в 569—571 гг. алтайские тюрки и их правитель Дизибул угощали великолепным напитком «не из винограда, но похожего на виноградный сок»
Примечания
- . historykz.blogspot.com. Дата обращения: 4 июня 2017. 4 июня 2017 года.
- , Астана, с. 256.
- Геродот. Книга IV. Мельпомена // История . — Л. : Наука, 1972. — 600 с. — (Памятники исторической мысли). — 50 000 экз.
- , Астана, с. 257.
- И.М. Мизиев. . — Нальчик: Эльбрус, 1986. — С. 23. — ISBN 63.5(2Р-6К-Б) 902.6(С164) М 586. 14 января 2022 года.
Литература
- Закиев М. З. Глубокие этнические корни тюркских народов. — Астана: Министерство образования и науки Республики Казахстан, Тюркская академия, 2011. — С. 256—257. — 397 с.
- 2021-02-01
- 1