Interested Article - Балановская культура
- 2021-11-19
- 2
Бала́новская культу́ра — археологическая культура бронзового века (II тыс. до н. э.), располагавшаяся на территории Средней Волги и Вятско - Ветлужского междуречья. На западе переходила в близкородственную фатьяновскую культуру . Балановский могильник, давший название культуре, расположен возле села Баланово Козловского района Чувашии .
Данная культура шнуровой керамики (боевых топоров) была выделена в 1950 году О. Н. Бадером и признана А. Х. Халиковым . Многие исследователи, включая Д. А. Крайнова , считают балановскую группу памятников восточным вариантом фатьяновской культуры . Более подробное описание балановских памятников см. в статье фатьяновская культура .
Балановская культура делится на четыре этапа: балановский, атликасинский, ошпандинский и хуласючский . Обычно фатьяновцев и балановцев относят к северным индоевропейцам — ещё не разделившейся балто-славянской (или даже балто-славяно- германской ) общности .
Хозяйство
Подобно другим племенам культур боевых топоров («шнуровикам»), балановцы занимались главным образом скотоводством . Они имели навыки разведения домашних животных — свиней и мелкого рогатого скота, а со второй четверти II тыс. до н. э. — также крупного рогатого скота и лошадей . Поздние балановцы умели использовать быков в качестве тягловой силы и были знакомы с колёсным транспортом в виде двухколёсных повозок .
В частности, в Балановском могильнике найдены кости быка, барана, лошади и свиньи . На Васильсурском городище, расположенном в устье реки Суры на правом берегу Волги, в слое балановского времени были обнаружены, наряду с остатками диких животных, 195 костей от 33 особей домашних животных — крупного и мелкого рогатого скота, свиней и лошадей . По наблюдениям Б. С. Соловьёва, первоначально балановцы заняли правобережье Волги и возвышенные районы Вятско-Ветлужского междуречья, наиболее благоприятные для развития скотоводства, в то время как местное ( финно-пермское ?) население обитало преимущественно в низменном полесье, мало пригодном для ведения этого типа хозяйства .
Не исключено, что балановцы были первыми земледельцами в Волго-Вятском регионе. Некоторые исследователи допускают, что они занимались подсечно-огневым земледелием с последующим использованием земель, расчищенных от леса . Впрочем, свидетельства земледелия на балановских памятниках крайне скудны. Кроме того, инструменты балановцев мало пригодны для того, чтобы валить деревья, тем более вырубать целые леса.
В Приуралье балановцами был создан очаг металлургического производства. Бронзу получали на базе вятско-казанской группы месторождений медистых песчаников приуральского горнометаллургического центра . Балановцы не только производили разработку рудных месторождений, выплавку металла, но и знали литьё медных предметов в формах.
Антропологический тип
Балановское население в Поволжье было пришлым народом: появилось оно там с запада, вероятно, в 3 тыс. до н. э. Балановцы, как и фатьяновцы, имели европеоидный высокорослый и грацильный (стройный, не массивный), узколицый восточно-средиземноморский антропологический тип . Его истоки прослеживаются в междуречье Днепра и Вислы . Со временем, при смешении с аборигенным населением, балановцы приобретали черты уральской расы .
Впрочем, по мнению А. А. Казарницкого, называть тип фатьяновцев и балановцев средиземноморским некорректно: лесные (центральноевропейские по происхождению) и кавказские популяции эпохи бронзы достоверно отличаются друг от друга по ряду параметров, их формирование шло разными путями, сходство между ними может объясняться лишь очень отдалённым родством .
Судьба и влияние
В плане керамики преемственность с балановской демонстрирует лесостепного Поволжья (XVI—VIII века до н. э.), которая рассматривается как результат смешения балановцев с местными племенами волосовской культуры . А. Х. Халиков подчёркивал пришлый, сейминско-турбинский компонент этой культуры и её общую синкретичность , однако отнесение чирковцев к сейминско-турбинским племенам вызывает сомнение .
В целом влияние балановской культуры сыграло большую прогрессивную роль в развитии местных финно-угорских культур . Именно от балановцев финно-пермяне заимствовали первые практические навыки разведения домашних животных: крупного и мелкого рогатого скота, свиней, лошадей. Важное значение для развития прапермян имел металлургический комплекс, оставшийся им от балановцев, и заимствованные у них простейшие приёмы металлургического и кузнечного ремесла. Именно влияние балановцев дало решающий толчок развитию производящего хозяйства и металлургии у аборигенного финно-угорского населения.
Примечания
- Бадер О. Н. К вопросу о балановской культуре // Советская этнография. 1950. № 1.
- Халиков А. Х. Балановские памятники в Татарии // Краткие сообщения института археологии. 1964. Вып. 97.
- . Дата обращения: 2 июня 2019. 2 июня 2019 года.
- Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР. М.: Наука, 1987. С. 75.
- Напольских В. В. Введение в историческую уралистику. Ижевск: УдмИИЯЛ, 1997. С. 159—160.
- Смирнов А. П. Возникновение производящего хозяйства и финно-угры // Congressus Quartus internationalis fenno-ugristarum. Budapest, 1975. S. 187.
- Бадер О. Н. , Халиков А. X. Балановская культура. Эпоха бронзы лесной полосы СССР, С.75 — 76. // Серия: Археология СССР. М.: 1987. 472 с.
- Бадер О. Н. Балановский могильник. Из истории лесного Поволжья в эпоху Бронзы. М., 1963. С. 277.
- Петренко А. Г. Первые следы появления домашних сельскохозяйственных животных в лесных районах Среднего Поволжья // Древности Среднего Поволжья. Археология и этнография марийского края. Йошкар-Ола, 1987. Вып. 13. С. 146.
- Соловьев Б. С. Финал волосовских древностей и формирование чирковской культуры в Среднем Поволжье // Поздний энеолит и культуры ранней бронзы лесной полосы европейской СССР. Археология и этнография марийского края. Йошкар-Ола, 1991. Вып. 19. С. 59-60.
- Краснов Ю. А. Раннее земледелие и животноводство в лесной полосе Восточной Европы. М., 1971. С. 17-18.
- Черных Е. Н. История древнейшей металлургии Восточной Европы. М., 1966. С. 77.
- : [ 28 марта 2019 ] / С. В. Кузьминых // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 690-691. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
- Академия наук СССР, Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая, Руссиян С.Ф.С.Р. . — Изд-во Академии наук СССР, 1950.
- Акимова М. С. Палеоантропологические материалы из Балановского могильника // Бадер О. Н. Балановский могильник. Из истории лесного Поволжья в эпоху бронзы. М. , 1963.
- Казарницкий А. А. // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. СПб, 2012. Т. 2. С. 126—132.
- Халиков А. Х. Чирковская культура //Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987.
- Соловьёв Б. С. О «чирковских» памятниках Прикамья. // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Вып. 8. Пермь, 2012.
- Голдина Р. Д. Основные этапы взаимодействия финно-пермян с другими этносами в древности и средневековье (конец III тыс. до н. э. — XVI в. н. э.) // Славянский и финно-угорский мир вчера, сегодня. Ижевск: УдГУ, 1996. С. 4-6.
См. также
Литература
- // Чувашская энциклопедия
- // Археологические культуры в Предуралье и Поволжье
- Большов С. В. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2010. № 3 (15). С. 3-11.
- 2021-11-19
- 2