Interested Article - Нахичеванская культура

Карта археологических памятников нахичеванской культуры

Нахичеванская культура ( Кызыл-ванкская культура , Кармир-ванксая культура ) — археологическая культура эпохи бронзы и раннего железа ( II тысячелетие до н. э. — начало I тысячелетия до н. э. ) на территории Нахичеванской Автономной Республики ( Азербайджан ). Культура родственна и генетически связана с предшествующими местными археологическими культурами эпохи энеолита и ранней бронзы (например, с Куро-Араксской культурой ) .

История

Еще в 1896, 1904 и 1926 году в местности Кызылванк был выявлен могильник с погребениями типа каменных ящиков , содержащих своеобразную расписную керамику . От армянского монастыря VII века Кармир-ванк (местное азербайджанское наименование Кизыл-Ванк), у которого происходили раскопки, культура называется также «Кызыл-ванкская» или «Кармир-ванксая» . В 1926 году в Кызыл-Ванке проводились раскопки под руководством академика Мещанинова , в результате которых были обнаружены погребальный инвентарь, различные бронзовые изделия, наконечники стрел, и в большом количестве красноглиняная керамика, а также черноглиняные сосуды . Осенью этого же года в Кызыл-Ванке производились раскопки под руководством ГАИМК , давшие новые данные, в том числе сосуды более крупных размеров . Также осенью 1926 года Алексером Алекперовым была обнаружена крашеная керамика уже в горных районах Нахичеванской АССР, а благодаря исследованиям Нахичеванского музея в последующие годы были получены сведения о находках крашеной керамики в селениях Ибадулла и Шахбуза .

Оглан-кала в 1936 году. Остатки циклопической башни

Археологические работы 1934 и 1936 гг. показали, что крашеная керамика имеется во многих местах Нахичеванской АССР, встречаясь не только в низменных берегах реки Аракс, но и выше по его притокам, в горах. Экспедиция 1936 года Азербайджанского филиала Академии наук СССР оказалась наиболее продуктивной, были обнаружены не только новые места распространения крашеной керамики, но также различного рода поселения . Так, в Норашенском районе была обнаружена мощная циклопическая крепость, известная у населения как Оглан-Кала , где были обнаружены фрагменты крашеной керамики, типа Кызыл-Ванк, в связи с чем археологи связали Оглан-Кала с Кызыл-Ванком общностью культуры . Экспедиция проводила работы также в поселении Шор-Тапа близ села Ибадулла и в поселении Шахтахты (в том числе в крепости Гявуркала ) . Обнаружение в 1936 году погребений типа Кызыл-Ванк, распространенных на территории всей Нахичеванской АССР, послужило основанием для выделения особой археологической культуры, названной нахичеванской . Позднее на территории Нахичеванской АССР были выявлены и изучены памятники Кюльтепе I , Кюльтепе II и другие, наиболее полно характеризующие Нахичеванскую археологическую культуру .

Результаты первых раскопок Кызыл-Ванка давали Мещанинову основание говорить о двух стадиях развития местной крашеной керамики, раскопки же 1936 года дали сведения о новой высшей стадии развития классового общества. Эта культура развивалась на месте и в отдельные периоды, по словам Алекперова, должна была соприкасаться с древне-восточными культурами, особенно во времена экспансии ассирийцев и халдов к берегам Аракса . Ещё в эпоху средней бронзы на территории Нахичеванского края возникли большие укрепленные поселения с развитой культурой. К ним относятся Кюльтепе II, Огланкала, Галаджыг, Чалханкала, Гявуркала (Шахтахты), Вайхыр-Гявуркала. Погребения — грунтовые, каменные ящики и курганы .

Для нахичеванской культуры характерны такие ранние города, как Кюльтепе, Древний Нахичевань, Огланкала, Гызгаласы, Газанчы, Гявуркала, Галаджыг, такие поселения, как Шортепе, Нахаджир, Мейдантепе, Кярки, Азнабурт, Вайхыр, Демирчиляр и др., а также циклопические сооружения, земляные погребения и погребения в каменных ящиках, курганы .

Этапы развития культуры

Нахичеванская культура прошла четыре этапа развития .

Первый этап (XX—XVII вв. до н. э.) характеризуется мнохромно раскрашеными чёрными кувшинами без ручек, чашами. Встречаются также образцы керамики с простыми узорами черного и серого цветов. Крашеная керамика украшена узорами в виде ромб, треугольников, ломаных и прямых линий, кругов. На некоторых сосудах (Нахаджир, Яйджы) встречаются изображения людей, оленей, коз и птиц . К этому этапу культуры относятся также находки из села Кярки , относящиеся к XIX—XVIII вв. до н. э.

Второй этап (XVII—XV вв. до н. э.) характеризуется полихромно раскрашеными сосудами серого и жёлтого цветов с более сложными узорами в виде сложных геометрических фигур, изображениями людей, животных и птиц (Кюльтепе II, Шахтахты, Кызыл-Ванк). Найденые сосуды покрыты светло-розовой и жёлтой краской и украшены тёмно-красными, коричневыми, чёрными и белыми узорами .

Третий этап (XIV—XI вв. до н. э.) характеризуется относительно небрежно украшеной полихромной посудой в виде чайников, ваз и кувшинов, а также простыми образцами керамики серого и чёрного цветов .

Четвёртый этап (X—VII вв. до н. э.) характеризуется посудой похожей на находки предыдущего этапа, но найденые образцы украшены более грубо и примитивно .

Занятия населения

Основными отраслями хозяйства были земледелие, скотоводство, горное дело, ремесло. Найдено много орудий труда, связанных с этими отраслями хозяйства. Нахичеванская культура очень богата монохромными и полихромными расписными керамическими сосудами, имеющими своеобразные формы. Интерес представляют кувшины с ручкой и «чайники» . Подобные чайники встречаются и в других районах Малого Каказа, что является результатом влияния нахичеванской культуры . Изображения людей, зверей и птиц на сосудах встречаются редко, только на сосудах красного и жёлтого цветов. На одном расписном кувшине из красной глины, найденном близ селения Шахтахты, изображена сцена охоты на диких животных, нарисованная черной и красной красками. На некоторых сосудах бронзоовго века тёмного и серого цветов на дне с наружной стороны нарисовано солнце, что, по мнению археолога Исхака Джафарзаде , свидетельствует о наличии культа солнца среди местного населения в эту эпоху .

В сельском хозяйстве доминировало плужное земледелие. Основным пахотным орудием было рало. Наряду с составными серпами, в процессе жатвы употреблялись и бронзовые. Часто при раскопках встречались каменные зернотёрки, тёрочники, ступки. Определённое место в хозяйстве занимало виноградарство и виноделие. В скотоводстве особое развитие получило овцеводство .

Высокого уровня достигли многие отрасли ремесла: металлообработка, гончарное дело, ткачество и другие. Среди населения этой культуры было развито имущественное неравенство . Её признаки стали особенно ярко прослеживаются с начала I тысячелетия до н. э. Племена Нахичеванской культуры поддерживали экономическе и культурные связи с другими странами Закавказья и Ближнего Востока . Нахичеванская культура была тесно связана с культурами Передней Азии, Элама , Ассирии и Мидии . Между высокоразвитыми центрами гончарного ремесла на территории Нахичевани и Миль-Карабахской степи существовали тесные экономические связи, благодаря чему в Мильско-Карабахской степи получила распространение характерная для нахичеванской культуры техника расписной керамики .

Из памятников Нахичеванской культуры выявлены также булавы, бронзовые кинжалы, наконечники стрел, шила, булавки, подвески в виде птиц и других форм, браслеты, золотые серьги, кольца, разной формы бусины, а также железные браслеты, мечи, наконечники стрел .

Примечания

  1. , с. 353.
  2. Кызылванский могильник // Большая советская энциклопедия . — 1950. — Т. XXIV . — С. 165 .
  3. , с. 172.
  4. , с. 9.
  5. Федотов В. В. Историческая география Северо-Восточной Евразии в эпоху античных цивилизаций. — М. : МЭИ, 1996. — С. 68. — 203 с.
  6. , с. 100.
  7. // Азербайджанская советская энциклопедия : [10 томах] = Азәрбајҹан Совет Енсиклопедијасы (азерб.) / гл. ред. Дж. Б. Гулиев . — Баку: Кызыл Шярк, 1979. — Т. III. — С. 159. — 628 с. — 80 000 экз.
  8. : [ 14 мая 2019 ] / А. Ю. Скаков // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 507. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7 .
  9. Южный Кавказ в ІХ-ІІ тыс. до н. э: Этапы культурного и социально-экономического развития. — Петербургское Востоковедение. — Санкт-Петербург, 1993. — С. 164. — 311 с. — ISBN 5020273562 . — ISBN 9785020273566 .
  10. , с. 250-251.
  11. , с. 251.
  12. , с. 252.
  13. , с. 253.
  14. , с. 252-253.
  15. , с. 254-255.
  16. , с. 256.
  17. // Азербайджанская советская энциклопедия : [10 томах] = Азәрбајҹан Совет Енсиклопедијасы (азерб.) / гл. ред. Дж. Б. Гулиев . — Баку: Кызыл Шярк, 1981. — Т. V. — С. 456. — 624 с. — 80 000 экз. Кәрки // Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — 1981. — Т. V . — С. 356 . (азерб.)
  18. , с. 48.
  19. , с. 46.
  20. , с. 146.

Литература

На русском
  • Г. М. Ахмедов, И. А. Бабаев. Археологические культуры Азербайджана. — Б. , 1986.
  • Культура эпохи средней бронзы Азербайджана. — Б. : Элм, 1991.
  • В. Г. Алиев. Нахичеванская культура // Большая советская энциклопедия . — М. , 1974. — Т. XVII .
  • Абибуллаев О. Раскопки холма Кюль-тапа // Краткие сообщения ИИМК . — 1953. — Вып. 51 . — С. 36—45 .
  • Джафарзаде И. М. Древнейший период истории Азербайджана // Очерки по древней истории Азербайджана / Под ред. А. Н. Гулиева. — Б. : Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1956.
  • Алекперов А. Крашеная керамика Нахичеванского края и Ванское царство // Советская археология . — 1937. — № 4 .
  • Спицын А. С. Некоторые закавказские могильники // Известия императорской Археологической комиссии. — СПб. , 1909. — Вып. 29 .
На азербайджанском
  • // Азербайджанская советская энциклопедия : [10 томах] = Азәрбајҹан Совет Енсиклопедијасы (азерб.) / гл. ред. Дж. Б. Гулиев . — Баку: Кызыл Шярк, 1983. — Т. VII. — С. 172. — 623 с. — 80 000 экз.
  • Һәбибуллајев О. Күлтәпәдә археоложи газынтылар. — Б. , 1959. (азерб.)
  • Әлијев В. Азәрбајҹанда түнҹ дөврүнүн бојалы габлар мәдәнијјәти. — Б. , 1977. (азерб.)
Источник —

Same as Нахичеванская культура